<<
>>

Статья 1116. Лица, которые могут призываться к наследованию

Комментарий к статье 1116

1. Статья 1116 определяет круг лиц, которые могут призываться к наследованию. При наследовании по закону в него входят граждане и Российская Федерация (в случае, если наследство оказывается выморочным - см.

ст. 1151), а при наследовании по завещанию - граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации. С учетом положений п. 1 ст. 2 ГК к наследованию могут призываться не только российские граждане и юридические лица, но также иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.

Нетрудно заметить, что по сравнению с ранее действовавшим законодательством указанный перечень существенно расширяет круг возможных наследников по завещанию. Если в соответствии со ст. 534 ГК 1964 г. завещание можно было составить в пользу государства в целом, то теперь имущество может быть завещано не только Российской Федерации, но также и субъектам РФ, и муниципальным образованиям. Более того, прямо предусмотрена возможность завещать имущество иностранным государствам и международным организациям.

Расширение круга наследников по завещанию коснулось и юридических лиц. Теперь наследовать имущество по этому основанию могут любые юридические лица, которым имущество может принадлежать на праве собственности, а не только государственные, кооперативные и иные общественные организации. 2.

В числе лиц, которые могут призываться к наследованию, закон называет граждан, зачатых при жизни наследодателя и родившихся живыми после его смерти. Такие лица именуются насцитурусами (лат. nasciturus - тот, кто должен родиться в будущем). Проблема защиты интересов насцитурусов восходит к римскому праву, в котором существовало правило о том, что "зачатый ребенок считается уже родившимся, если такое допущение отвечает его интересам" ("infans conceptus pro nato habetur quoties de commodo ejus agitur").

Нормы о защите интересов зачатых, но еще не родившихся детей не исчерпываются вопросами наследственного права.

В ГК можно, в частности, указать также на положения ст. 1088 и 1089 о праве ребенка потерпевшего, родившегося после его смерти, на возмещение вреда, понесенного в результате смерти кормильца.

Согласно ст. 530 ГК 1964 г. к наследованию по закону из числа детей, родившихся после смерти наследодателя, могли призываться только его дети. Новый ГК не содержит такого ограничения. Соответственно к наследованию как по закону, так и по завещанию могут призываться любые наследники, если они были зачаты при жизни наследодателя и родились после его смерти.

Гражданин может завещать свое имущество лицам, которые на момент составления завещания даже еще не зачаты. Например, завещание может быть составлено в пользу будущего ребенка сестры наследодателя, и если к моменту открытия наследства таковой будет зачат, то он будет призван к наследованию, если родится живым после открытия наследства. 3.

Применительно к наследственным правам юридических лиц на практике возникает вопрос о том, может ли быть призвано к наследованию юридическое лицо, которое к моменту открытия наследства претерпело те или иные видоизменения по сравнению с тем периодом времени, когда было составлено завещание (например, если изменилось фирменное наименование указанного в завещании юридического лица либо оно было реорганизовано путем слияния, присоединения его к другому юридическому лицу, разделения или преобразования).

Поскольку в абз. 2 п. 1 ст. 1116 четко установлено, что к наследованию могут призываться указанные в завещании юридические лица, существующие на день открытия наследства, для призвания юридического лица к наследованию важно, чтобы произошедшие с юридическим лицом видоизменения не затрагивали его юридической личности, т. е. чтобы на момент открытия наследства юридическое лицо оставалось тем же субъектом права, каким оно было на момент составления завещания. Если же между двумя этими моментами (юридическими фактами) в отношении юридического лица имело место универсальное правопреемство, то указанное в завещании юридическое лицо более не существует и, стало быть, другое юридическое лицо, являющееся его правопреемником, наследовать не может.

Исходя из этого, можно заключить, что в случае изменения фирменного наименования юридическое лицо должно призываться к наследованию, так как изменение фирменного наименования не приводит к появлению другого субъекта права.

Напротив, при любом способе реорганизации указанного в завещании юридического лица, за исключением случая выделения из его состава другого юридического лица, указанное в завещании юридическое лицо прекращается, а его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам - вновь возникшим или уже существующим (см. ст. 58 ГК). Поскольку право наследования не возникает до момента открытия наследства, оно не может передаваться при реорганизации. Следовательно, юридическое лицо - правопреемник реорганизованного юридического лица, которое было указано в завещании, к наследованию призываться не может.

Сказанное выше касается случаев, когда имущество завещано российскому юридическому лицу, личным законом которого является российское право, определяющее, в частности, вопросы реорганизации юридического лица, в том числе и вопросы правопреемства (см. ст. 1202). Дело может обстоять иначе, если имущество завещано иностранному юридическому лицу, личный закон которого решает вопросы реорганизации и правопреемства не так, как российское право. Типичным примером такого рода является преобразование организационно - правовой формы коммерческой организации, при котором, согласно законодательству многих государств, не происходит изменения юридической личности и правопреемства не возникает. В частности, если в завещании российского гражданина сделано распоряжение в пользу французского общества с ограниченной ответственностью, которое затем было преобразовано в акционерное общество, то последнее должно быть по российскому праву признано наследником, так как французский закон, являющийся личным статутом акционерного общества, содержит прямое указание о том, что при подобном преобразовании субъект права остается прежним.

4. В ч. 4 ст. 552 ГК 1964 г. содержалась единственная норма, касавшаяся наследования авторских прав. Она устанавливала, что в случаях, когда наследственное имущество переходит к государству по праву наследования (по завещанию; из-за отсутствия у наследодателя наследников; из-за лишения наследодателем всех наследников права наследования; из-за непринятия наследства всеми наследниками или из-за отказа кого-либо из них от наследства в пользу государства), "входящее в состав наследства авторское право либо принадлежавшее отказавшемуся наследнику право на долю в авторском вознаграждении прекращается".

В то же время переход авторского права по завещанию к различным государственным предприятиям, учреждениям или организациям, являющимся юридическими лицами, был вполне допустим.

Правило ч. 4 ст. 552 ГК 1964 г. распространялось только на авторское право, но не затрагивало права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и т. п.

В настоящее время действие ст. 552 ГК 1964 г. прекратилось в связи с принятием части третьей ГК РФ (ст. 2 Вводного закона), а в ней не предусмотрены какие-либо ограничения в отношении наследования как авторского права, так и иных исключительных прав Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями.

Статья 1117. Недостойные наследники

Комментарий к статье 1117

1. Статья 1117 воспроизводит, развивает и уточняет положения ст. 531 ГК 1964 г., опираясь на накопленный за годы их практического применения опыт. В частности, она законодательно закрепляет понятие "недостойные наследники", получившее распространение в доктрине, и, в отличие от упомянутой статьи ГК 1964 г., четко разграничивает две категории таких наследников: 1) граждане, не имеющие права наследовать; 2) граждане, которые могут быть отстранены от наследования судом.

К первой категории относятся лица, указанные в п. 1 ст. 1117. Если в отношении таких лиц имеется судебный акт (приговор по уголовному делу или решение по гражданскому делу), подтверждающий факт совершения ими умышленных противоправных действий, направленных против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, либо решение суда о лишении их родительских прав, то специального судебного решения о признании таких лиц недостойными наследниками не требуется, так как они не имеют права наследовать в силу закона. Нотариус отказывает им в выдаче свидетельства о праве на наследство на основании соответствующего судебного акта.

Ко второй категории относятся лица, злостно уклонявшиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.

В отличие от первой категории недостойных наследников, такие лица имеют право наследовать, однако суд может отстранить их от наследования по требованию заинтересованного лица. Соответственно нотариус не вправе отказать таким наследникам в выдаче свидетельства о праве на наследство, если нет вступившего в законную силу решения суда об отстранении их от наследования. 2.

Недостойные наследники, совершившие умышленные противоправные действия, названные в п. 1 ст. 1117, не имеют права наследовать ни по закону, ни по завещанию (за исключением случая, когда завещание в их пользу было составлено уже после совершения ими действий, влекущих утрату права наследования), тогда как недостойные наследники, лишенные родительских прав или злостно уклонявшиеся от выполнения обязанностей по содержанию наследодателя, не могут наследовать только по закону.

Проведение в законе такого различия связано с тем, что, если лицо, которому завещано имущество, начинает злостно уклоняться от выполнения своих обязанностей перед завещателем, у завещателя есть возможность лишить его наследства (причем как по завещанию, так и по закону) путем отмены или изменения своего завещания (см. ст. 1130). Если же завещатель этого не сделал, есть основания полагать, что его воля завещать свое наследство такому лицу оставалась неизменной, несмотря на недостойное поведение будущего наследника. Поэтому, ограничивая только наследованием по закону случаи отстранения от наследования лица, злостно уклонявшегося от предоставления содержания наследодателю, закон исходит из необходимости уважать волю наследодателя. Однако от наследования по закону это лицо тем не менее может быть отстранено, так как, нарушая возложенные на него по закону обязанности, оно не выполняет свой долг не только перед наследодателем, но также и перед законом и обществом. Точно так же, если родители были лишены в отношении своего ребенка родительских прав, однако, став уже взрослым, он завещал им свое имущество, эта его воля должна быть соблюдена. Тем не менее право наследования по закону они утрачивают, поскольку были лишены родительских прав и не восстановлены в них. 3.

В отличие от ст. 531 ГК 1964 г., в п. 1 ст. 1117 прямо указано, что основанием для лишения лица, совершившего противоправные действия против наследодателя, других его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, является умышленный характер таких действий. Тем самым Кодексом воспринята позиция, принятая в судебной практике и нашедшая отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. N 2. Эта позиция совершенно оправданна. Лицо, утрачивающее право наследования как недостойный наследник, должно осознавать направленность своих действий на определенный результат, что возможно только при умышленном их характере.

<< | >>
Источник: А.Л.Маковский, Е.А.Суханов. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. Постатейный. Юристъ.. 2002

Еще по теме Статья 1116. Лица, которые могут призываться к наследованию:

  1. Статья 1116. Лица, которые могут призываться к наследованию
  2. Статья 1119. Свобода завещания
  3. Статья 1121. Назначение и подназначение наследника в завещании
  4. Статья 1141. Общие положения
  5. Статья 1146. Наследование по праву представления
  6. Статья 1147. Наследование усыновленными и усыновителями
  7. Статья 1151. Наследование выморочного имущества
  8. Статья 1166. Охрана интересов ребенка при разделе наследства
  9. Статья 1186. Определение права, подлежащего применению к гражданско - правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско - правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом