Объекты авторских прав (статьи 1259 - 1264)
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Важно лишь, чтобы произведение было выражено в какой-либо объективной форме - например, в письменной, устной форме, в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК).
Объектами авторских прав являются: литературные произведения; драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (например, кинофильмы); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно- прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, а также иные произведения.
Программы для ЭВМ, хотя они и обладают рядом отличий от других произведений (подробнее см.
ниже), также признаются объектами авторских прав. Им предоставляется охрана "как литературным произведениям" (п. 1 ст. 1259 ГК; см. также ст. 1261 ГК).Приведенный перечень объектов авторского права носит примерный характер, поэтому результаты интеллектуальной деятельности, в нем не названные, но отвечающие общим критериям охраноспособности, предусмотренным в ст. 1259 ГК, также подлежат авторско-правовой охране.
К объектам авторских прав относятся производные произведения, представляющие собой творческую переработку другого ранее созданного произведения (подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК), а также составные произведения при условии, что они представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (подп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК).
Авторско-правовая охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на отдельные его части, включая название и персонаж произведения, при условии, что по своему характеру такие части могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме (п. 7 ст. 1259 ГК). Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что название произведения подлежит охране как объект авторского права, если оно носит творческий характер, является оригинальным и к тому же может использоваться самостоятельно <1>.
<1> Пункт 2 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (приложение к информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47) // Вестник ВАС РФ. 1999. N 11.
Персонаж произведения как объект авторско-правовой охраны назван в ГК впервые. К нему следует подходить так же, как и к другим подлежащим охране частям произведения. Речь не идет о том, что в виде персонажа будет охраняться содержание произведения (например, образ героя литературного произведения, возникающий у читателя в результате целого ряда художественных приемов, используемых писателем).
Авторское право по своей сути направлено на охрану формы, а не содержания произведения. Поэтому и под персонажем в ГК понимается элемент формы произведения: словесное описание героя в литературном произведении, изображение артиста в роли или мультипликационного персонажа в аудиовизуальном произведении и т. д.Авторские права возникают в силу самого факта создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо других формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК).
Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "C" в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК). Применение знака охраны не является обязательным. В основном он предназначен для предупреждения возможных нарушений со стороны третьих лиц и облегчения процесса доказывания принадлежности исключительного права определенному лицу (или лицам) в случае судебного спора. С той же целью по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК может осуществляться государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК). Подобные результаты интеллектуальной деятельности не охраняются авторским правом, поскольку оно направлено на охрану формы, в которой произведение выражено вовне, а творческий характер перечисленных выше результатов и их ценность заключаются в их внутреннем содержании и не зависят от внешней формы. Некоторые из них могут получить охрану как объекты других интеллектуальных прав (например, патентного права).
Пункт 6 статьи 1259 ГК содержит перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые, хотя и выражаются вовне в оригинальной объективной форме, все же по разным причинам не признаются объектами авторских прав.
Условно их можно разделить на две группы.К первой группе относятся результаты интеллектуальной деятельности, у которых отсутствуют те или иные признаки объекта авторских прав. Во-первых, это произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК). Авторские права на произведения фольклора не возникают из-за того, что их автор неизвестен, вследствие чего в отношении таких произведений невозможно возникновение субъективных авторских прав. Во-вторых, это сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер, в том числе сообщения о новостях дня (материалы телеграфных информационных агентств, официальная хроника и иные новости, публикуемые в средствах массовой информации), программы (расписания) телевизионных передач, а также расписания движения транспортных средств и т.п. (подп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК). На сообщения исключительно информационного характера авторское право не возникает постольку, поскольку они содержат информацию в чистом виде и не являются результатами творчества.
Вторая группа объединяет результаты, обладающие всеми признаками объектов авторского права, но тем не менее не охраняемые в силу прямого указания закона. К таким произведениям относятся: 1) официальные документы государственных органов и организаций местного самоуправления муниципальных образований (в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы (подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК); 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.), а также символы и знаки муниципальных образований (подп. 2 п. 6 ст. 1259 ГК). Этой группе результатов интеллектуального творчества охрана не предоставляется в силу присущих им особых функций, требующих их широкого и свободного использования в общественных интересах.
Впервые статья 1264 ГК устанавливает пределы правовой охраны проектов официальных документов, символов и знаков.
Как правило, такие документы, символы и знаки имеют авторов и до получения соответствующего статуса ничем не отличаются от обычных произведений. Право авторства на проект официального документа (в том числе официального перевода такого документа), а также на проект официального символа или знака принадлежит его разработчику, т. е. лицу, создавшему такой проект. Разработчик вправе обнародовать свой проект, если это не запрещено заказчиком - государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя (п. 1 ст. 1264 ГК).Получив в установленном порядке официальный статус, такое произведение меняет свой правовой режим. Автор произведения, признанного официальным документом, государственным символом или знаком, утрачивает не только исключительное право, но и личные неимущественные права на такое произведение.
Однако в общественных интересах авторские права разработчика ограничиваются законом еще на стадии разработки соответствующего проекта. В частности, предусмотрено, что проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика при условии, что этот проект либо обнародован разработчиком для использования этими органами или организацией, либо направлен им в соответствующий орган или организацию. Установлено также, что в проект в процессе подготовки официального документа, разработки символа или знака по усмотрению соответствующего органа или организации могут вноситься дополнения и изменения, на которые не требуется получение согласия разработчика. После официального принятия проекта к рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может быть использован без указания имени разработчика (п. 2 ст.
1264 ГК).Следует иметь в виду, что на отношения, связанные с созданием проектов официальных документов, символов и знаков, соответственно распространяются правила ГК о договорах авторского заказа (ст. 1288), о служебных произведениях (ст. 1295) и о произведениях, созданных по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298). При этом права иных, чем автор, обладателей исключительного права на проект также подлежат соответствующим ограничениям.
Несколько статей главы 70 ГК содержат более подробные по сравнению со ст. 1259 ГК характеристики некоторых объектов авторского права, обладающих ярко выраженной спецификой.
В частности, статья 1260 посвящена упомянутым в п. 2 ст. 1259 ГК производным и составным произведениям. Обе эти группы произведений носят вторичный характер, так как создаются на основе других произведений <1>. Эта черта сближает их и делает сходным их правовой режим.
<1> Составные произведения могут быть созданы на основе материалов, не являющихся объектами авторского права.
К производным произведениям относятся, например, переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки, представляющие собой переработку других (оригинальных) произведений. При создании производного произведения происходит определенное заимствование элементов оригинального произведения, но при этом производное произведение воплощается в иной внешней форме, что придает ему творческую самостоятельность.
К составным произведениям относятся антологии, энциклопедии, базы данных, атласы и иные сходные произведения, состоящие из систематизированных определенным образом произведений и (или) иных материалов. Так, базой данных считается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений или иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК). Эта формулировка изменена по сравнению с формулировками ст. 4 Закона об авторском праве и ст. 1 Закона о программах для ЭВМ, согласно которым база данных определялась как "объективная форма представления совокупности данных". Новое определение более точно соответствует признакам охраняемого объекта авторского права (п. 3 ст. 1259 ГК), а также понятию базы (или компиляции) данных, содержащемуся в п. 2 ст. 10 Соглашения ТРИПС и в ст. 5 Договора ВОИС по авторскому праву.
Переводчику или автору иного производного произведения принадлежат авторские права на такой перевод или на такую переработку (п. 1 ст. 1260 ГК). Составителю сборника (иного составного произведения) принадлежат авторские права на составительство, т.е. на осуществленный им подбор или расположение материалов (абз. 1 п. 2 ст. 1260 ГК). Права авторов производных и составных произведений подлежат охране при условии, что эти произведения соответствуют критериям охраноспособности, названным в ст. 1259 ГК.
Автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов оригинальных произведений, использованных для создания производного или составного произведения (п. 3 ст. 1260 ГК). При этом права такого автора охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение (п. 4 ст. 1260 ГК). Между авторами оригинальных и авторами производных (или составных) произведений не возникают отношения соавторства.
Авторские права на производное или составное произведение (например, на перевод или на сборник статей) не препятствуют другим лицам переводить или иным образом перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать новые составные произведения путем иного подбора или расположения тех же самых материалов (п. 6 ст. 1260 ГК). Автор произведения, помещенного в сборнике или другом составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено его договором с создателем составного произведения (п. 5 ст. 1260 ГК).
Претерпела определенные изменения норма о правах издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий. Если в п. 2 ст. 11 Закона об авторском праве было закреплено, что такому издателю принадлежат исключительные права на использование соответствующих изданий, то в п. 7 ст. 1260 ГК предусмотрено, что ему принадлежит лишь право использования таких изданий. Это более точно отражает реальную ситуацию, поскольку и из текста ст. 11 Закона об авторском праве было ясно, что авторы передают издателю права на свои произведения, являющиеся составными частями издания, не в полном объеме, а сохраняют исключительное право использования своих произведений независимо от издания в целом. Хотя теперь в абзаце 2 пункта 7 статьи 1260 ГК предусмотрены случаи, в которых авторы и иные правообладатели не сохраняют исключительных прав на свои произведения, использованные в вышеназванных изданиях (если права переданы издателю или другим лицам либо перешли к ним по иным основаниям, предусмотренным законом), по общему правилу предполагается, что такие правообладатели сохраняют свои права независимо от права издателя на использование издания в целом. Издатель является не автором, а лишь лицом, на которое возлагается обязанность осуществлять соответствующее издание, следовательно, его права производны от прав авторов. А поскольку исключительное право на все составные части издания к издателю автоматически не переходит, то невозможно говорить о наличии у него исключительного права на такое издание в целом. Подобный подход применяется и в ст. 1240 ГК о сложном объекте, с которым у изданий, упомянутых в п. 7 ст. 1260 ГК, много общего, хотя в перечень сложных объектов они не вошли.
В связи с включением в главу 69 ГК статьи 1240 о сложном объекте подверглись заметным изменениям нормы об аудиовизуальных произведениях (ст. 1263 ГК; ср. ст. 13 Закона об авторском праве). Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (при сопровождении звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным относятся кинематографические произведения и все произведения, выраженные аналогичными средствами (теле- и видеофильмы и т.п.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (п. 1 ст. 1263 ГК).
Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, создавший музыкальное произведение (с текстом или без текста), специально предназначенное для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК). Заключая договоры с изготовителем аудиовизуального произведения, авторы передают ему права на такое произведение в целом.
Изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, организовавшее создание такого произведения (продюсер). Его права определяются статьей 1240 ГК, в соответствии с которой продюсер на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых с авторами аудиовизуального произведения и другими обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся составными частями этого произведения, приобретает право использования таких результатов. При этом в отношении договоров по поводу произведений, специально созданных или создаваемых для включения в аудиовизуальное произведение (т.е. прежде всего договоров с его авторами), презюмируется, что они являются договорами об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Если все же между автором (иным правообладателем) и изготовителем заключается лицензионный договор, то согласно абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК он заключается на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права (если соглашением сторон не предусмотрено иное).
Изготовитель имеет право указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания при использовании аудиовизуального произведения. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обычным образом указано на этом произведении (п. 4 ст. 1263 ГК). Последняя фраза добавлена с целью приведения текста в соответствие с п. 2 ст. 15 Бернской конвенции.
За авторами аудиовизуального произведения (а также за авторами других произведений, вошедших составной частью в такое аудиовизуальное произведение) сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на их произведение (произведения).
Авторы произведений, вошедших составными частями в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор литературного произведения, положенного в основу сценария), так и созданных в процессе работы над ним (например, оператор-постановщик, художник-постановщик), сохраняют исключительное право на свои произведения, если только это право не было передано изготовителю или другим лицам по договору об отчуждении исключительного права либо не перешло к изготовителю или другим лицам по основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК). Тем самым еще раз подчеркивается возможность перехода исключительного права в полном объеме от одного лица к другому.
После долгих споров была сохранена и даже расширена норма о праве композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, на вознаграждение за использование его музыкального произведения при публичном исполнении, сообщении в эфир или по кабелю соответствующего аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК). Возражения против сохранения этого положения выдвигались в связи с тем, что подобные сборы осуществляются исключительно в отношении композиторов, что ставит их в привилегированное положение по отношению к другим авторам. Тем не менее (в том числе с учетом ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации) было решено, что, поскольку соответствующее право композитора аудиовизуального произведения предусмотрено законом на протяжении уже длительного периода, его отмена была бы явным ухудшением существующего положения. Более того, была юридически закреплена сложившаяся на практике система взимания отчислений в пользу композиторов не только при публичном показе аудиовизуальных произведений, но и при их сообщении в эфир или по кабелю.
Специфическим объектом авторского права являются программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ). Хотя Закон об авторском праве предоставляет программам для ЭВМ охрану как литературным произведениям (п. 1 ст. 7), наряду с ним существует специальный Закон о программах для ЭВМ. Он содержит целый ряд норм, которые учитывают особенности программ для ЭВМ, отличающие их от других объектов авторского права. Вместе с тем существование двух законов, применимых к одному и тому же объекту и в ряде случаев по-разному решающих те или иные вопросы, способствует возникновению спорных ситуаций на практике.
В ГК сохранен принципиальный подход к программам для ЭВМ как к объектам авторского права, охраняемым подобно литературным произведениям. В то же время программы для ЭВМ названы в подп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК отдельно от произведений науки, литературы и искусства (подп. 1 п. 1 ст. 1225 ГК). Таким образом подчеркнуто, что программы для ЭВМ - это результаты интеллектуальной деятельности, обладающие существенной спецификой. Формулировка абз. 13 п. 1 ст. 1259 ГК подчеркивает, что им предоставляется такая же охрана, как литературным произведениям, но не утверждает (в отличие от Закона об авторском праве), что программа для ЭВМ - литературное произведение. Подобное уточнение не противоречит ст. 4 Договора ВОИС по авторскому праву и п. 1 ст. 10 Соглашения ТРИПС, которые также содержат лишь указание на то, что программы для ЭВМ должны охраняться как литературные произведения и на них должны в связи с этим распространяться положения Бернской конвенции.
Важным подтверждением того, что программы для ЭВМ рассматриваются как один из объектов авторского права, является их включение в гл. 70 ГК. То обстоятельство, что до настоящего времени в отношении программ для ЭВМ действовал самостоятельный Закон, не повлекло за собой выделения положений о программах для ЭВМ ни в отдельную главу ГК, ни даже в отдельный параграф гл. 70 ГК. Особенности правового режима программ для ЭВМ либо оговариваются в отдельно посвященных им статьях, либо включены в виде специальных норм в статьи, содержащие правила, общие для всех объектов авторского права.
В статье 1261 ГК дано определение программы для ЭВМ как представленной в объективной форме совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные изображения. Так же как и в отношении базы данных, определение программы для ЭВМ несколько уточнено с тем, чтобы приблизить его к общему определению объекта авторского права. В этой статье еще раз подчеркивается, что авторские права на все виды программ для ЭВМ (которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код) охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. При этом к программам для ЭВМ относятся также операционные системы и программные комплексы.
Специальные правила в отношении программ для ЭВМ содержатся в ч. 2 ст. 1269, подп. 1 и 9 п. 2 ст. 1270, п. 4 ст. 1270, подп. 3 ст. 1273, ст. 1280, п. 3 ст. 1286, ст. 1296, 1297 и п. 6 ст. 1298 ГК.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 1259 ГК по желанию правообладателя возможно осуществление государственной регистрации программ для ЭВМ (и баз данных), которая производится в соответствии со ст. 1262 ГК. Программа для ЭВМ (база данных) регистрируется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Программы (базы), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, регистрации не подлежат. В пункте 2 статьи 1262 ГК содержатся требования к заявке на государственную регистрацию программы для ЭВМ (базы данных). Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности на основании заявки на регистрацию лишь проверяет наличие необходимых документов и материалов, а также их соответствие требованиям п. 2 ст. 1262 ГК. При положительном результате проверки он вносит программу для ЭВМ в Реестр программ для ЭВМ (базу данных - в Реестр баз данных) и выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации, а также публикует сведения о зарегистрированной программе для ЭВМ (базе данных) в своем официальном бюллетене (п. 3 ст. 1262 ГК). Таким образом, государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных носит заявительный характер, никакая экспертиза подаваемых заявителем сведений по существу не проводится.
Изменено ранее действовавшее правило о том, что договоры о передаче исключительного права на программы для ЭВМ (базы данных) могут быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности по соглашению сторон (п. 5 ст. 13 Закона о правовой охране программ для ЭВМ). В ГК предусмотрено, что договоры об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ (базу данных), которая получила государственную регистрацию, а также переход исключительного права на такую зарегистрированную программу (базу) к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (абз. 1 п. 5 ст. 1262 ГК). Это означает, что теперь такая "вторичная" регистрация носит обязательный характер. Сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ (Реестр баз данных) на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа (при переходе права без договора) и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Регистрация договоров об отчуждении незарегистрированных программ для ЭВМ (баз данных), а также перехода таких программ (баз) к другим лицам без договора по правилам ст. 1262 ГК не производится.
Правила, установленные п. 5 ст. 1262 ГК, предусматривают порядок, отличный от общего правила пункта 2 ст. 1232 ГК, предполагающего обязательную регистрацию не только отчуждения исключительного права, но и залога такого права и предоставления на основании лицензионного договора права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности. Пункт 7 статьи 1232 ГК содержит указание на то, что в случаях, когда в соответствии с ГК государственная регистрация результата интеллектуальной деятельности осуществляется не в обязательном порядке, а по желанию правообладателя, правила п. 2 ст. 1232 ГК применяются, если ГК не предусмотрено иное. Формулировка п. 5 ст. 1262 ГК ясно свидетельствует о том, что ни залог исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ (базу данных), ни предоставление по договору права ее использования государственной регистрации не подлежат.
Еще по теме Объекты авторских прав (статьи 1259 - 1264):
- § 2. Право на исполнение (статьи 1313 - 1321) Исполнитель и исполнение (статьи 1313, 1314)
- Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи (статьи 1330 - 1332)
- § 6. Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства (статьи 1337 - 1344)
- § 1. Основные положения (статьи 1345 - 1355)