§ 5. Социологическая школа права
Основатель гарвардской школы профессор Гарвардского университета Р. Паунд наиболее полно отразил учение о праве в опубликованном им в 1959 г. пятитомном труде «Юриспруденция». В нем Р. Паунд исследует право в действии, во взаимосвязи с другими социальными явлениями, используя инструментальный прагматический подход, характеризуя право как инструмент социального контроля, как юридическую социальную инженерию с позиции философии прагматизма. Право, по Р. Паунду, являет собой высший вид социального контроля для согласования сталкивающихся и перекрещивающихся интересов, обеспечения их компромисса, гармонизации, достижения наиболее полной безопасности и эффективности всех человеческих требований.
В понятии права Р. Паунд усматривает три стороны:
1) право как правопорядок (режим упорядоченных отношении между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества); 2)
право как совокупность юридических предписаний (правил и норм) в данном политически организованном: обществе; і 3)
право как судебный и административный процесс, отправление правосудия.
Право, как утверждает Р. Паунд, есть режим упорядочения человеческих взаимоотношений, приведение в порядок поведения людей в согласии с совокупностью правил, надлежаще установленных. Оно представляет собой не только нормы, но и их действие, их социальные последствия. Право должно быть стабильным, являться фиксированной основой для регулирования человеческой деятельности, и в то же время в связи с изменением условий жизни правовой порядок должен быть настолько же изменяемым, насколько стабильным, должен постоянно пересматриваться в соответствии с изменениями в общественной жизни, которую он должен регулировать.
Второе направление в социологической юриспруденции - реалистическое, - претендуя на более реальный подход к праву и его роли в обществе, исходит из того, что право - это не нормы, не правила, а решения, принятые в каждом отдельном случае судом. В частности, Д.
Фрэнк в своей книге «Суд перед судом», изданной в 1949 г., утверждает, что право - это то, что какой-либо суд где-нибудь и когда-нибудь решит в специальном судебном разбирательстве относительно конкретных прав данного человека; право - это решения, а не правила; судья создает право, когда решает дело. Принимаемое же судьей решение основывается не на законе или прецеденте, а на психологическом состоянии судьи под воздействием соответствующих импульсов, стереотипов, установок. Решение судьей принимается интуитивно, по сути дела, иррационально, и только потом начинается процесс рационализации, т. е. юридическое обоснование соответствующего решения. С точки зрения Б. Кардозо, известная стабильность в праве нужна в смысле «здоровой определенности»; опасность заключается как в постоянном покое, так и в постоянном движении, и компромисс должен быть найден в принципе становления, понимаемого им как наделение судьи полномочиями решать, когда следует применять закон или прецедент, а когда надо от них отказываться: если требование общественной пользы достаточно постоянно, если применение действующего правила приводит к тяжелым последствиям или к неприемлемым выводам, должна восторжествовать полезность.По К. Ллевеллину (профессор Колумбийского университета), судьи обычно не могут руководствоваться юридическими нормами, так как они в подавляющей массе либо не так ясны, либо не являются слишком мудрыми, либо не дают ясного ответа на вопрос, когда их следует применить. Он противопоставляет нормы, «бумажные нормы», содержащиеся в законах и прецедентах, «реальному праву», праву в жизни. Сферой права являются действия, относящиеся к решению споров, и люди, осуществляющие эти действия, будь то судьи, шерифы, клерки, тюремщики или •адвокаты, являются официальными выразителями права; то, что эти официальные лица решают в отношении споров, и есть само право.
Еще по теме § 5. Социологическая школа права:
- 2.1. Основные методы обучения праву
- 3. Внеурочная деятельность по праву
- § 4. Субъекты права в космической модели мира
- § 1. Право как общественный идеал
- ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГОЛЬБАХА
- 3.3. Социологические концепции культуры
- § 3. Школа естественного права
- § 5. Социологическая школа права
- § 1. Понятие сущности права
- 9.1. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности
- 10.2. Сущность права. Признаки права
- Лекция 2 Право в системе нормативного регулирования
- 2.2. Русская цивилистическая наука и культурное наследие римского права