<<
>>

Ограничения исключительного права на произведение (статьи 1272 - 1280)

В соответствии с пунктом 5 статьи 1229 ГК ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации устанавливаются Гражданским кодексом при условии, что они не наносят неоправданный ущерб обычному использованию результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей.

В сфере авторского права к таким ограничениям, устанавливаемым законом в общественных интересах, относятся случаи свободного использования произведений науки, литературы и искусства, перечисленные в ст.

1272 - 1280 ГК. Свободное использование произведений осуществляется без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Для свободного использования произведений характерно также то, что оно возможно, как правило, только в отношении правомерно обнародованных (или опубликованных) произведений. Кроме того, оно не ограничивает личные неимущественные права, напротив, почти во всех случаях свободного использования закон требует указывать имя автора произведения и источник заимствования. Круг случаев свободного использования произведений, содержащийся в соответствующих статьях Гражданского кодекса, не подлежит расширительному толкованию.

В статье 1272 ГК речь идет о действии так называемого принципа исчерпания прав, ограничивающего право на распространение произведения. Его суть заключается в том, что если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения, то допускается их дальнейшее распространение без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Гражданским кодексом принципу исчерпания прав придан территориальный характер, в определенной мере сузивший пределы его применения. Теперь принцип исчерпания прав распространяется лишь на те произведения, которые введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

То есть, если человек купил книгу в магазине на территории Российской Федерации, он может в дальнейшем свободно подарить ее, перепродать или обменять. С целью устранения возможных противоречий в практике применения нормы, содержащейся в ст. 1272 ГК, в нее включена оговорка о том, что изложенный в ней принцип исчерпания прав не распространяется на случай, предусмотренный ст. 1293 ГК, т.е. на право следования в отношении оригиналов произведений изобразительного искусства.

Без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения (ст. 1273 ГК). Поскольку в редакции ст. 18 Закона об авторском праве не было точно указано, кем может использоваться произведение в личных целях, это порождало некоторую правовую неопределенность, попытки распространять действие данной нормы на юридические лица. В редакции ГК прямо установлено, что произведение может быть использовано в личных целях только гражданином.

Статья 1273 ГК содержит также целый перечень исключений из приведенного правила - случаев, в которых даже намерение использовать соответствующее произведение в личных целях не освобождает гражданина от необходимости получать разрешение правообладателя и выплачивать соответствующее вознаграждение. Первые четыре случая (воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; баз данных или их существенных частей; программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных ст. 1280 ГК, а также репродуцирование книг и нотных текстов) были перечислены в ст. 18 Закона об авторском праве. В настоящее время они дополнены двумя новыми случаями исключений. Не допускается даже в личных целях видеозапись аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (подп. 5 ст. 1273 ГК). Этот запрет направлен прежде всего против осуществления видеозаписи в кинозале.

Не допускается также воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях (подп. 6 ст. 1273 ГК). Обе эти нормы позволяют усилить борьбу с изготовлением контрафактной продукции.

Статья 1274 ГК посвящена случаям свободного использования произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях. Свободное использование допускается без согласия автора или иного правообладателя, без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Большинство перечисленных в ст. 1274 ГК случаев свободного использования основаны на положениях международных соглашений (в частности, Бернской конвенции) и существуют в российском законодательстве уже давно. К таким случаям относятся цитирование правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования; использование правомерно обнародованных произведений и их отрывков в качестве иллюстраций в изданиях учебного характера; воспроизведение в прессе, сообщение в эфир и по кабелю правомерно опубликованных в газетах и журналах статей или переданных в эфир произведений такого же характера; воспроизведение в прессе, сообщение в эфир и по кабелю публично произнесенных политических речей и других аналогичных произведений; воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий, в информационных целях; воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений (подп. 1 - 6 п. 1 ст. 1274 ГК).

Кроме того, без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, законным путем введенных в гражданский оборот. Экземпляры произведений, выраженные в цифровой форме, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование (в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии таких произведений в цифровой форме (п. 2 ст. 1274 ГК).

Статья 1274 ГК дополнена новой специальной нормой, которая предусматривает, что создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения (п. 3). Потребность в данном изменении законодательства выявилась в процессе его практического применения. Сходные положения закреплены в законодательстве ряда стран (например, Франции) и позволяют разрешить в интересах общества возможные коллизии между интересами авторов оригинальных произведений и производных произведений подобного рода, которые не должны подпадать под общие правила о переработке произведения (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК).

Законом в отдельных случаях допускается свободное репродуцирование правомерно опубликованного произведения в единственном экземпляре без извлечения прибыли (ст. 1275 ГК). При этом под репродуцированием (или репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме не считается репродуцированием и, следовательно, в любом случае требует получения разрешения правообладателя и выплаты вознаграждения. Однако с учетом усложнения копировальной техники в ГК сделана оговорка, что это правило не распространяется на случаи создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования. В последнем случае создание временных копий является необходимой стадией процесса репродуцирования, поэтому дополнительное согласие правообладателя на их создание не требуется.

Свободное репродуцирование разрешается: 1) библиотекам и архивам для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров правомерно опубликованного произведения либо для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам взамен утраченных ими; 2) библиотекам и архивам по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательным учреждениям для аудиторных занятий, но только в отношении отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а также коротких отрывков из письменных произведений с иллюстрациями или без иллюстраций.

Разрешается также свободное воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях (ст. 1276 ГК). Данный случай свободного использования направлен на то, чтобы не создавалось излишних препятствий для осуществления репортажных и любительских съемок на городских улицах и в других общедоступных местах. К случаям, на которые данное правило не распространяется, относятся, например, изготовление открыток с изображениями городских достопримечательностей, съемки фильмов или телепередач, специально посвященных конкретным произведениям архитектуры или изобразительного искусства, и т.п.

В статье 1277 ГК установлена возможность свободного публичного исполнения музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии (а также похорон) в объеме, оправданном характером такой церемонии. Статья 1278 ГК допускает свободное воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.

Организации эфирного вещания разрешается без согласия автора и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись в целях краткосрочного использования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир, при условии, что такая запись производится с помощью собственного оборудования организации эфирного вещания и для ее собственных передач. Организация должна уничтожить запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок хранения не был согласован с правообладателем или не был установлен законом (например, в отношении документов, подлежащих хранению в архивах). Запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер (ст. 1279 ГК).

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, т. е. пользователь, вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения: а) произвести адаптацию такой программы или базы данных, т.е. внести в нее изменения, исключительно для того, чтобы обеспечить ее функционирование на конкретных технических средствах пользователя, и осуществлять действия, необходимые для функционирования такой программы или базы, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ, а также исправить явные ошибки в программе или базе, если иное не предусмотрено договором с правообладателем (подп. 1 п. 1 ст. 1280 ГК); б) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных, предназначенную для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра, если он уничтожен или стал непригоден для использования (подп. 2 п. 1 ст. 1280 ГК); в) декомпилировать программу для ЭВМ (воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст) для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной пользователем программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой (п. 3 ст. 1280 ГК). Кроме того, лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого ее элемента, путем осуществления действий, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 1280 ГК (п. 2 ст. 1280 ГК).

В пункте 4 статьи 1280 ГК установлено дополнительное условие о том, что применение положений данной статьи не должно наносить неоправданный ущерб нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя. Это дает суду возможность решать в каждом конкретном спорном случае, не были ли нарушены в процессе свободного использования программы для ЭВМ или базы данных критерии, установленные в данном пункте ст. 1280 ГК.

Распоряжение исключительным правом на произведение и переход этого права к другим лицам (статьи 1283 - 1291)

В соответствии с пунктом 1 статьи 1233 ГК правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на произведение науки, литературы или искусства любым не противоречащим закону и существу этого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения другому лицу. Исключительное право благодаря своему имущественному характеру способно участвовать с гражданском обороте, т.е. может передаваться одним лицом другому по договору и может переходить от одного лица к другому лицу по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статья 1283 ГК предусматривает, что исключительное право на произведение переходит по наследству. Наследование исключительного права на произведение возможно как по закону, так и по завещанию. Наиболее существенной особенностью наследования исключительного права является ограниченный срок, на который это право переходит к наследникам (ст. 1281 ГК), по истечении которого произведение переходит в общественное достояние (ст. 1282 ГК). В п. 2 ст. 1283 ГК установлено, что в случаях, когда исключительное право на произведение входит в состав выморочного имущества (ст. 1151 ГК), это право прекращается и произведение переходит в общественное достояние. Тем самым исключена в такой ситуации возможность перехода исключительного права по наследству к государству (как это происходит, например, в отношении исключительного права на изобретение). Данный подход объясняется тем, что на практике осуществление государством использования произведений и распоряжения исключительным правом сопряжено с многочисленными сложностями, в то время как интересы общества состоят в возможно более свободном использовании таких произведений. Кроме того, подобное решение данного вопроса является традиционным для российского права, так как до недавнего времени ст. 552 ГК РСФСР 1964 г. также предусматривала прекращение авторского права в аналогичном случае.

Согласно пункту 5 статьи 1233 ГК исключительное право может быть предметом залога. В этом и в иных случаях, предусмотренных законом, на исключительное право на произведение может быть обращено взыскание. Однако эта возможность существует лишь в тех случаях, когда исключительное право принадлежит не самому автору и не его наследникам, а любым другим лицам, к которым оно перешло, например, на основании договора об отчуждении исключительного права на произведение. В целях защиты интересов автора обращение взыскания на принадлежащее ему исключительное право не допускается (п. 1 ст. 1284 ГК). Вместе с тем взыскание может быть обращено на права требования автора к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на произведение и по авторским лицензионным договорам, а также на доходы, полученные автором от использования произведения. Иными словами, Гражданским кодексом разрешено обращение взыскания на имущественные требования и на доходы, вытекающие из распоряжения самим автором его исключительным правом, но запрещено распоряжение этим правом помимо воли автора. Все эти правила распространяются не только на самого автора, но и на его наследников, а также на наследников этих наследников и т. д., т.е. на всех лиц, к которым исключительное право успеет перейти по наследству в пределах срока его действия.

Взыскание также может быть обращено на право использования произведения, принадлежащее лицензиату. Причем в этом случае при продаже принадлежащего лицензиату права использования произведения с публичных торгов закон предоставляет автору преимущественное право его приобретения (п. 2 ст. 1284 ГК). Это правило позволяет создать дополнительные гарантии защиты интересов автора, которому может быть небезразлично, к кому и на каких условиях перейдет право использования его произведения.

Действующий Закон об авторском праве в ст. 30 весьма неточно говорит о двух видах авторских договоров: о передаче "исключительных" прав и о передаче "неисключительных" прав. В то же время анализ содержания норм этого Закона позволяет заключить, что оба названных договора по своей природе являются лицензионными договорами, разница между которыми состоит в том, исключительную или неисключительную лицензию автор предоставляет пользователю.

Гражданский кодекс вводит новый для авторского права вид договора - договор об отчуждении исключительного права на произведение. По этому договору автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК). Все иные права автора, перечисленные в ст. 1255 ГК, не отторжимы от его личности и поэтому по договору не передаются. Но автор лишается в дальнейшем на весь срок действия исключительного права возможности использовать свое произведение, разрешать (и запрещать) его использование другим лицам, распоряжаться исключительным правом на это произведение. Все эти возможности - правомочия, составляющие содержание исключительного права, - переходят к приобретателю исключительного права по договору. Естественно, при заключении подобного договора авторы должны особенно тщательно продумывать вопрос о размере причитающегося им вознаграждения или о порядке его исчисления с учетом установленного законом длительного срока охраны исключительного права и возможного роста интереса публики к произведению в будущем. Общие правила о договоре об отчуждении исключительного права установлены в ст. 1233 и 1234 ГК.

По сравнению с действующим Законом об авторском праве в гл. 70 ГК более четко и подробно регламентировано содержание лицензионного договора о предоставлении права использования произведения (далее - авторского лицензионного договора). По авторскому лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Заключение лицензионного договора (в отличие от договора об отчуждении исключительного права) не влечет за собой перехода исключительного права к лицензиату. В случае заключения авторского лицензионного договора лицензиат может использовать произведение лишь в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены таким договором. Различаются два вида лицензионных договоров: простая (неисключительная) и исключительная лицензии, причем, если договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Общие правила, применимые к любым лицензионным договорам, содержатся в ст. 1233, 1235 - 1238 ГК, а ст. 1286 ГК затрагивает лишь те вопросы, которые применительно к авторскому лицензионному договору решаются по-иному. Так, в п. 2 ст. 1286 ГК установлено, что хотя по общему правилу лицензионный договор заключается в письменной форме, договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.

Предусмотрен также специальный порядок заключения лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных. Допускается заключение правообладателем с каждым пользователем договора присоединения, условия которого излагаются на приобретаемом экземпляре программы для ЭВМ или базы данных или на их упаковке. Считается, что пользователь дал согласие на заключение соответствующего лицензионного договора, если он начал использование такой программы или базы данных. При этом то, что следует понимать под началом использования, в каждом конкретном случае определяется упомянутыми условиями (п. 3 ст. 1286 ГК).

В дополнение к пункту 5 статьи 1235 ГК, посвященному выплате вознаграждения по лицензионному договору, в п. 4 ст. 1286 ГК установлено, что в возмездном авторском лицензионном договоре выплата вознаграждения лицензиару может быть предусмотрена в виде фиксированных разовых или периодических платежей, в виде процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. Кроме того, Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений. Это положение сохранено в соответствии с п. 3 ст. 31 Закона об авторском праве, на основании которого Правительством были приняты и в настоящее время действуют минимальные ставки вознаграждения за публичное исполнение произведений, воспроизведение произведений путем звукозаписи, сдачу в прокат экземпляров звукозаписи и аудиовизуальных произведений, воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства <1>.

<1> САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 994; СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2529; 1998. N 22. Ст. 2476.

В отношении издательского лицензионного договора, т. е. договора о предоставлении права использования произведения, заключенного автором или иным правообладателем с издателем - лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение, ст. 1287 ГК предусматривает особые условия. Они состоят в том, что издатель-лицензиат по такому договору обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. Если эта обязанность не будет исполнена издателем, то правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от договора без возмещения убытков, причиненных издателю таким отказом.

В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для произведений такого вида и для способа их использования. Подобная оценка продолжительности срока может быть произведена судом. Расторжение договора лицензиаром в этом случае возможно по основаниям и в порядке, которые предусмотрены п. 2 ст. 450 ГК.

При расторжении издательского лицензионного договора по причинам неиспользования произведения в установленный в договоре или в иной разумный срок (п. 1 ст. 1287 ГК) лицензиар вправе требовать от лицензиата (издателя) выплаты ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном размере (п. 2 ст. 1287 ГК). В случаях, когда в договоре предусматривается выплата вознаграждения в виде процентных отчислений от дохода (выручки) от продажи изданного тиража произведения, конкретный размер возмещения будет определяться судом на основании обычных для данного издателя тиражей и цен за экземпляр произведения аналогичного типа.

Существенными особенностями обладает также договор авторского заказа, который направлен на создание произведения в будущем и может быть заключен в отношении различных видов произведений (литературных, музыкальных, изобразительного искусства и т. д.). Содержание этого договора заключается в том, что одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (абз. 1 п. 1 ст. 1288 ГК).

По общему правилу материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, но соглашением сторон может быть предусмотрена его передача заказчику во временное пользование (абз. 2 п. 1 ст. 1288 ГК). При этом под материальным носителем понимается картина, скульптура, рукопись или другая вещь, в которой воплощено произведение (п. 1 ст. 1227 ГК). Произведение нерасторжимо с таким материальным носителем, поэтому в ст. 1288 ГК решается вопрос о праве собственности на такую вещь. Под иной (тоже материальной) формой создания произведения понимается прежде всего его электронная запись. В последнем случае произведение может существовать одновременно на разных носителях (в памяти ЭВМ, на дискете, лазерном диске и т.п.) и может быть передано заказчику на любом из них либо через сеть Интернет. В связи с этим вопрос о праве собственности на носитель произведения, созданного в подобной форме, не имеет существенного значения, хотя само условие представления произведения заказчику именно в той или иной форме в договоре следует оговаривать.

Договор авторского заказа по общему правилу является возмездным (если иное не предусмотрено соглашением сторон).

Особенности договора авторского заказа определяются тем, что он заключается в отношении произведения, которое еще не существует и будет создано лишь в перспективе. Поэтому наряду с условием о предмете договора - создании обусловленного произведения науки, литературы или искусства - существенным для договора авторского заказа является также условие о передаче произведения заказчику в установленный срок (п. 1 ст. 1289 ГК). Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

Строгое условие о необходимости определять срок исполнения в договоре авторского заказа дополняется в законе рядом уточнений, позволяющих в некоторых типичных ситуациях защитить, с одной стороны, интересы авторов-исполнителей, а с другой стороны, интересы заказчиков. Поскольку творческий процесс создания произведения трудно заранее ограничить жесткими временными рамками, авторы на практике часто нарушают сроки, установленные в договорах заказа. С учетом этой особенности в п. 2 ст. 1289 ГК предусмотрено общее правило, по которому в случае наступления срока исполнения договора авторского заказа автору при необходимости и при наличии уважительных причин предоставляется дополнительный льготный срок для завершения создания произведения. Продолжительность такого льготного срока составляет как минимум одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, но в договоре может быть предусмотрен и более длительный льготный срок.

Вместе с тем в ряде случаев установление льготных сроков может повредить интересам заказчиков, поэтому для них в законе сделаны соответствующие исключения. Так, правило о льготном сроке применяется к договору авторского заказа на создание произведения, используемого в составе сложного объекта (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта), только в случае, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 1240 ГК). Таким образом, в случае создания произведения, используемого в составе сложного объекта, конкретным договором может быть установлен менее продолжительный льготный срок или такой срок вообще может не предусматриваться.

Льготный срок не применяется также и в случае, названном в п. 3 ст. 1289 ГК. Если по общему правилу заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа лишь по истечении льготного срока, то в случае, когда из условий договора явно вытекает, что при нарушении срока его исполнения заказчик утрачивает интерес к договору (например, картина или скульптура заказаны для экспонирования на конкретной выставке, музыкальное произведение заказано для исполнения на юбилейном концерте и т.п.), заказчик вправе отказаться от договора непосредственно по истечении срока его исполнения.

Договор авторского заказа наряду с условиями, касающимися создания обусловленного произведения и передачи его заказчику в установленный срок, как правило, содержит и условия относительно дальнейшего использования созданного произведения. В этих целях договор авторского заказа может предусматривать отчуждение заказчику исключительного права на созданное автором произведение или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 2 ст. 1288 ГК). Соответственно к такому договору применяются либо положения ГК о договоре об отчуждении исключительного права (п. 3 ст. 1288 ГК), либо положения о лицензионных договорах, в частности, предусмотренные ст. 1286 и 1287 ГК (п. 4 ст. 1288 ГК).

Дополнительной гарантией для авторов, являющихся экономически более слабой стороной в договоре по сравнению с их контрагентами-организациями и в то же время осуществляющих творческую деятельность, в сфере которой весьма высок риск неудачи, служит ограничение ответственности по договорам (ст. 1290 ГК). Ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного им другой стороне, при условии, что договором не предусмотрен еще меньший размер ответственности автора (п. 1 ст. 1290 ГК). Это означает, что с автора не может быть взыскана упущенная выгода (п. 2 ст. 15 ГК). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить неустойку, если она предусмотрена договором. Однако при этом общий размер указанных выплат также ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику (п. 2 ст. 1290 ГК).

Если ответственность автора по договору авторского заказа была ограничена возмещением реального ущерба и в п. 2 ст. 34 Закона об авторском праве, то ограничение ответственности автора по другим авторским договорам является нововведением Гражданского кодекса (п. 1 ст. 34 Закона об авторском праве предусматривал для этих случаев возмещение убытков, включая упущенную выгоду). В то же время следует подчеркнуть, что подобная льгота установлена только для авторов и не распространяется на других правообладателей, в том числе на наследников автора. В развитие положений ст. 1227 ГК о соотношении интеллектуальных прав и права собственности в гл. 70 включена ст. 1291. В ней достаточно подробно рассматриваются последствия отчуждения автором оригинала произведения. Под оригиналом понимается рукопись, оригинал произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства и т.п., т.е. уникальный материальный носитель произведения, существующий в единственном экземпляре (или в незначительном числе экземпляров) и обладающий поэтому самостоятельной ценностью. По общему правилу при отчуждении автором такого оригинала (в том числе по договору авторского заказа) исключительное право на произведение сохраняется за автором, в то время как право собственности на оригинал переходит к другому лицу. Вместе с тем договором об отчуждении оригинала произведения может быть предусмотрено и отчуждение исключительного права на само произведение.

В том случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, такой приобретатель (даже если в договоре не содержится никаких условий о предоставлении ему права использования произведения в определенных пределах) вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения, воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами (п. 1 ст. 1291 ГК). Предусмотренные меры позволяют гарантировать осуществление собственником оригинала произведения его абсолютных прав, лишь в незначительных и разумных пределах ограничивая исключительное право автора.

Если при отчуждении оригинала произведения к приобретателю от автора перешло также исключительное право на произведение, такой собственник при последующем отчуждении оригинала (например, при его перепродаже) автоматически будет отчуждать вместе с ним и исключительное право на произведение, если только в договоре не будет предусмотрено иное (п. 2 ст. 1291 ГК). Это правило должно способствовать упрощению взаимоотношений по использованию произведений и их оригиналов в тех случаях, когда нет необходимости охранять интересы автора.

Все правила статьи 1291 ГК распространяются не только на самого автора, но и на его наследников, а также на наследников этих наследников и т.д., т.е. на всех лиц, к которым исключительное право на произведение успеет перейти по наследству в пределах срока его действия (п. 3 ст. 1291 ГК).

<< | >>
Источник: А.Л. Маковский. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Поглавный. Под ред. А.Л. Маковского. Статут. 2008

Еще по теме Ограничения исключительного права на произведение (статьи 1272 - 1280):

  1. Исключительное право (статья 1229)
  2. Ограничения исключительных прав (пункт 5 статьи 1229)
  3. Распоряжение исключительными правами (статьи 1233 - 1241)
  4. Ограничения исключительного права на произведение (статьи 1272 - 1280)
  5. Срок действия исключительного права на исполнение (статья 1318)
  6. Субъект права на фонограмму (статьи 1322, 1328)
  7. Содержание прав изготовителя фонограммы (статьи 1323, 1324)
  8. Срок действия исключительного права на фонограмму, его переход к другим лицам и прекращение (статья 1327)
  9. Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи (статьи 1330 - 1332)
  10. Исключительное право изготовителя базы данных (пункты 1 и 2 статьи 1334)
  11. Исключительное право публикатора (статьи 1338, 1339, 1344)
  12. Возникновение и прекращение исключительного права публикатора (статьи 1340, 1342)
  13. Возникновение и прекращение исключительного права на топологию интегральной микросхемы (статья 1457)
  14. Переход к другим лицам исключительного права на топологию интегральной микросхемы (статьи 1458 - 1460)
  15. Содержание исключительного права на секрет производства (статья 1466)
  16. Возникновение и прекращение исключительного права на секрет производства (статьи 1465, 1467)
  17. Исключительное право на товарный знак (статьи 1484 - 1487, 1491)
  18. Распоряжение исключительным правом на товарный знак (статьи 1488 - 1490)
  19. Защита исключительного права на товарный знак (статья 1515)
  20. Защита исключительного права на наименование места происхождения товара (статья 1537)