72. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия
В регулировании общественных отношений огромная роль принадлежит таким социальным регуляторам, как право и мораль. Основное их назначение состоит в том, чтобы целенаправленно воздействовать на поведение людей, обеспечивающее интересы классов, социальных групп, отдельных индивидов или общества в целом.
Что же собой представляют право и мораль, что общего между ними и каковы иххарактерные особенности, как право и мораль взаимодействуют друг с другом?
Напомним, что право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, которые выражают государственную волю, устанавливаются и обеспечиваются государством и направлены на урегулирование общественных отношений.
Мораль (нравственность) — это система исторически опреде- ленныхнорм, принципов, взглядов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, похвального и постыдного, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого обществом, совести, благородства, порядочности и других подобных нравственных критериев.
Именно с таких позиций дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.Универсальными категориями морали выступают «добро» и «зло», а через них уже оцениваются другие моральные понятия: «совесть», «честь», «порядочность» и т. п; Именно представления о добре и зле выступают основой развития моральных отношений и моральных норм.
Нормы морали — это особый тип социальных норм, распространяющий свое влияние на всех людей. Они формулировались с процессе исторического развития общества, в борьбе человечества со злом, за утверждение добра, справедливости. Моральные нормы тогда становятся основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.
Соотношение между правом и моралью довольно сложное.
Его анализ предполагает рассмотрение следующих четырех составляющих: 1)единство; 2)
различие; 3)
взаимодействие; 4)
противоречия.
I. Единство права и морали состоит в том, что: 1)
право и мораль, являясь разновидностью социальных норм, служат универсальными регуляторами поведения людей, обладают способностью проникать в различные области общественной жизни; 2)
право и мораль — многомерные образования, которые имеют сложную структуру, состоящую из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов (общественные отношения, общественное сознание, нормы); 3)
право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений, т. е. они регулируют общественные отношения (только в разном объеме) и адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам; 4)
право и мораль служат общей цели — упорядочения и совершенствования общественной жизни, регулирования поведения людей, поддержания порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5)
право и мораль как социальные регуляторы имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Другими словами, право и мораль определяют границы свободы личности, служат сред-
ш
?•??Bsswraiiayii&Ti ' ш®зк?*г-чащ- ством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; 6)
право и мораль имеют общие социальные, экономичес- ' кие, политические и культурные условия жизни обще- ства, что делает их социально однотипными в данном обществе;
в 7)
право и мораль представляют собой основополагающие общеисторические ценности, входят в культуру общества и выступают в качестве основных признаков социального и культурного прогресса.
II. Право и мораль имеют свои отличительные особенности, которые заключаются в следующем: 1)
право возникает вместе с государством как ответ на объек- тивную потребность защиты интересов господствующего класса. Мораль — более древняя форма социального Щ регулирования. Она рождается до появления государственно-организованного общества; 2)
право и мораль различаются по способам их установления и формирования.
Право состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами. Оно выражает волю государства, а значит, выступает особым, государственным регулятором. Нормы морали не являются продуктом специально целенаправленной деятельности «законополагающей инстанции». Они возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Следовательно, мораль носит неофициальный (негосударственный) характер, в отличие от права; 3)в пределах одной страны действует одна правовая система. Мораль же, в целом соответствуя определенному типу общества, не является однородной в силу классового, национального, религиозного и иного деления общества. В результате в стране могут существовать несколько моральных систем; 4)
различие между правом и моралью заключается в форме их выражения. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законы указы,
/шШк.1 постановления и т. п.), имеющих письменную форму. Моральные нормы не имеют таких четких форм фиксации, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей. Однако отдельные принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе». Они находят также свое отражение в художественной литературе, в искусстве, фольклоре, в программных и уставных документах различных общественных организаций и т. д. В целом же нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении и передаются им. Таким образом, право представляет собой логически стройную и структурированную систему, а мораль — внутренне несистематизированное образование; 5)
отличие права от морали проявляется в методах обеспечения и порядке ответственности за их нарушение. Реализация права — это сложный процесс. Он предполагает наличие особого государственного аппарата принуждения, без которого право не было бы эффективным регулятором общественной жизни. В случае совершения правонарушения виновный наказывается от имени государства, при- влекаясь к особой юридической ответственности.
При этом порядок ее возложения носит процессуальный характер, т. е. строго регламентирован законом.В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, мер воздействия социальной общности, решений коллектива. Моральные нормы заранее не регламентируют конкретные средства и меры принуждения, которые имеются у права в виде заранее продуманной системы санкций. Наказание выражается в том, что к нарушителю применяются такие меры общественного воздействия, как обсуждение поступка на собрании коллектива, нравственное порицание, выговор, замечание, исключение из общественной организации и т. п. Таким образом, человек несет моральную ответственность перед обществом, коллективом, семьей, а не перед государством; 6)
право и мораль различаются по критериям оценки регулируемых общественных отношений. Если право регу- лирует взаимоотношения между субъектами, с позиций их юридических прав и обязанностей, правомерного — неправомерного, законного — незаконного, то для норм морали характерна оценка человеческих действий с точки зрения добра и зла, справедливого — несправедливого, честного — бесчестного и т. д.;
различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения человека. Право указывает на необходимость всесторонне оценить поведение человека, совершившего правонарушение. Однако с юридической точки зрения совершенно неважно, в соответствии с какими побудительными мотивами действовал человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является законным. С моральной же точки зрения необходимо выяснить мотивы, стимулы человека, его намерения или выбор определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным; в основе различий права и морали лежит уровень требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно ниже у права. Дело в том, что право Пресекает наиболее опасные формы антиобщественного поведения, применяет к злостным правонарушителям довольно жесткие санкции. Мораль же не терпит никакого антиобщественного поведения и безоговорочно осуждает любые формы лжи, клеветы, обмана.
Мораль, призывая людей бьпь во всем предельно честными, справедливыми, благородными, ориентирует их не на средний уровень, а на идеал. Таким образом, мораль выступает эталоном права;право и мораль различаются по сферам действия. Мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Право регулирует наиболее важные сферы общественной жизни, и только те, которые в состоянии упорядочить (власть, собственность, управление, правосудие и т. д.). Взаимоотношения в быту, коллективе, семье являются объектами морали. Мораль проникает во все поры обще- ства и воздействует на такие стороны человеческих отношений, как любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, мода, личные пристрастия и т. д.
Однако сферы действия права и морали не совпадаютлишь частично. Это означает, что значительная совокупность общественных отношений составляет предмет регулирования и права, и морали; 10)
содержание норм права характеризуется большей конкретностью, в правовых нормах предусматриваются весьма подробные детали, связи. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения; 11)
право и мораль рассматривается по времени введения в действие и их историческим судьбам. Мораль древнее права, ее нормы вводились в действие по мере осознания их людьми. Нормы морали получат свое дальнейшее развитие, обогатятся новым содержанием и останутся одним из основных видов регулирования поведения людей. Что касается права, то оно возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Нормы права устанавливаются и начинают действовать в конкретно определенный срок. В будущем они все более будут приближаться к нормам морали.
III. Взаимодействиёправа и морали.
Тесное единство и взаимосвязь права и морали, как социальных регуляторов, обусловливают и их социальное и функциональное взаимодействие, которое проявляется в следующем: 1)
право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей определенной юридической и нравственной культуры; 2)
правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые и осуждаемые правом, поощряются и осуждаются, как правило, моралью; 3)
право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль; 4)
взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в формировании у него высоких гражданских качеств;
5)
право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы; 6)
правовые нормы служат проводником морали, закрепляют и защищают моральные ценности.
Таковы, например, нормы гражданского и семейного права о защите чести и достоинства граждан и организаций, о защите интересов детей и их правильном воспитания в семье, вплоть до лишения родительских прав в случаях грубого нарушения родителями своих обязанностей или аморального поведения; 7)мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права и выступают, таким образом, важным фактором совершенствования правовой системы. Так, значительную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. К примеру, правильное решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и др. во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.
ч
Как видим, право и мораль объективно необходимы друг другу, и их взаимодействие в самом общем виде выражается, во- первых, во влиянии морали на формирование права; во-вторых, во влиянии права на формирование нравственных норм; в-тре- тьих, в охране правом норм морали; в-четвертых, в использовании нравственных норм при применении права.
IV. Противоречия между правом и моралью.
Несмотря на тесное взаимодействие норм права и морали, время от времени между ними возможны довольно острые противоречия, когда одна и та же ситуация может регулироваться по- разному со стороны права и морали. Речь идет об отсутствии должной согласованности между этими социальными регуляторами.
Причины противоречий носят объективный и субъективный характер. К объективным причинам относятся:
1) существующие различия между правом и моралью в методах регуляции, в критериях оценки поведения субъектов ИТ. д.; 2)
неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных общностей людей; 3)
сложность и противоречивость общественной жизни, разнообразие возникших в ней ситуаций, изменчивость социальных условий; 4)
возникновение новых тенденций развития общества; 5)
различный уровень нравственного и правового сознания людей и т. д.
Субъективные причины противоречий между правом и моралью заключаются в неравномерности развития права и морали. Право по природе более консервативно, мораль более подвижна и активнее реагирует на происходящие изменения. В результате в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.
Противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. Тем не менее их можно преодолеть, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения изменений в действующее законодательство. При этом необходимо помнить, что в основе права лежит мораль и что при отсутствии согласия между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.
Еще по теме 72. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия:
- ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
- 8. УРОВНИ ПОЗНАНИЯ и виды ИСТИННОСТИ
- 2. Первые критики и противники вольфианства (ранние эклектики, пиетисты, М.Кнутцен, А.Рюдигер)
- ПИСЬМО ВТОРОЕ НАУКА И ПРИРОДА, - ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
- ПИСЬМО ТРЕТЬЕ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН3
- ОБ ОРБИТАХ ПЛАНЕТ (ФИЛОСОФСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)
- 72. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия
- СПЕЦИФИЧНОСТЬ ВИДА И ВИДООБРАЗОВАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 8 Эмансипация Европы
- Очерк пятый КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
- Глава 9 КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ