<<
>>

Контекст рассмотрения «понимания» как категории психологии

Возникновение особого внимания науки к феномену понимания имеет свои научные и общекультурные предпосылки. В обыденном языке любого из нас присутствует довольно часто употребляемое слово «понимать»: мы говорим о том, что понимаем или не понимаем друг друга, разнообразные тексты, произведения искусства, и даже самих себя.

Однако из частотности употребления слова совершенно не следует ясность его значения. В связи с этим необходимо подвергнуть тщательному анализу вопрос о том, что мы имеем в виду, когда говорим о процессе понимания. Феноменологически понимание - это процесс, притом зачастую требующий усилий («я стараюсь тебя понять», - говорим мы). Основные вопросы, на которые нам предстоит постараться найти ответ: что мы делаем, когда понимаем? Является ли понимание самостоятельным процессом психической деятельности, не сводимым ни к каким другим? И можем ли мы

развивать способность человека к пониманию информации?

Все эти вопросы возникают, прежде всего, не в узко научном, а в более широком (жизненном, социальном) контексте. Несомненным доказательством этого является история появления термина «понимание» как одного из ключевых в общефилософском контексте. По мнению В.А. Лекторского, вопрос о понимании возникает тогда, когда ощущается его нехватка, дефицит, «когда его автоматизм перестает действовать» (Лекторский, 1991, с. 5). В.С. Швырев, в свою очередь, рассматривает привлечение внимания научного сообщества к проблеме понимания как симптом нарушения его механизмов: «разрушается реальное понимание», а также «понимание как взаимопонимание» (Швырев, 1991, с. 17). Стоит также упомянуть оригинальный взгляд Н.С. Автономовой на «распадение внутрикультурных связок» между базовыми понятиями и смешение различных культур (Автономова, 1991, с. 5) как на причину возникновения проблемы научного определения термина «понимание».

На данный момент уже практически не осталось стран, сохраняющих свои культурные традиции в столь неизменном виде, как это было несколько веков назад. Границы между культурами на уровне образа жизни каждого отдельного человека все больше стираются и сводятся к разнице менталитетов. Культурная традиция как предпосылка возникновения определенных социальных норм и обычаев исчезает из памяти, и остается лишь привычка, передающаяся из поколения в поколение. Но более того, каждый человек сейчас становится не просто точкой пересечения принципиально различных культур, но «Вавилонским столпотворением», «потому что в основе его существа уже нет монолитной системы ценностей» (Гротовский, 2008, с. 553). С другой стороны, одной из существенных тенденций современности является процесс повсеместной глобализации. По мнению М.М. Решетникова, «к каким бы вопросам мы не прикасались в настоящее время, они не могут рассматриваться вне проблемы глобализации» (Решетников, 2002, с. 18). В свете этого с особой остротой перед любым человеком встают вопросы понимания им окружающего мира и себя самого в нем. Для проявления сложностей понимания субъектом современного

мира перечислим, вслед за И.И. Ирхен, основные признаки глобализации культуры: «всеобщность изменений, разрушение организационных основ

социальной структуры, ослабление национально-государственного фактора, переход к новому типу рациональности, трансформации «мультикультурализма», изменение системы ценностей» (Ирхен, 2011, с. 85). Наконец, фактическое повышение личной мобильности каждого индивида, на почве этого - столкновение культур требует от человека способности понимать кросскультурные различия в поведении, восприятии разных людей (Кузубова, 2006). Совершенно очевидно, что при столкновении с подобными явлениями культуры человек особо нуждается в поддержке, помощи, которые должны опираться на научные знания и действенные практические подходы.

Вследствие возникновения и развития вышеописанных тенденций современного мира, именно перед психологией, как перед наукой, накопившей немалый объем знаний о жизни человека в мире, по мнению Е.К. Быстрицкого, возникает задача «поиска убедительных - общезначимых и объективных - критериев оценки современного состояния цивилизации и культуры с точки зрения исторической перспективы и, значит, понимания человеком своего места в мире» (Быстрицкий, 1991, с. 26 - 27). В ситуации кризиса приобретает особое значение применение знаний на практике, и, учитывая современное состояние развития человеческого сообщества, знаний не только естественнонаучных, но и психологических.

<< | >>
Источник: Линкевич Ксения Владимировна. Эмпирические характеристики понимания визуально представленных ситуаций. 2016

Еще по теме Контекст рассмотрения «понимания» как категории психологии:

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  2. ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  3. 1.2. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии
  4. Глава 4. Национальная психология в политическом контексте
  5. ПРОБЛЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ
  6. § 10 Развитие понимания жизни от описательной психологии к философской герменевтике
  7. 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
  8. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
  9. Основные формы практической работы социального психолога с мезагрупнами в контексте межгрупповых отношений
  10. § 1. ПРОЦЕСС КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  11. Глава 12. ИДЕАЛЬНОЕ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  12. Философская концепция человека С. Л. Рубинштейна в контексте гуманистической и позитивной психологии И. А. Джидарьян (Москва)
  13. Качество как ценностно-практическая категория
  14. КАК КАТЕГОРИИ РАБОТАЮТ-ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ?
  15. Глава 6 ПРОЦЕСС КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -