<<
>>

§ 120. Прямая речь впереди авторских слов

Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы.
Например: «Дедушку знаешь, мамаша?»—матери сын говорит (Некрасов); в Не шуми, тише иди, солдат!»—сердитым шепотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян...»—сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь); в Мы все'прекрасно пони- маем, Николай Васильевич»,—съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукшин).

Примечание. После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т. п.), например: <гНичего не случилось»—так говорил ум. <гСлучилось»—так говорило сердце.

§ 121. Авторские слова внутри прямой речи 1.

Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами, например: «Я могу читать,—первый опять заговорил Петрусь,— и скоро выучусь писать пером» (Короленко).

Примечание 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названия литературного произведения, промышленного предприятия и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая-.» ли это «...дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

Примечание 2. Обычно не выделяется кавычками прямая речь:

а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка, например: Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов); Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А.

Н. Толстой);

б) если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев);

в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верши* гора);

г) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется'одними запятыми, без тире), например: Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. 2.

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы, например: «Мы решили,—продолжал заседатель,—с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (Пушкин); «Позвольте,— заметил один скептик,—не от лимонов ли этот ящик?» (Гончаров). 3.

Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них— точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Их распустили до приговора,—сказал дворник.—Объявят завтра, в девять вечера» (Трифонов). 4.

Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Так вас зовут Павкой?—прервала молчание Тоня.— А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. Островский); «Вот он, край света!—воскликнул Мохов.— Здорово! Никогда еще так далеко не ездил!» (Ажаев).

5.

Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором—с прописной. Например: «Не надо...— сказал Вершинин,— не надо, парень!» (Вс. Иванов); «Обожди...— сказал Морозко угрюмо.— Давай письмо...» (Фадеев). 6.

Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой—ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Идем, холодно,— сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?» (Горький); «Покорно благодарю,— отозвался Мешков, смиренно снял карту зик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: — Спасибо вам большое, товарищи» (Федин).

<< | >>
Источник: Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П.. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Издание второе, исправленное.— М.: ЧеРо,— 400с.. 1998

Еще по теме § 120. Прямая речь впереди авторских слов:

  1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЖУРНАЛИСТСКИХ И РЕКЛАМНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
  2. 3. АНТИНОМИЯ ЯЗЫКА
  3. § 3. Власть-знание: от археологии к генеалогии
  4. О СОЧИНЕНИЯХ ГАМАНА
  5. § 120. Прямая речь впереди авторских слов
  6. § 119. Прямая речь после авторских слов
  7. XLII. Порядок слов в предложении
  8. Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ В ПРОСТРАНСТВЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
  9. ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА В 1970—1973 ГОДАХ
  10. КОММЕНТАРИЙ