<<
>>

Охраноспособность обозначений в качестве товарного знака (статья 1483)

Правовой режим товарного знака обусловливается прежде всего критериями его охраноспособности <1>, которые в Кодексе, как и в прежнем законодательстве (ст. 6 и 7 Закона о товарных знаках), определяются путем установления оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака (ст.
1483). Подобный подход продиктован главным образом содержанием соответствующих норм международных договоров (ст. 6.ter и 6.quinquies Парижской конвенции), предусматривающих запрет использования некоторых изображений в качестве товарных знаков. Объединив все возможные основания для отказа в государственной регистрации товарного знака в одной статье, законодатель отказался от их классификации под определенными названиями, имея в виду, что абсолютный или относительный характер этих оснований определяется исключительно содержанием соответствующих норм и установленных в них условий, а вовсе не заголовком статьи, в которой они перечислены (в Законе о товарных знаках одни названы абсолютными, другие - иными). Не воспринял Кодекс и широко распространенную в литературе и основанную на разд. "B" ст. 6.quinquies Парижской конвенции классификацию оснований отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака в зависимости от наличия различительной способности, а также нарушения прав третьих лиц либо норм морали или публичного порядка <2>. Проведение такой классификации в законе представляется малоэффективным, поскольку одно и то же основание может одновременно затрагивать и публичные интересы, и субъективные права третьих лиц, противоречить требованиям морали и не отличаться различительной способностью.

<1> В отличие, например, от критериев охраноспособности изобретения, полезной модели или промышленного образца, которые сформулированы в ГК в качестве позитивных требований к соответствующим объектам.

<2> См.: Сергеев А.П. Указ. соч. С. 617 - 622.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 ГК (воспроизводящим п.

1 ст. 6 Закона о товарных знаках) не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью, т.е. таких обозначений, которые не могут служить для идентификации товаров, а следовательно, и быть товарными знаками. В данной норме перечислены и элементы обозначения, не обладающие различительной способностью (подп. 1 - 4 п. 1 ст. 1483), которые, однако, могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если только они не занимают в обозначении доминирующего положения. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Соглашения ТРИПС из указанного правила сделано исключение, допускающее регистрацию обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

Пункт 2 статьи 1483 ГК (воспроизводящий п. 2 ст. 6 Закона о товарных знаках) не допускает государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, состоящих исключительно из элементов, представляющих собой различные государственные символы и знаки, символы и знаки международных и межправительственных организаций, официальные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, а равно из сходных с ними до степени смешения элементов. Подобные элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых только с согласия соответствующего компетентного органа. Целью введения подобных ограничений, как следует из п. 1 (с) ст. 6.ter Парижской конвенции, является предотвращение введения потребителей соответствующих товаров в заблуждение относительно их происхождения или связи с государством или организацией.

Аналогичные цели преследуются и п. 3 ст. 1483 ГК (воспроизводящим п. 3 ст. 6 Закона о товарных знаках), в соответствии с которым не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя либо противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Помимо защиты интересов потребителей обеспечивают защиту и публичных интересов положения п.

4 ст. 1483 ГК (воспроизводящего п. 4 ст. 6 Закона о товарных знаках), не допускающие государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Пункт 5 статьи 1483 ГК (воспроизводящий п. 5 ст. 6 Закона о товарных знаках) в соответствии с п. 2 ст. 23 Соглашения ТРИПС и ст. 8 Минского соглашения предоставляет дополнительную защиту географическим указаниям для вин и спиртных напитков. Для этих целей в соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

Пункт 6 статьи 1483 ГК (воспроизводящий с некоторыми юридико-техническими уточнениями п. 1 ст. 7 Закона о товарных знаках) направлен на обеспечение требования новизны товарного знака. В этих целях запрещается регистрация в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с имеющими более ранний приоритет товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию или охраняемыми в Российской Федерации (в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации), а также обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, независимо от их приоритета.

Данное основание имеет относительный характер, и указанные обозначения могут быть беспрепятственно зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении неоднородных товаров, а с согласия правообладателя могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров и обозначения, сходные до степени смешения с любым из перечисленных обозначений.

Пункт 7 статьи 1483 ГК (воспроизводящий с некоторыми юридико-техническими уточнениями п. 2 ст. 7 Закона о товарных знаках) в соответствии с п. 3 ст. 22 Соглашения ТРИПС обеспечивает защиту прав и интересов обладателей исключительного права на наименование места происхождения товара. В этих целях не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с охраняемым наименованием места происхождения товаров, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на указанное наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Пункты 8 и 9 статьи 1483 ГК обеспечивают защиту прав и законных интересов обладателей исключительных прав на другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, устанавливая абсолютные запреты или определяя условия включения в товарный знак обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с соответствующими результатами или средствами.

В соответствии с п. 8 статьи 1483 ГК не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с охраняемыми фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами такого наименования или обозначения) либо с охраняемым наименованием селекционного достижения, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Таким образом, применительно к товарному знаку проявляется общий принцип старшинства средств индивидуализации, в соответствии с которым преимущественная защита предоставляется тому из тождественных или сходных до степени смешения средств индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (п. 6 ст. 1252 ГК). Прежнее законодательство предусматривает принцип старшинства только в отношении фирменного наименования, тождественного обозначению, заявляемому в качестве товарного знака (п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 1483 ГК не допускается регистрация в качестве товарного знака обозначения, тождественного промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Отсутствие соответствующей оговорки не должно вводить в заблуждение относительно того, что в данной норме речь идет о правах на указанные объекты, возникших у иных лиц, так как другое толкование означало бы по существу дополнительное ограничение исключительных прав патентообладателя, исчерпывающий перечень которых подобного ограничения не содержит. В Законе о товарных знаках (п. 3 ст. 7) список тождественных обозначений, регистрация которых в качестве товарных знаков подчиняется принципу старшинства, не включает доменное имя.

Подпункт 1 пункта 9 статьи 1483 ГК (воспроизводящий с некоторыми юридико- техническими уточнениями положения п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках) на основании принципа старшинства обеспечивает защиту прав авторов произведений науки, литературы и искусства. В этих целях не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Указанный запрет имеет относительный характер, и с согласия правообладателя перечисленные обозначения могут быть беспрепятственно зарегистрированы в качестве товарного знака.

Также относительный характер имеет и предусмотренный подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК (воспроизводящий с некоторыми юридико-техническими уточнениями положения п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках) запрет регистрации в качестве товарных знаков обозначений, тождественных имени (ст. 19 ГК), псевдониму (п. 1 ст. 1265 ГК) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле лица, известного в Российской Федерации на дату подачи заявки. Поскольку данный запрет обеспечивает защиту личных неимущественных прав, то при наличии согласия соответствующего лица или его наследника нет препятствий для включения указанных обозначений в товарный знак.

<< | >>
Источник: А.Л. Маковский. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Поглавный. Под ред. А.Л. Маковского. Статут. 2008

Еще по теме Охраноспособность обозначений в качестве товарного знака (статья 1483):

  1. Сфера действия норм ГК об интеллектуальных правах (статья 1231) 1.
  2. § 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания (статьи 1477 - 1515)
  3. Охраноспособность обозначений в качестве товарного знака (статья 1483)
  4. Государственная регистрация товарного знака (статьи 1492 - 1507)
  5. Основные положения (статьи 1516 - 1518)