<<
>>

(Энеа-тип II) 1. Гордость и наигранность

В христианской идеологии гордость считается не только одним из смертных грехов, но первым и самым серьезным — более фундаментальным, чем другие. В величайшем памятнике христианского мироощущения, «Божественной комедии» Данте, мы видим Люцифера, чья гордыня заставила его сказать «Я» перед лицом Единого, в сердце самого ада, изображенного в виде конусообразной воронки, ведущей к центру земли.

Эта огромная пещера, согласно мифу Данте, образовалась под тяжестью обуянного гордыней ангела, упавшего с небес. По склонам чистилища пилигримы спускаются террасами, символизирующи-

3. Заказ №5264

66

Энеа-типачогические структуры личности

ми грехи; гордыня располагается на самой нижней, у подножия горы.

Близкий по периоду творчества к Данте Чо-сер в «Кентерберийских рассказах»* дает нам хорошее, но не полное характерологическое определение гордецов в «Рассказе священника», который, в сущности, представляет собой проповедь о грехах. Среди «порченых побегов, порождаемых гордыней», он упоминает: непослушание, хвастовство, лицемерие, пренебрежение, высокомерие, наглость, дерзость, восторженность, нетерпеливость, негодование, самоуверенность, непочтительность, упрямство и тщеславие. Картина, которую составляют эти черты, характеризует личность, не только осознающую свою собственную ценность, но делающую это с агрессивным самовозвеличиванием, противопоставлением себя другим и неуважением к признанным ценностям и авторитетам.

Каким бы правдивым ни был портрет Чосера, ему не удается передать всю шкалу проявлений характера, центр которого — гордость. Фундаментальным для него является стратегия «давать», с целью как обольщения, так и самовозвеличивания. «Официальной психологии» энеа-ти-па II не удалось правильно описать характерное фальшивое великодушие, присущее этой личности, так как описание истеричного характера подчеркивало импульсивный эгоцентризм, в то время как было бы точнее говорить о второсте-пенности эгоцентризма и кажущегося великодушия.

Описание истеричного характера склонно

«Кентерберийские    рассказы»,    современное    английское Дж.Ю.Николсона (Нью-Йорк: Гарден сити букс, 1934).

издание

Эгоцентричное великодушие (Энеа-пшп II)                                                  67

также интерпретировать эротизм истеричной личности как феномен, имеющий исключительно сексуальные корни, в то время как, возможно, будет правильнее отнести эротизм к средствам обольщения, инспирированным желанием любви.

Взгляд на гордыню как на более греховную личность, чем остальные, может быть хорошей воспитательной стратегией в борьбе против легкого отношения гордых людей к своей жизни, хотя это и не выражает взгляда того психологического направления, которое я представляю на страницах этой книги. В соответствии с просто анализом все страсти представляют одинаковое значение, и хотя одна из них и считается более фундаментальной — основа или психологическое затихание, — это не есть определение степени греховности или классификация прогностики. Положение точки 9 в центре энеаграммы указывает на тот факт, что леность может восприниматься как нейтральная средняя точка спектра страстей и что активное неведение, хотя оно и присутствует в каждом ущербном сознании, является основой феномена энеа-типа IX.

Мы можем рассматривать гордыню как страсть к самонапыщенности или, другими словами, страсть возвеличиванию своего имиджа.

Соответствующую фиксацию, или фиксированное и безоговорочное предубеждение, сопровождающее гордыню, Ичазо с успехом назвал «лестью» и «эго-лестью», он не только определил место лести по отношению к другим людям, но и по отношению к самому себе, что подразумевает самовозвеличивание. Это слово имеет тот недостаток, что вызывает представление о личности,

з*

чье поведение — в основном, лесть, в то время как реальность такова, что эта личность подвержена не только лести, но и в равной степени презрению.'Такая личность льстит тому, кто, будучи близок, потворствует его гордости и презирает большинство других людей из кичливого превосходства.

Более, чем кто-либо другой, гордецы проявляют то, что Идрис Шах назвал ДВК — «действия взаимного комфорта».*

С этой позиции энеаграммы мы видим, что гордыня стоит в ее «истеричном» углу, нацеленная на поглощенность собственным имиджем, что является сущностью тщеславия. Обо всех характерах, располагающихся в этом углу — II, III и IV, — мы можем сказать, что здесь действует ошибочное чувство бытия в том, что другие видят и ценят, таким образом,это, скорее, воображаемое «Я», или «Я» истинное, к чему тяготеет психология, из чего вытекают действия и на чем базируется шкала ценностей личности.

Точки 2 и 4 находятся в противоположной стороне по отношение к точки 3 и обозначают соответственно расширение и сокращение собственного имиджа. Там, где зависть ведет к грусти, гордость, как правило, поддерживается внутренней атмосферой веселья, энеа-тип IV — это «трагик», энеа-тип II — «комик».

Точно так же, как и с другими группами противоположных характеров в энеаграмме, существует тесная связь между теми характерами, которые стоят в точках 7 и 2. И обжоры, и гордецы, мягкие, приятные и теплые люди, об обоих можно сказать, что они обольстительны и оба они

Идрис Шах. Отражение (Зенит Букс, Лондон, 1968 г.)

Эгоцентричное великодушие (Энеа-тип II)                                                  69

подвержены нарциссизму в общем ощущении бытия, будучи восхищены собой. Кроме того, оба они импульсивны; более того, они оба используют обольщение в угоду своей импульсивности, хотя делают это по-разному: гордец обольщает эмоционально, чревоугодник интеллектуально. Основная разница между этими двумя характерами в том, что в то время как чревоугодник дружелюбен и дипломатичен, гордец может быть как приятен, так и агрессивен (таким образом, как я иногда отмечаю, их девизом может быть «занимайся любовью и войной»). Их нарциссизм также различен. Можно сказать, что в первом случае он испытывает влияние интеллектуального аппарата: шарлатанство в широком смысле слова; в энеа-типе II он основанна на более простодушной самовлюбленности и эмоциональном процессе любви к себе посредством идетифика-ции себя с возвеличенным имиджем и подавлении обесцененного имиджа.

Кроме того, нарциссизм чревоугодника направлен больше внутрь себя, что делает его арбитром собственных ценностей, как сказал Самюэль Батлер, описывая один из характеров, «свой собственный послан1 ник к самому себе».* Энеа-тип II больше направлен вовне и, таким образом, в его возвеличенном имидже больше заимствованных ценностей. Полярность существует также между энеа-типами IX и VIII, гордыня и вожделение: оба типа импульсивны и высокомерны, хотя энеа-тип II чаще всего считает, что он настолько хорош, что нет нужды в конкуренции, тогда как вожделение

Самюэль Ьатлер, «Характеры» (Кливленд: Кеиз Вестерн Юпивсрсити, 1970).

чрезвычайно состязательно и явно надменно. В современной психологии характерологическая совокупность энеа-типа II известна как «истеричность» или «наигранность» личности, хотя я не знаю никаких возражений по поводу того, что гордыня является основным аспектом его динамики.

<< | >>
Источник: Клаудио Наранхо. ЭНЕА-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ Самоанализ для ищущего Под общей редакцией Валерия Зеленского Перевод с английского А.А.Рунихина Воронеж НПО «МОДЭК» 1995. 1995

Еще по теме (Энеа-тип II) 1. Гордость и наигранность:

  1. Предисловие
  2. (Энеа-тип I) 1. Гнев и взыскательность
  3. 2. Структура характерных черт
  4. 3. Экзистенциальная психодинамика
  5. (Энеа-тип II) 1. Гордость и наигранность
  6. 2. Структура основных черт характера Гордость
  7. (Энеа-тип III) 1. Тщеславие, притворство и «маркетинговая» ориентация
  8. 2. Структура черт характера
  9. 3. Экзистенциальная психодинамика
  10. 4. Заказ №5264
  11. (Энеа-тип VI) 1. Завистливая и мазохистская личность
  12. 2. Структура черт характера
  13. 3. Экзистенциальная психодинамика
  14. (Энеа-тип V) 1. Алчность и патологическая отчужденность
  15. 2. Структура черт характера
  16. 3. Экзистенциальная психодинамика
  17. (Энеа-тип VI) 1. Страх и подозрительность
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -