<<
>>

Авторские права (статьи 1265 - 1271, 1292 - 1294)

Статья 1255 ГК относит к авторским правам исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.
В случаях, предусмотренных ГК, автору могут принадлежать наряду с этими и другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства). Таким образом, закон выделяет две группы авторских прав: в основную группу входят права, которые принадлежат авторам всех произведений, в другую - права авторов произведений только определенных видов (служебных, произведений изобразительного искусства или архитектуры) либо права, которые (как право на отзыв) не распространяются на многие виды произведений. Классификация субъективных авторских прав в ст. 1255 ГК проведена по иным основаниям, чем классификация интеллектуальных прав в ст. 1226 ГК (без деления на имущественные и личные неимущественные права).

Право авторства - право признаваться автором произведения - является основой для всех остальных авторских прав. Его суть заключается в том, что лицо, создавшее конкретное произведение, имеет возможность обозначить себя в глазах всего общества в качестве создателя (автора) этого произведения.

Право автора на имя состоит в предоставлении автору права по своему выбору использовать или разрешать использование произведения под своим подлинным именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно. Право на авторское имя дает автору возможность при желании выбирать способ обозначения имени, под которым его произведение станет известным обществу, что позволяет связывать или не связывать такое имя с личностью автора (это может иметь значение, например, для разграничения различных сфер его творчества).

Право авторства и право автора на имя являются личными неимущественными правами.

Они неотчуждаемы и непередаваемы, т. е. остаются у автора как в случае предоставления им права использования произведения другому лицу (например, для издания или публичного исполнения), так и в случае передачи (перехода) исключительного права на произведение к другому лицу. Отказ автора от этих прав ничтожен (ст. 1265 ГК).

Право на неприкосновенность произведения, которому посвящена ст. 1266 ГК, заменяет право на защиту репутации автора, предусмотренное ст. 15 Закона об авторском праве. Содержание права на неприкосновенность произведения состоит в том, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (ч. 1 п. 1 ст. 1266 ГК). По существу это возврат к понятию права на неприкосновенность произведения в том традиционном для российского законодательства виде, в каком оно было закреплено в ГК РСФСР 1964 г.

Право на неприкосновенность произведения предоставляет автору более надежную и эффективную защиту, чем право на защиту репутации. В соответствии со ст. 15 Закона об авторском праве автор в случае искажения произведения (или иного посягательства на него) должен был доказать, что такое искажение произведения способно нанести ущерб его чести и достоинству, в то время как в соответствии с формулировкой ст. 1266 ГК для защиты своих интересов автору достаточно доказать лишь сам факт внесения изменений, сокращений или дополнений в произведение.

Право на неприкосновенность произведения носит личный неимущественный характер, поэтому оно неотчуждаемо и непередаваемо (п. 2 ст. 1228 ГК). Это право направлено только на охрану первоначальной, оригинальной, формы произведения, а любая творческая переработка, ведущая к созданию нового произведения при сохранении оригинального (например, экранизация романа), подпадает под действие исключительного права автора, поэтому право на переработку может быть передано автором другому лицу (подп.

9 п. 2 ст. 1270 ГК).

Для того, чтобы подчеркнуть, что возможность защиты репутации автора в случае искажения его произведения сохраняется и после вступления в силу соответствующих положений ГК, в п. 2 ст. 1266 ГК предусмотрено, что извращение, искажение или иное изменение произведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора (а также посягательство на такие действия), дают автору право требовать защиты в соответствии с правилами ст. 152 ГК.

Личные неимущественные права автора прекращаются с его смертью, так как субъективное право, неразрывно связанное с личностью субъекта, не может существовать без самого субъекта. В то же время общество заинтересовано в том, чтобы сохранить память об авторе и донести его произведения до следующих поколений в неискаженном виде. Поэтому авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно (п. 1 ст. 1267 ГК).

Пункт 2 статьи 1267 ГК, как и п. 2 ст. 27 Закона об авторском праве, предусматривает право автора в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии соответствующих указаний автора, в случае отказа назначенного автором лица от исполнения возложенных на него полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Гражданским кодексом впервые предусмотрено право лица, обладающего исключительным правом на произведение, после смерти автора разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений. Такое право должно способствовать реализации наследниками и другими правопреемниками автора принадлежащего им исключительного права использовать произведение. При этом обладатель исключительного права может разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения, а также если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК).

Право на обнародование произведения позволяет автору решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики. Содержание данного права состоит в том, что автор может самостоятельно осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. К таким действиям относятся: опубликование произведения, его публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю и т.д. (п. 1 ст. 1268 ГК). Статья 15 Закона об авторском праве относит право на обнародование к личным неимущественным правам, но на самом деле очевидна его тесная, практически неразрывная связь с имущественными правами, поскольку осуществление права на обнародование является той предпосылкой, без которой невозможно использование произведения и, следовательно, осуществление исключительного права.

Характеристика права на обнародование в ГК дополнена двумя важными аспектами. Во-первых, установлено, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения (п. 2 ст. 1268 ГК). Данная норма должна предотвратить возникновение споров в тех случаях, когда в авторском договоре не оговорен вопрос об обнародовании произведения: сам факт заключения договора, в котором предусмотрен какой-либо способ использования произведения, будет рассматриваться как согласие автора на обнародование произведения, передаваемого заказчику, т.е. как реализация права на обнародование. Во- вторых, в отношении произведений, не обнародованных при жизни автора, прямо предусмотрена возможность их обнародования после смерти автора лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если такое обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме: в завещании, письмах, дневниках и т.п. (п. 3 ст. 1268 ГК). Соответствующее правило, как и уже упоминавшаяся аналогичная норма в отношении внесения изменений, сокращений и дополнений в произведение после смерти автора (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК), создает возможность реализации правопреемниками автора принадлежащего им исключительного права.

Право на отзыв произведения - это право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ возможен лишь при условии возмещения автором убытков, причиненных таким решением лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения. Если автор реализует свое право на отзыв уже после того, как произведение было обнародовано, он обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор имеет право изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. В ГК праву на отзыв посвящена отдельная статья - ст. 1269. Это означает, что, несмотря на его тесную связь с правом на обнародование, право на отзыв носит самостоятельный характер (в ст. 15 Закона об авторском праве оно рассматривалось как часть права на обнародование произведения). Такой подход более точен, так как в отличие от права на обнародование данное право имеет более узкую сферу действия: оно не применяется к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (ст. 1240 ГК). Перечень таких исключений в ГК расширен по сравнению с п. 2 ст. 15 Закона об авторском праве, предусматривавшим подобное исключение только для служебных произведений.

Исключительное право на произведение является имущественным правом. Его суть состоит в праве автора произведения или иного правообладателя использовать такое произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК). Обладатель исключительного права может не только сам использовать произведение, но и по своему усмотрению разрешать или запрещать третьим лицам использование произведения. Исключительное право автора использовать произведение в соответствии с его общей характеристикой, данной в ст. 1229 ГК, является единым правом, состоящим из совокупности правомочий, содержание которых определяется способами использования произведения. Таким образом, исправлена неточность, содержавшаяся в ст. 16 Закона об авторском праве, в которой говорилось не об одном праве, а о некоей совокупности исключительных прав автора. Крайне важно для обеспечения участия прав на произведения в гражданском обороте прямо зафиксированное в ГК право автора, равно как и иного правообладателя, распоряжаться своим исключительным правом.

В пункте 2 статьи 1270 ГК приведен перечень способов использования произведения, в отношении которых независимо от того, совершаются ли такие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, необходимо получать разрешение у правообладателя. Этот перечень очень подробный, но не исчерпывающий. В отличие от подобного перечня п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве он включает развернутые определения способов использования произведений. В Законе об авторском праве такие определения содержались в ст. 4 "Основные понятия", которая не могла быть сохранена в структуре Гражданского кодекса РФ, поскольку ГК в других разделах не имеет норм, специально посвященных понятийному аппарату. Всего в п. 2 ст. 1270 ГК названо 11 способов использования объектов авторского права, которые применимы ко всем либо к отдельным видам произведений.

Воспроизведение произведения - это любое повторное придание произведению объективной формы, которое может заключаться в изготовлении одного или более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, в изготовлении в трех измерениях одного или более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного или более экземпляра трехмерного произведения. При этом экземпляром произведения признается копия произведения в любой материальной форме (абз. 2 п. 1 ст. 1268 ГК). Кодекс существенно уточняет положение Закона об авторском праве, согласно которому воспроизведением также является запись произведения в память ЭВМ. Воспроизведением произведения в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК считается его запись на любом электронном носителе, в том числе в память ЭВМ, за исключением случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.

Распространение произведения возможно путем продажи или иного отчуждения (дарения, мены) его оригинала или экземпляров, т. е. его материальных носителей (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК). При этом в отличие от п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве понятие распространения произведения не включает его сдачу в прокат. Вместо этого подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК предусматривает прокат оригинала или экземпляра произведения как самостоятельный способ использования. Это исключает необходимость дополнительно указывать в законе, что право сдачи экземпляров произведения в прокат сохраняется за автором независимо от права собственности на эти экземпляры (как это сделано в абз. 2 п.

3 ст. 16 Закона об авторском праве). Поскольку прокат произведения является самостоятельным способом использования, приобретение любого материального носителя произведения не дает собственнику права сдавать его в прокат без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения. Определение проката в ст. 1270 ГК не приводится, так как действует общее понятие проката, содержащееся в п. 1 ст. 626 ГК.

В настоящее время достаточно широко распространены программы для ЭВМ прикладного, вспомогательного характера, без которых, например, не могут функционировать многие бытовые приборы, технические средства или материальные носители с записями аудиовизуальных и иных произведений. Применение требования о получении у правообладателя разрешения на прокат таких программ необоснованно затруднило бы отношения, связанные с прокатом соответствующих бытовых приборов, технических средств или материальных носителей. В связи с этим в п. 4 ст. 1270 ГК введено правило, соответствующее п. 2 ст. 7 Договора ВОИС по авторскому праву и ст. 11 Соглашения ТРИПС; согласно этому правилу требования подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК не применяются в отношении программ для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения также рассматривается законом как самостоятельный способ использования, что требует специального получения у правообладателя разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации экземпляров произведения в целях распространения. Это предоставляет правообладателю возможность контролировать ситуацию, когда право на распространение произведения, предоставленное им третьему лицу, было ограничено территориально, например не предполагалось распространение произведения на территории России (подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК).

Публичный показ возможен в отношении различных изображений: произведений изобразительного искусства, фотографий, архитектурных произведений и т.п. Показом является любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью технических средств (пленки, диапозитива, телевизионного кадра), а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности. Публичный характер такой показ приобретает, если осуществляется непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. При этом не имеет значения, воспринимается ли произведение публикой в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК).

Публичное исполнение возможно в отношении музыкальных, драматических, хореографических и иных подобных произведений. Исполнением произведения признается его представление в живом исполнении или с помощью радио, телевидения и иных технических средств, а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком). Публичный характер исполнению придает его осуществление в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК).

Сообщение в эфир (которое в п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве было названо передачей в эфир) заключается в сообщении произведения для всеобщего сведения (включая его показ или исполнение) по радио и телевидению (в том числе путем ретрансляции <1>), за исключением сообщения по кабелю (подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК). Сообщение в эфир осуществляется при помощи специальных сигналов, передаваемых беспроводным способом и предназначенных для приема широкой аудиторией. При этом важна сама доступность произведения для слухового и (или) зрительного восприятия публикой независимо от того, осуществлялось ли это восприятие на самом деле. Как и в Законе об авторском праве, в ГК разъясняется, что при сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.

<1> Ретрансляция определена в подп. 4 п. 2 ст. 1330 ГК как сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации.

Сообщение по кабелю, состоящее в сообщении произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции), отличается от сообщения в эфир только техническим методом доведения произведения до сведения публики (подп. 8 п. 2 ст. 1270 ГК).

В соответствии с требованиями ст. 2 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам в подп. 7 и 8 п. 2 ст. 1270 ГК включено дополнение, направленное на учет современных технических достижений в сфере теле- и радиовещания, согласно которому сообщение кодированных сигналов признается соответственно сообщением в эфир или сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц самой организацией эфирного или кабельного вещания либо с ее согласия.

Специально для случаев использования произведений в Интернете и иных компьютерных сетях в 2004 г. в Закон об авторском праве было введено право на доведение произведения до всеобщего сведения. Отличие доведения до всеобщего сведения от передачи в эфир или сообщения по кабелю состоит в том, что лицо, поместившее произведение в компьютерной сети, само не осуществляет каких-либо активных действий, направленных на сообщение произведения публике. Активную роль, напротив, играют пользователи, разыскивающие такое произведение в компьютерной сети для использования. В подпункте 11 пункта 2 статьи 1270 ГК этот способ использования сформулирован как доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Данная формулировка более точно соответствует определению, содержащемуся в ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву.

Перевод или другая переработка произведения сами по себе не являются использованием произведения в авторско-правовом смысле, однако они могут осуществляться только с разрешения правообладателя постольку, поскольку целью является их дальнейшее использование. В отличие от п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве перевод и другая переработка произведения объединены в один способ использования, что более точно соответствует их природе (п. 1 ст. 1260 ГК). В подпункте 9 пункта 2 статьи 1270 ГК установлено, что под переработкой понимается создание производного произведения: обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п. Под понятие переработки, таким образом, не подпадает внесение каких-либо изменений в само оригинальное произведение, что позволяет сделать более определенным отличие права на переработку как правомочия имущественного характера, являющегося составной частью исключительного права, от тесно связанного с личностью автора права на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК).

Поскольку программы для ЭВМ и базы данных являются специфическими объектами авторского права, понятие их переработки имеет особенности. Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных ГК понимает любые их изменения, в том числе перевод такой программы или базы данных с одного языка на другой, за исключением адаптации. Адаптацией считается внесение в программу ЭВМ или базу данных изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования этой программы или базы на конкретных технических средствах пользователя (например, на персональном компьютере) или под управлением конкретных программ пользователя. Поскольку адаптация исключена из понятия переработки (модификации) программ для ЭВМ и баз данных, она может производиться свободно, без разрешения правообладателя, что отражено в подп. 1 п. 1 ст. 1280 ГК.

Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта заключается в том, что любое воплощение в жизнь произведений архитектуры или дизайна может осуществляться только с согласия авторов (подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК). Права архитекторов и дизайнеров действуют не только в отношении самих проектов, но и в отношении решений, которые осуществлены путем реализации этих проектов в виде конкретных зданий и сооружений. Уникальность этого случая разъясняется впервые введенным в п. 3 ст. 1270 ГК правилом о том, что практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к положениям гл. 70 ГК ("Авторское право"), за исключением реализации архитектурного и иного подобного проекта.

Правам авторов произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства посвящена также ст. 1294 ГК. Потребность в ее выделении возникла в связи с тем, что в соответствии со ст. 20 Закона о введении в действие части четвертой ГК была признана утратившей силу гл. IV Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" <1>, содержавшая ряд норм, не вошедших в Закон об авторском праве. Они нашли отражение в ст. 1294 ГК. В этой статье более подробно раскрывается содержание исключительного права архитекторов, включающего наряду с упомянутой в подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК практической реализацией архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта также разработку документации для строительства. В статье 1294 ГК также предусмотрено, что использование архитектурного и подобного ему проекта для реализации допускается только однократно, за исключением случаев, когда иное установлено договором, в соответствии с которым проект создан. Таким образом, проект и выполненная на его основе документация для строительства по общему правилу могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта (п. 1 ст. 1294 ГК).

<1> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473; 2004. N 35. Ст. 3607.

В целях соблюдения соответствия архитектурным проектам конкретных зданий, сооружений или иных результатов их практического воплощения архитекторы имеют право авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству (п. 2 ст. 1294 ГК). Кроме того, автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика соответствующего проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором между ними не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1294 ГК).

Право доступа заключается в праве автора произведения изобразительного искусства - художника, скульптора и др. требовать от собственника оригинала созданного им произведения предоставления возможности осуществлять его воспроизведение в целях реализации своего исключительного права (в случаях, предусмотренных ст. 1291 ГК). Фактически право доступа может не только служить средством обеспечения имущественных интересов автора, но и способствовать реализации им своих личных неимущественных прав на обнародование произведения и на защиту его неприкосновенности. В то же время установлено, что автор не может требовать от собственника доставки произведения (п. 1 ст. 1292 ГК). В отношении произведений архитектуры законом установлено также, что автор вправе требовать от собственника оригинала такого произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 1292 ГК).

Право следования также является специфическим правом, распространяющимся на авторов произведений изобразительного искусства. Существование такого права теоретически должно способствовать получению авторами дополнительных доходов в виде процентных отчислений от сумм, вырученных третьими лицами от перепродаж созданных и ранее отчужденных авторами произведений изобразительного искусства. Однако в том виде, в котором право следования было закреплено в п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве, оно практически не применялось на практике. В частности, серьезным препятствием являлось указание Закона на то, что необходимым условием реализации права следования должно быть осуществление перепродажи по цене, превышающей цену предыдущей продажи не менее чем на 20%.

В посвященной праву следования ст. 1293 ГК такое требование отсутствует. В Кодексе предусмотрено, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. В настоящее время в Европейском союзе действует Директива Европейского парламента и Совета 2001/84/EC от 27 сентября 2001 г. <1>, направленная на решение вопросов, связанных с осуществлением права следования, которая предусматривает подробную шкалу процентных отчислений, взимаемых в зависимости от перепродажной цены произведения и ряда других обстоятельств. Для нашей страны подобная шкала размеров процентных отчислений, а также условия и порядок выплаты этих отчислений должны определяться Правительством РФ (п. 1 ст. 1293 ГК).

<1> Законодательство Европейского союза об авторском праве и смежных правах: Сборник директив Европейского парламента и Совета в области авторского права и смежных прав. М., 2002. С. 89 - 100.

В целях соответствия российского законодательства ст. 14ter Бернской конвенции право следования распространено помимо оригиналов произведений изобразительного искусства также на авторские рукописи литературных и музыкальных произведений (п. 2 ст. 1293 ГК). Под авторскими рукописями подразумеваются автографы произведений, т.е. рукописи, собственноручно созданные их авторами.

Право следования имеет имущественный характер, но тесно связано с личностью автора. Этим объясняется то, что данное право является в целом неотчуждаемым, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1293 ГК). Если по правилам п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве наследовать это право могли только наследники по закону, то в Гражданском кодексе это ограничение отсутствует, поэтому право следования может наследоваться также и по завещанию.

Срок действия исключительного права и последствия его истечения (статьи 1281, 1282)

Как уже упоминалось, право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения прекращаются со смертью автора, в то время как охрана авторства, авторского имени и неприкосновенности произведения осуществляется бессрочно. В отличие от личных неимущественных прав такое центральное имущественное право автора, как исключительное право, имеет определенный срок действия, установленный законом. По общему правилу исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семьдесят лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (абз. 1 п. 1 ст. 1281 ГК). В то же время в некоторых случаях этот срок исчисляется иначе. Так, исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего всех других соавторов, и семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти (абз. 2 п. 1 ст. 1281 ГК).

Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Однако если в течение этих семидесяти лет автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то будут действовать общие правила исчисления сроков действия исключительного права, т.е. такой срок будет исчисляться с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 2 ст. 1281 ГК).

В Гражданском кодексе (п. 4 и 5 ст. 1281) сохранены такие условия продления срока действия исключительного права, как посмертная реабилитация репрессированного автора (срок действия исключительного права считается продленным, и семьдесят лет исчисляются не со дня смерти автора, а с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора) и участие автора в Великой Отечественной войне или его работа в период этой войны (срок действия исключительного права увеличивается на четыре года).

Заметные изменения внесены в порядок исчисления срока действия исключительного права на произведение, обнародованное после смерти автора. Как и раньше, исключительное право на такое произведение действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. Однако это правило действует только в том случае, если произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора (п. 3 ст. 1281 ГК). Тенденция к установлению определенных ограничений в отношении срока действия исключительного права на произведение, не обнародованное при жизни автора, существует и в других странах и объясняется необходимостью установления разумного баланса между интересами наследников и общества в целом.

По истечении срока действия исключительного права как обнародованное, так и необнародованное произведение переходит в общественное достояние (п. 1 ст. 1282 ГК). Это означает, что такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения, а также без выплаты авторского вознаграждения. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения по-прежнему подлежат охране (п. 2 ст. 1282 ГК).

Поскольку за весь 15-летний срок существования Закона об авторском праве так и не была реализована предусмотренная в п. 3 ст. 28 возможность взимания специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние, эта норма не была включена в ст. 1282 ГК. Одновременно в связи с появлением нового смежного права публикатора на обнародованное им произведение ст. 1282 ГК была дополнена положением о том, что необнародованное произведение, которое перешло в общественное достояние, может быть обнародовано любым лицом при условии, что это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.). Гражданин, правомерно обнародовавший такое произведение, приобретает упомянутое выше право публикатора (§ 6 гл. 71 ГК).

<< | >>
Источник: А.Л. Маковский. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Поглавный. Под ред. А.Л. Маковского. Статут. 2008

Еще по теме Авторские права (статьи 1265 - 1271, 1292 - 1294):

  1. В.Н. Монахов, к.ю.н, проф. кафедры Юнеско по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности (Москва), член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Российские нормативные акты, регулирующие доступ граждан к правительственной информации
  2. Глава X АВТОРСКОЕ ПРАВО
  3. § 2. Объекты авторского права
  4. § 3. Субъекты авторского права *1
  5. 5.19. Авторское право
  6. Исключительное право (статья 1229)
  7. Сфера действия норм ГК об интеллектуальных правах (статья 1231) 1.
  8. Распоряжение исключительными правами (статьи 1233 - 1241)
  9. Коллективное управление авторскими и смежными правами (статьи 1242, 1243)
  10. Управление авторскими и смежными правами на коллективной основе организациями, имеющими государственную аккредитацию (статьи 1244, 1245)
  11. АВТОРСКОЕ ПРАВО
  12. Объекты авторских прав (статьи 1259 - 1264)
  13. Авторские права (статьи 1265 - 1271, 1292 - 1294)
  14. Авторские права на служебные и иные произведения, созданные на средства других лиц (статьи
  15. Защита авторских прав (статьи 1299 - 1302)
  16. Основные положения о смежных правах и объектах этих прав (статьи 1303, 1304)
  17. Защита смежных прав (статьи 1305, 1309 - 1312)
  18. § 2. Патентные права (статьи 1356 - 1364) 1.
  19. Понятие селекционного достижения. Селекционное достижение как объект интеллектуальных прав (статьи 1408, 1412)
  20. Авторское право как основание для цензуры