<<
>>

§ 119. Прямая речь после авторских слов

1.

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: Почаще вспоминайте слова Л. Толстого: «У человека есть только обязанности».

Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

...Никита, поклонясь в землю, сказал: — Прости, батюшка (Горький).

Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется, как правило, внутренняя речь, невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький); « Что-то в ней есть жалкое все-таки»,—подумал он (Чехов).

Кавычками также выделяются передаваемые на письме звуки эха и слова из радио- или телепередачи, например: «Ау, где вы?» - - громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчетливо: «Передаем последние известия». Для передачи разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация— тире между репликами (см. § 123). 2.

Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речц пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка после них. Например: Наконец, я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?» (Лермонтов); Лежа на тюке и плача, он дергал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Чехов); Зйкричали: «Двоих... Санитары... Гляди, гляди — еще летит... Лезь под вагоны...» (А. Н. Толстой); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Гоголь). 3.

Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.

Двоеточие ставится, помимо обычных случаев, когда авторские слова содержат в себе глагол со значением речи или мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, начать, продолжать, прервать, подумать, вспомнить и др.) либо же близкое по значению имя существительное (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, звук, шепот, крик, мысль и т. п.), также в тех случаях, когда в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства 'говорящего, его внутреннее состояние (обрадоваться, огорчиться, обидеться, ужаснуться и др.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать и т.

п.). Подобные глаголы допускают возмо- ясность добавить к ним глагол речи (например: обрадовался и сказал, удивился и спросил, улыбнулся и ответил, подбежал и воскликнул), поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь. Например:

Он глянул с усмешкой: —

Ничего, до свадьбы заживет.

Пока откапывали увязшие в песке колеса, к нам подошел милиционер: —

Кто такие?

Мать нахмурилась: —

Опять двойку получил?

Все ужаснулись: —

Неужели это правда?

Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь, например: ...А тот ему: «Этот дом наш общий» (Чехов).

Если же вставка слов и сказал, и воскликнул, и спросил и т. п. после авторских слов невозможна или затруднительна, то двоеточие не ставится, например:

Ему все стало ясно. —

Говорить нам больше не о чем.

Никому не хотелось уходить. —

Расскажите еще что-нибудь о ваших путешествиях.

Мои слова его явно смутили. —

Значит, ты мне не доверяешь?

Другого выхода у него не было. —

Я принимаю ваши условия.

Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь, например:

Он вырвал из блокнота несколько листов бумаги и протянул мне их. —

Запишите подробно свои замечания,— сказал он спокойным голосом.

<< | >>
Источник: Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П.. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Издание второе, исправленное.— М.: ЧеРо,— 400с.. 1998

Еще по теме § 119. Прямая речь после авторских слов:

  1. 5. строение слова
  2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТА (ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОДИЦЕИ)»
  3. VI. ЧЕРТЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КУЛЬТА
  4. Примечания
  5. § 119. Прямая речь после авторских слов
  6. § 124. Кавычки при цитатах
  7. § 119. Прямая речь после авторских слов
  8. § 124. Кавычки при цитатах
  9. I. Проблема языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики
  10. Комментарий
  11. КОММЕНТАРИЙ ИЗБРАННЫХ МЕСТ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  12. КОММЕНТАРИЙ
  13. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В ПЕРВОЙ «ПОЛОВИНЕ V в.