<<
>>

§ 1. Возникновение социального права

Процесс возникновения права и его становления есть специфическое социальное явление. Право непосредственно связано с существованием человеческого общества, а значит, и условия возникновения права являются социальными.

Материальная и духовная жизнь первобытного общества, все известные ему способы познавательной и практической деятельности не отделялись друг от друга.

Это неразвитое состояние первобытного уклада жизни имело непосредственное отношение и к проблеме деления социальных норм.

Не было разделения практического действия и общественного отношения. Не существовало различий между религиозными, моральными и иными социальными нормами.

Среди ученых нет единого мнения о том, какие социальные нормы являются первоосновой регулирования в древнем обществе. Эмиль Дюркгейм писал: «Все большее число социологов и историков сходятся в том, что религия наиболее первобытное из всех социальных явлений. Именно из нее путем последовательных трансформаций возникли все другие проявления коллективной деятельности: право, мораль, искусство, наука, политические формы и т. д. В принципе все религиозно»58. Другие (например, этнограф Н. Токарев) считают, что единая система социальных норм составляла мораль.

Фактически современные теории социальной жизни подразделяются на функционалистские (Э. Дюркгейм, Р. Мертом и некоторые другие) и теории конфликтов (К. Маркс, Р. Дарендорф), которые различны по своей сущности. Первая рассматривает общество как совершенно устойчивое, единое, другая видит главное в подавлении одних членов другими. Обе они имеют свои недостатки, но относительно рассматриваемого вопроса следует подчеркнуть, что в любой теории отмечается, что индивид подчиняет свое сознание общественному сознанию и обязан действовать с позиций связанности и переплетенности сознаний людей59 .

Таким образом, человек, действуя в обществе сообразно общим требованиям общества, вырабатывает типичные правила поведения (образцы), которым следуют все члены общества.

Это был своеобразный «язык» поведения, в результате чего вырабатываются конкретные права и обязанности участников общественного поведения. Обычай, привычка действовать согласно старшим поколениям, мифы, обряды в результате их осмысления превращаются в своеобразное обязательное поведение, т. е. социальное право. Социальное право, или древнее, как его еще называют в литературе, не имело письменной формы и конкретных источников, но оно исходило из уст людей, передавалось из поколения в поколение. Оно носило общеобязательный характер и обладало непреклонным авторитетом в догосу- дарственном обществе 60.

Поскольку отсутствовала письменность, передача устоявшихся правил осуществлялась различными знаками, которые были связаны с обозначаемыми предметами, символами 61.

Древнее право представляло собой систему правовых отношений, основанных на запретах (табу) и на карательных мерах, предусматривающих карать нарушителей табу, а также на возможности выбирать индивидуумами ту или иную норму поведения, т. е. желаемый результат поведения (например, право выбора жены и др.)- Как пишет Н. Рупан, во всех обществах присутствует одновременно репрессивное и реститутивное (установительное) право62.

Анализ процесса возникновения права дает возможность понять его природу и механизм функционирования в обществе, в том числе в древнем обществе. А. И. Першиц делал вывод, что «нормы поведения в доклассовом и догосударственном обществе не могут быть отнесены к категории правовых: права еще не было...» Его «еще не могло быть, так как еще не было институционализации власти...»63. Многие этнографы, изучавшие социальную организацию безгосударственных народов, нормы, регулирующие имущественный статус группы или семьи, формы владения, брак и разводы и иные сделки, были вынуждены искать эвфемизмы, дабы избежать термина «право». Но многие исследователи предпочитали называть вещи своими именами 64. Любое табу несет сакральный смысл, но оно не только устанавливает запрет, но и предоставляет право определенным органам древнего общества действовать, а в случае нарушения табу применять к нарушителям санкции.

Имеются и индивидуальные права на обмен. Это хорошо показано специалистами в области политической этнографии (Б. Малиновский, М. Месс, К. Леви-Стросс), которые считали, что универсальный обмен является неотъемлемой частью древних обществ. Например, осуществление обмена брачными партнерами или получение воином части захваченной в бою добычи. Б. Малиновский, изучая социальные отношения жителей Тробрианских островов в южной части Тихого океана, описывает социальные связи внутри хозяйственной ячейки тробрианцев по эксплуатации каноэ, когда родственники, которые имеют между собой сложные взаимные обязанности, обладают определенными правами и обязанностями, когда улов рыбы обменивают на растительную пищу с другими племенами или группами людей, которые также обладают при этом взаимными правами и обязанностями. Он также описал и систему ритуалов («кольцо купу»), смысл которых сводился главным образом к поддержанию социальных связей между племенами. В итоге он пришел к выводу, что племенная организация представляет как бы образцы социального права без всякого внешнего принуждения в отсутствие всякой централизованной власти и других атрибутов по регулированию общественных отношений (в нашем понимании при отсутствии юридических конструкций-законов и т. п.)65.

Н. Рупан, комментируя книгу Е. А. Хёбеля «Право первобытного человека» (издана в 1954 г.), считает* что в традиционных обществах право выражалось в процессах, а не в фиксированных нормах, у них было меньше потребностей в праве, чем в централизованных обществах66.

JI. Д. Дриберг также считал, что первобытное право есть правило поведения, выработанное человечеством, которое не может считаться религиозным или моральным, поскольку человек не различал, не понимал деления на религиозные или моральные нормы в нашем понимании.

Из вышеизложенного можно сделать вывод: поскольку в древнем обществе не было деления регулятивных норм, человек просто не понимал такого деления в силу уровня своего развития. Следуя примеру из поколения в поколение, человек вырабатывал привычные нормы, которые впоследствии стали правовыми.

Однако в науке нет единого подхода к возникновению права.

Одни считают его происхождение из норм морали (С. А. Токарев и др.), другие выдвигают гипотезу религиозного происхождения социальных норм, когда человек использовал мифологию и магию в своих поступках. Также в науке нет единого мнения, когда возникло право. Одни считают, что оно возникло в недрах первобытного общества, другие считают, что право возникло одновременно с государством.

JI. Посписил развивал и плюралистическую концепцию, считая, что право существует только в конкретных решениях и оно есть в любом обществе с выраженными авторитарными решениями.

Поскольку нет единого мнения о возникновении права, поэтому и существует ряд теорий о его происхождении, таких как психологическая, позитивистская (нормативная), социологическая и другие, которые не выработали единого подхода о происхождении права и основываются на анализе исторического и иных материалов, анализируя примитивное право, допускают его существование до возникновения государства, ссылаясь на сильные авторитеты, существовавшие в древнем обществе.

<< | >>
Источник: С.Г. Дробязко, B.C. Козлов. Общая теория права: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., исправл. и доп. - Минск : Амалфея. - 480 с.. 2007

Еще по теме § 1. Возникновение социального права:

  1. § 2. Право в космической модели мира и в универсалистской модели мира
  2. § з. Юридическое лицо как развивающийся субъект права
  3. § 5. Личные (гражданские) права и свободы
  4. § 7. Экономические и социальные права
  5. § 1. Причины и условия формирования социального государства
  6. § 1. Конституционный контроль — принципы и формы защиты прав человека
  7. § 3. Права человека как отрасль современного международного права
  8. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ГРАЖДАНСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС
  9. § 1. Возникновение социального права
  10. Исключительное право (статья 1229)
  11. 5.1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права