<<
>>

2.1. Сферы функционирования арго

Свобода, ознаменованная социальными изменениями общества конца XX века, нашла отражение и в языке, как одной из важнейших составляющей культуры. Это справедливо и для настоящего времени: нелитературная лексика употребляется во всех сферах жизни общества представителями разнообразных социальных и профессиональных групп.

Это можно объяснить «демократизацией общества», отменой цензуры, а также популяризацией криминальной субкультуры. Это приводит к тому, что разнообразные нелитературные элементы (сленг, жаргон, арго и т.д.) начинают проникать в литературный язык.

Одним из основных понятий в литературном языке является категория литературной нормы. «Литературная норма как результат не только традиции, но и кодификации представляет собой набор достаточно жестких предписаний и запретов, способствующих единству и стабильности литературного языка» [Крысин 2005]. Для литературной нормы характерны две противоположные тенденции: консерватизм и статичность с одной стороны, и динамика с другой. Таким образом, отступая от традиций, она может включать в себя бывшие нелитературные элементы. Отсюда следует, что литературная норма постепенно разрушается.

В настоящее время можно отметить активное взаимодействие литературного языка с разнообразными социолектами, за счет которых и происходит обогащение литературной нормы. По мнению лингвистов, наибольшее воздействие на литературную норму оказывает именно арго. А. Березовенко считает сегодняшнюю языковую ситуацию «периодом «разгерметизации» или «лингвистического хаоса», характерным для времен социальных возмущений, сопровождающихся интенсивными языковыми изменениями, появлением нового и отмиранием старого в языке, переоценкой нормативных установок, смешением различных подсистем» [Березовенко 2002, с. 476]. Данный период характеризуется толерантным восприятием криминальной субкультуры законопослушным обществом, а также часто положительной реакцией на ее различные проявления.

Все это приводит к появлению разнообразных теле и радиопередач, посвященных особенностям жизни асоциальных элементов. Такие слова как cop, swine, snowdrop для обозначения хранителя правопорядка в англоязычной лингвокультуре давно перестали резать слух и не воспринимаются как инородные включения в речи. Наряду с этим многотиражная публикация различных словарей нестандартной лексики все больше повышает интерес к данной тематике.

Причинами, обусловившими широкое распространение арго являются следующие: во- первых, повышенная криминализация общества вследствие возникновения на рубеже веков многочисленных социальных, политических и экономических проблем, а также всеобщие дезорганизационные процессы, затронувшие духовно-нравственную сферу; во-вторых, валидность арго как механизма отражения процессов, протекающих в современном обществе. Диктуя свою языковую моду, криминальная субкультура позволяет своему языку - арго «становится частью повседневного городского быта, уклада жизни» [Валгина 2001, с. 126]. Языковые атрибуты невлиятельных ранее социальных групп (криминальных) приобретают права на активное функционирование вместе с традиционными средствами литературного языка. Вследствие чего арготические выражения прочно в нем закрепляются.

Многие ученые (Partridge 1964; Колесов 1991; Елистратов 1994) выделяют среди характерных черт арго непродолжительное существование данных лексических единиц в рамках категории сниженной лексики. Арго является довольно подвижным слоем лексики: большое количество арготизмов быстро устаревает и выходит из употребления вследствие «рассекречивания» обозначающих ими понятий: «подобная речь, воздействуя на эмоции, не рассчитана на длительное существование» [Колесов 1991, с. 74]. Такая лексика «неустойчивая по значениям и слишком выразительная по эмоциям, чтобы служить долго», однако, не исчезает вообще, а выходит за рамки традиционной сферы функционирования, теряя герметичность [там же, с. 74]. В.С. Елистратов описывает данную тенденцию, присущую арго, следующим образом: «Арго как бы лопается, разбрызгивая бывшие арготизмы (герметизмы) в окружающем пространстве языка» [Елистратов 1994, с.

398].

Арготизмы все чаще стали появляться на страницах газет и журналов. Наблюдения последних лет показывают, что функция информирования СМИ постепенно уходит на второй план, а на первый выходит функция развлечения. Поэтому публицистические тексты стараются вызывать разнообразные эмоции: заинтересовать читателя, шокировать или заставить улыбнуться. Вследствие либерализации прессы, авторы выходят за рамки публицистического стиля и используют лексику, ограниченную по сфере употребления, в том числе и арго.

В последнее десятилетие активно развивается такое направление публицистики как Интернет-СМИ. Электронные версии существуют почти у всех наиболее популярных изданий. Мы считаем целесообразным рассмотреть электронный тип изданий, т.к. он находится в постоянном доступе и не уступает по содержанию и информативности своим печатным аналогам.

По величине воздействия на читателя публицистический текст рубежа XX-XXI вв. не уступает художественному тексту, приемы которого активно заимствуются для создания экспрессивности и выразительности [Беглова 2007, с. 33]. Одним из приемов создания такой выразительности становится включение в текст статей арготической лексики. Необходимо отметить, что арготизмы функционируют на различных уровнях публицистического текста: 1) в газетных заголовках; 2) в тексте статьи; 3) при цитировании.

Для привлечения новых читателей издатели наиболее часто включают арготизмы в заголовки, даже если сам стиль статьи является более сдержанным, например: «Time to retire Yellow Mama» [Associated press 2001], «Godmother of Cocaine Gunned Down in Colombia» [Ferran 2012]. В приведенных примерах арго является экспрессивным средством, которое используется для достижения коммуникативно-прагматической цели.

Также авторы публикаций допускают употребление арготизмов в процессе изложения материала. При этом целью, обусловливающей выбор автора, служит желание наиболее четко характеризовать описываемый объект, подчеркнуть все его особенности, дать объективную оценку тому или иному событию.

Для СМИ характерным является освещение различных событий, связанных с миром преступности. Совершенно естественно, что в случае описания какой-либо криминальной ситуации, военных операций или террористических актов, авторы намеренно прибегают к использованию арго. Например, «The Daily Mail» дает следующий комментарий ограбления ювелирного магазина: «Burka blagger jailed: Armed robber who disguised himself in Muslim dress is locked up after £30k gems raid» [Reilly 2012]. Арготизм blagger - вооруженный грабитель [Dalzell 2007, p. 63] в данном примере выступает с характерологической целью - для описания преступника не используется нейтральная лексика. Но, несмотря на стилистическую сниженность, выбор данного средства уместен. Таким образом, сам контекст ситуации предполагает употребление таких стилистически сниженных средств, как арго.

Арго, главным образом, используется в целях языковой экономии, чтобы подчеркнуть разговорный стиль статьи, а также для пробуждения различных эмоций. Однако некоторые современные издания стараются следовать так называемой «речевой моде», установившейся среди носителей национального языка, а такая характерная черта арго как экспрессивность позволяет отдельным его элементам нести определенную стилистическую нагрузку в публицистических текстах.

Таким образом, нейтральная публицистическая информация при взаимодействии с экспрессивностью и оценочностью арготизмов способна превращаться в заряжающе воздействующую. Тенденция использовать арготизм в неуместной ситуации (не связанной с описанием криминала) становится все более характерной для современных СМИ. Например, в одном из Интернетизданий, посвященному бизнесу и экономическим новостям Канады, наряду со стилистически нейтральной лексикой встречаются и вкрапления арготизмов: «Legalizing marijuana in Canada would create thousands of jobs and become a significant new source of tax revenue, ... but only if the government can get weed prices down and quality up» [Tence 2013]. Автор статьи употребляет арготизм weed (марихуана) [Dalzell 2007, p.

690] как синоним понятия наркотики. Необходимо отметить, что в данном случае, в пределах одного предложения, для избегания тавтологии, используется слово marijuana в первой части предложения, а во второй уже стилистически сниженный арготизм. Такой выбор автора обусловливается желанием привлечь внимание аудитории, избежать штампов и повтора.

Важно учитывать, что процесс арготизации протекает в различных типах газет и журналов неодинаково. Выделяя из всего многообразия изданий категории качественной и популярной прессы, необходимо, прежде всего, обратить внимание на тематическую специфику каждой разновидности прессы. «Качественную (элитарную) прессу и популярную (массовую) прессу считают соответственно прессой мнений и прессой новостей. Эти характеристики вбирают в себя особенности проблематики аудитории, стиля, оформления» [Корконосенко 1999, c. 33]. Качественная пресса традиционно отличается высокой степенью аналитичности, сдержанностью тона сообщений и достоверностью фактов. Данный вид СМИ ориентирован на читателя с достаточно высоким уровнем образованности, и вследствие этого выбирает соответствующие средства для языка печати.

Однако качественная пресса также не смогла избежать основных тенденций демократизации языка. Примером может служить пришедший из языка криминального мира и «легализовавшийся» на страницах газет арготизм godfather (a powerful leader, especially of the Mafia) [Dictionary.com., http://dictionary.reference.com/browse/godfather?s=t]. В настоящее время можно констатировать высокую частотность употребления этого слова, изменение валентности и семантической составляющей по сравнению с исходными параметрами. Данный арготизм стал реже употребляться для обозначения понятия «boss of bosses» или «head of Mafia».

На страницах «The Daily Telegraph» и «The Times» он встречается в следующих словосочетаниях: political godfather (The Daily Telegraph), Godfather

of Silicon Valley (The Daily Telegraph), godfather of North Korea's bomb (The Daily Telegraph), godfather of austerity (The Times), godfather of world music (The Daily Telegraph), godfather of Belfast punk (The Times), ambient godfather (The Daily Telegraph), godfather of gardening shows (The Daily Telegraph), godfather of league football (The Daily Telegraph).

Специфика популярных или так называемых «желтых газет» заключается в освещении преимущественно скандалов и сплетен, подробностей частной жизни знаменитых людей, а также разнообразных криминальных событий. Для данного типа прессы, в большей мере, чем для качественной, свойственно употребление разговорного стиля речи и многочисленных стилистически сниженных единиц. Так, в популярных в Великобритании печатных изданиях «The Sun», «The Daily Mail» можно встретить арготизмы относящиеся к наименованию различных понятий: от названий наркотиков - dope, joint до «криминальных профессий» - con, thug, blagger, dead duck. Привлекательность арготизмов для журналиста заключается в особом своеобразии, или, как отмечает В.В. Химик, «эстетике нового, необычного, яркого, сильнодействующего, но достигается она за счет эмоциональной аффектации, подчеркнуто вульгарной и циничной образности, а также за счет негативного воздействия на объект - насилие, оскорбление, унижение слабого или издевательской насмешкой» [Химик 2000, c. 32-33]. Однако не стоит забывать, что даже такие особенности арго как экспрессивность и выразительность не должны выходить на первый план среди литературного арсенала средств выразительности публицистического текста.

Среди множества средств массовой информации кинематограф, как одно из наиболее влиятельных средств воздействия на аудиторию, занимает особое место. «Сила воздействия кино - в разнообразии построенной, сложноорганизованной и предельно концентрированной информации как совокупности разнообразных интеллектуальных и эмоциональных структур, передаваемых зрителю и оказывающих на него сложное воздействие» [Лотман 1973, c. 54]. Вследствие увеличивающегося интереса к миру криминала, в кино и телесериалах все чаще демонстрируются его реалии: правонарушения, насилие, смерть, делая, таким образом, преступность демонстративной и публичной.

В англоязычном кинематографе большой популярностью пользуется жанр боевика и триллера, поэтому фильмы, изобилующие насилием, предполагают использование особого языка - арго. Прибегая к таким нелитературным средствам, как арго, вследствие жанровой специфики кинофильма, режиссеры преследуют цель как можно реалистичнее описать преступный мир. Понять о принадлежности того или иного фильма к перечисленным жанрам можно даже по самим названиям, например: «Con-Air» (1998), «Prison Break» (2005-2007), «American Gangster»( 2007), «Blow» (2000), «Gangs of New York» (2002).

Кино, являясь особым видом искусства, представляет собой по мнению Ю.М. Лотмана, «синтез двух повествовательных тенденций: изобразительной («движущаяся живопись») и словесной. Слово представляет собой не факультативный, дополнительный признак киноповествования, а обязательный его элемент» [Лотман 1973, c. 29]. Наряду с общеупотребительными средствами в ткани повествования, средства, лежащие за пределами литературной нормы, по образности и адекватности, не уступают, а иногда и способны превосходить вышеназванные. В художественных фильмах посредством арготической лексики возможно создание особой «тональности» или атмосферы действия. Поэтому, присущие арготической лексике семантическое богатство, экспрессивность и большая выразительная сила способствуют более точной передаче разнообразных эмоциональных состояний человека, широкого спектра чувств, мыслей и переживаний.

Чаще всего арготизмы в кинофильмах используются для воссоздания своеобразной атмосферы мест заключения. Вместе с декорациями, костюмами и другими визуальными составляющими, данный вид лексики способен наиболее реалистично отражать картину мира в фильме. Режиссер, пользуясь приемом включения сниженной лексики в речь персонажей, использует арго как специфический маркер, способствующий более глубокому погружению в изображаемую действительность.

В фильмах, затрагивающих тюремную тематику, авторы стараются воссоздать реалии, присущие криминальной субкультуре. Это, прежде всего, тюремная иерархия, представленная от самой низшей ступени, занимаемой в первый раз попавшими за решетку преступниками - fish [Dalzell 2007, p. 252] и доносчиками - snitcher [Partridge 2006: 4962] до наивысшей, принадлежащей «влиятельным заключенным» - man with juice [Dalzell 2007, p. 374]. Также большое внимание уделяется таким предметам обихода как алкоголь и наркотики: brew, dope, meth, junk.

Передать живость звучащей речи в художественном фильме невозможно без сохранения таких ее характеристик как эмоциональность, спонтанность, ситуативность, поэтому арго часто служит средством передачи эмоционального состояния героев. Как интенсификатор эмоций героев, арго выражает разнообразные оттенки настроения - от позитивных до негативных. Причем последние существенно преобладают из-за отрицательной коннотации арго. Так, в фильме «Big Stan» главный герой вежливо обращается к одному из заключенных, на что получает достаточно грубый ответ: «Excuse me... - Bug off, bitch!» [Big Stan 2007]. Злость и негодование героя из-за прерывания от важного дела усиливается через введение арготизма bug off - отвали [Dalzell 2007, p. 99]. Таким образом, даже один арготизм, наделенный высокой экспрессивностью способен передавать разнообразную гамму чувств героев.

Часто арго используется в целях создания речевого портрета, причем не только как социальный маркер, показывающий принадлежность героя к определенной группе, но также средства, позволяющего понять главные черты характера героя, его мысли и чувства. Например, в криминальной драме Стива Бушеми «Animal Factory» охранник тюрьмы делает замечание главному герою за избиение его бандой одного из заключенных: «Also, tell that boso gang of yours to lighten up!» [Animal Factory 2000]. С одной стороны, охранник признает наличие у героя банды (gang), и даже испытывает к нему некоторое уважение. Но с другой, использованный арготизм boso [Dalzell 2007, p. 83] как специальный термин для обращения человека, имеющего более высокий социальный статус к другому, с более низким, показывает пренебрежительное отношение, охранник, таким образом, унижает его, подчеркивая свое высокое социальное положение.

Необходимо отметить, что арго употребляется режиссерами не только боевиках и триллерах, но и в комедиях. В этих случаях именно посредством арго и достигается комический эффект. Отражая мировоззрение преступников арго делит всех людей на своих и чужих, на сильных и слабых. А тех, кто этот язык не понимает, вообще не считают людьми. Так, в комедии «Big Stan», одноименный герой, ожидающий приговора с последующим заключением, просит одного преступника рассказать ему о жизни в тюрьме. Тот подробно рассказывает, используя в речи большое количество арготизмов: «Would not happen to have any tats?» - «Tats?» - «Ink» [Big Stan 2007]. Арготизм tat - наколка [Dalzell 2007, p. 642] используется для того чтобы подчеркнуть дистанцию между настоящим преступником и мелким правонарушителем. Герой не понимает значение данного слова, поэтому переспрашивает, демонстрируя тем самым полное отсутствие представлений о том месте, куда ему вскоре предстоит попасть.

Характерной чертой кинематографа в настоящий момент является использование арго не столько отрицательными персонажами сколько положительными. Герои имеющие идентичные зрителям черты характера несмотря на свою незаконную деятельность вызывают симпатию, способствуя, таким образом, романтизации образа преступника.

Все чаще арго появляется в различных литературных жанрах. Не исключением становится и жанр песни. Песенный жанр является одним из уникальных по своей массовости и имеет огромное социальное значение. Данный вид искусства популярен среди широкой аудитории. На сегодняшний день песня является способом репрезентации сообщений различного содержания, тематика которых включает в себя все сферы жизни. «Песня - это музыкально-вербальное произведение, в котором степень преобладания мелодической составляющей зависит от музыкального стиля» [Самохин 2010, c. 147]. Бесспорно влияние, оказываемое песней на слушателя, которое достигается единством текстового и музыкального оформления. Тем не менее, существуют жанры, в которых текстовая или музыкальная составляющая существенно преобладает.

Рубеж XX и XXI веков можно охарактеризовать как всплеск популярности таких направлений как рэп и хип-хоп. Роль рэпа, являющегося формой социального протеста как для американского, так и для мирового общества, огромна. В текстах песен данного жанра отражается авторская реакция на события современного мира, а также призыв к революционным изменениям. Песня, таким образом, «являясь отражением духа времени, несет в себе специфическим образом воплощенную идеологию этого времени» [Лассан 2009, с. 15]. Несмотря на кажущуюся простоту, рэп-песни имеют огромный потенциал воздействия на аудиторию. В данном случае большая нагрузка ложится преимущественно на текст песни. Функция текста заключается в том, чтобы поставить акцент на эмоциональном компоненте, передавая типовые истории, рассказывающие о трудности жизни низших слоев общества.

В аспекте широты охвата тем, жанр рэпа представляется одним из наиболее разнообразных, что подтверждается лексикой, употребляемой в текстах песен. Обилие сниженной и нелитературной лексики, среди которой преобладают сленгизмы и арготизмы, является специфическим языковым маркером данного направления музыки.

Тематическая специфика данных стилей варьируется от воспевания воспоминаний о прошлом, до изображения реалий преступного мира и поднятия социальных проблем. Рэп-исполнители (ср. Eminem, 2Pac) в подробностях и с особым пафосом описывают уличную жизнь, немыслимую для них без воровства gaffle [Dalzell 2007, p. 277], наркобизнеса slang [Dalzell 2007, p. 590] и вооруженных нападений stick up [Dalzell 2007, p. 620]. Подчеркнутая грубость, индивидуализм наряду с высокой самооценкой, выражается в характерном делении мира на «черное» и «белое», а общества на «своих» и «чужих». В текстах песен часто делается акцент на связь исполнителя с криминальным миром, который представляется единственным местом, где герой может реализовать себя посредством разбоя thuggin (ср. thug - one of an association of robbers [Webster's Revised Unabridged Dictionary 1913, http://machaut.uchicago.edu/?resource=Webster%27s&word=punk&use1913=on&use 1828=on]), а защиту от полиции можно получить, приняв покровительство от могущественной преступной группировки meal ticket [Dalzell 2007, p. 424].

В связи с ограниченностью продолжительности рэп-композиции во времени (от 4 до 20 минут), объемы текста должны иметь строгие рамки. Таким образом, главной задачей автора является максимально четко выразить свою мысль или позицию в тексте при минимуме использованной лексики. При создании яркого образа и особой выразительности для этой цели и служит арго.

Одним из направлений жанра рэп является мафиозо-рэп, в котором в отличие от классического течения, лейтмотивом является идеализация жизни «крестных отцов». Исполнители этого направления берут за основу своих песен содержание известных фильмов в жанре «боевик» и «криминал», таких как «The Godfather», «Scarface», «Once Upon a Time in America» и др. Основными героями данных произведений, наряду с преступниками, занимающими высокое социальное положение в криминальном мире, становятся и те, кто пытается при помощи различных махинаций добраться до верха иерархической лестницы криминальной субкультуры.

Одним из наиболее популярных исполнителей данного жанра являются Coolio, Jay-Z, Wu-Tang Clan, композиции которых изобилуют арготизмами, относящимися к сфере наименования сроков заключения, преступной деятельности, оружия, наркотиков, полицейских: big time, mob, trey-eight, ten, crystal, punk, cop, blue-tops. Данные арготизмы придают тексту особую эмоциональную окраску, выражают отношения автора к окружающему миру, а также подчеркивают его близость к своей аудитории.

Для рэп-композиций характерна также автобиографичность, а так как автором и исполнителем часто является одно лицо, все это способствует его сближению с целевой аудиторией. Ярким примером такого исполнителя является американский рэпер Tupac Amaru Shakur (2Pac), который вёл преступный образ жизни и неоднократно оказывался в тюрьме. Знаменитым его сделал, прежде всего, альбом песен под названием «Me Against the World», записанный в тюрьме. Зная о тюрьме и криминальных реалиях не понаслышке, автор старался наиболее точно отразить их в своих композициях. Арготическая лексика часто присутствует в названиях песен данного исполнителя: Thug Life, Bury me a G, My Block, Thugs Mansion. Таким образом, арго выполняет в песенном тексте эмотивную функцию, т.е. выражает отношение автора к криминальной действительности, его субъективное мнение. Арготизмы встречаются и в самом тексте песен. В этом случае они служат средством авторской оценки того или иного события, а иногда и средством самооценки. В подавляющем большинстве песен, автор позиционирует себя как бунтовщика и «плохого парня». Например, в композициях «So Many Tears», «Cradle To The Grave», являющимися своеобразной исповедью автора, он с сожалением говорит о том, что неразрывно связан с преступным миром: «I got that Thug Life tatted on my chest» [2Pac, http://tupac-makaveli.ru/texts_1.php?id=40] (дословно: моя преступная жизнь вытатуирована у меня на груди) и «Never leave home with out my sugar» [2Pac, http://megalyrics.ru/lyric/2pac-tupac-shakur/cradle-to-the- grave.htm.] (никогда не выхожу из дома без наркотиков). Наиболее часто встречающиеся арготизмы в песенных текстах thug и sugar подчеркивают принадлежность автора к криминальной группировке, что и обусловливает их употребление. Также арго является способом авторского самовыражения.

Для рэп-исполнителей данный жанр становится не просто одним из музыкальных направлений, а средством общения и поиска взаимопонимания за пределами свой социальной группы. Обусловленное данным жанром использование арготической лексики способствует его быстрому распространению среди большой аудитории.

Не избежала влияния арготической лексики и художественная литература. В настоящее время произведения англоязычных писателей, отражая основные тенденции языка, изобилуют арготической лексикой. Однако, «эти элементы в стиле художественной речи предстают в обработанном, типизированном, отобранном виде. Они не используются здесь в своем, так сказать, натуральном виде; такое использование нелитературных слов засоряло бы язык и не способствовало бы обогащению и развитию литературной нормы языка» [Гальперин 1958, с. 347-48].

Совершенно естественно, что когда автор обращается к описанию жизни асоциальных элементов, одной из главных задач является включение арготизмов в текст художественного произведения, по образности и точности которые иногда превосходят литературный язык. Таким образом, арго может служить средством обогащения текста своей экспрессивностью. Более подробно случаи употребления арготической лексики, а также основные функции арго в художественном тексте и речи будут рассмотрены в Главе 3.

Рассмотрев публицистические и песенные тексты, а также кинофильмы, становится очевидно, что арго функционирует в данных сферах по-разному. Проанализировав фактический материал, можно сделать вывод о том, что проникая во многие сферы действительности вследствие демократизации общества, арго превращается в средство создания особой экспрессивности, эмоциональности и оценочности. Использование арготизмов придает языку повествования не только выразительность, но и реалистичность. Отражая современные тенденции языка, журналисты, писатели, режиссеры и исполнители прибегают к использованию арготической лексики в своих работах. Таким образом, употребление большого количества сниженной лексики можно считать одной из наиболее ярких черт современной действительности.

<< | >>
Источник: СТАТУС АРГО В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ. 2014

Еще по теме 2.1. Сферы функционирования арго:

  1. § 2. Принципы методики обучения иностранным языкам
  2. Украина в период обострения кризиса советской системы (середина 1960-х — начало 1980-х гг.)
  3. Ф. А. ПЕТРОВ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ САМОДЕРЖАВНОЙ РОССИИ: ЗЕМСТВО В 1864—1879 ГГ.
  4. Глава 4 СТРУКТУРА КИТАЙСКОЙ БУРЖУАЗИИ. ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВОМ
  5. К преодолению страдания
  6. Комментарий 1.1.
  7. Проблема истинности высказываний: относительная и абсолютная истины
  8. 1.S Терминология права и терминология правоведения
  9. 2.2 Правовая лексика древнеанглийского периода
  10. 14. Соотношениетипа и формы государства
  11. § 3. Принципы самостоятельности и независимости судебной власти
  12. § 14. Общие сведения о языках