<<
>>

2. Структура черт характера

  Ненасытность

Л'ичности энеа-типа VII не просто восприимчивы и склонны к исследованиям: их поиск нового, как правило, уносит их от незначительного «здесь» к многообещающему «там».

Однако жад-

Папримср, большинство клинических иллюстраций по нарциссизму в книге Лоуэпа относятся к нашему эиеа-типу III.

160

Энеа-типологические структуры личности

ность ненасытных несколько маскируется воображаемым удовлетворением или, говоря точнее, за энтузиазмом кроется разочарование — энтузиазмом, который как бы компенсирует неудовлетворенность и не дает личности осознать переживание разочарования.

Касается ли это еды или чего-либо другого, ненасытность обычно направлена не на обыкновенное, напротив, они стремятся к тому, что особенно отличается экстраординарностью. В одном ряду с этим стоит характерный интерес к магии и изотерии, проявление широкого интереса ко всему далекому, будь это в географическом или культурном плане, ко всему, что находится на границе познания.

Кроме того, влечение ко всему, что находится за пределами собственной культуры, отражает тот же перенос ценностей отсюда туда; то же самое можно сказать о типичных антитрадиционных тенденциях энеа-типа VII. В этом случае идеал может существовать, скорее, в утопической, футуристической или прогрессивной перспективе, чем в существующих культурных моделях.

Гедонистическая вседозволенность

Существует пара черт характера, неотделимых от ненасытного пристрастия к удовольствиям, — это избегание страданий и сопутствующая ему гедонистическая ориентация, характерная для личностей энеа-типа VII. Внутренне связана с этими чертами вседозволенность и самооправдание. В связи со вседозволенностью можно сказать, что она не только описывает черту характера личности, относящуюся к ней самой, но и ха-

162

Энеа-тшюлогические структуры личности

рактерное отношение «невмешательства» по отношению к другим; такая вседозволенность иногда ведет к соучастию, когда ненасытные обольщаются грехами других людей.

«Испорченность» тесно связана с самооправданием. Этот термин используют обычно в связи с позицией, согласно которой личность дает себе право получать удовольствие. В этот раздел попадает и «плейбоевская» ориентация жизни, и косвенным образом чрезмерное чувство того, что все в порядке, которое личность развивает в себе как защиту гедонизма от боли и разочарования: «оптимистическая позиция», которая не только дает ощущение, что с ним и со всеми остальными все в порядке, но представляет мир прекрасным местом для жизни. В некоторых случаях можно говорить о «космической удовлетворенности» убежденность личности, в которой подтверждается таким взглядом на жизнь, согласно которому нет добра и зла, нет вины, нет долга, нет обязанностей и нет необходимости прилагать какие-либо усилия, так как вполне достаточно наслаждаться жизнью.

Бунтарство

.Конечно, без бунтарства в современном мире невозможно самооправдание. Основное, что должно быть сказано о бунтарстве энеа-типа VII, это то, что оно проявляется наиболее явно в острой способности различать традиционные предрассудки и находить в них, как правило, смешные следствия. Кроме того, бунтарство в основном облекается в антитрадиционную ориентацию, в то время как интеллектуальная непокорность идет рука об руку с хорошей мерой поведенче-

Оппортунистический идеалах» (Эиеа-шии VII)

163

ского соглашательства. Эти характеристики делают людей энеа-типа VII, скорее, идеологами революций, чем их активистами.

Обычно энеа-тип VII не ориентирован на авторитеты. Можно сказать, что ненасытный рано усвоил в жизни, что хороших авторитетов нет, и все же он принимает авторитеты, скорее, в дипломатическом, чем в оппозиционном плане. Аспект скрытого бунтарства отражает тот факт, что личности энеа-типа VII живут в основном в неиерархическом психологическом окружении: так же, как энеа-тип VI преувеличенно воспринимает себя в своих отношениях с другими людьми, превосходящими или уступающими им, энеа-тип VII подходит к людям с позиций «равноправия».

Он как не слишком серьезно принимает авторитет (так как это противоречило бы его самооправданности, вседозволенности, отсутствию чувства вины и превосходству), так и не представляется авторитетом для других, за исключением завуалированных попыток произвести впечатление, принимая в то же время вид скромности.

Отсутствие дисциплинированности

Еще одна черта, которая одновременно и достаточно независима, чтобы ее рассматривать как таковую, и динамически зависящая от ненасытности и бунтарства, проявляется в отсутствие дисциплинированности, нестабильности, отсутствии обязательств и дилетантских чертах энеа-типа VII. Слово «плейбой» отражает не только гедонизм, но и безответственное отношение искателя удовольствий. Отсутствие дисциплинированности в этом характере является следствием его заинтересованности не откладывать удоволь-

164

Энеа-типалогические структуры личности

ствия и, на более глубоком уровне, лежит на восприятии откладывания удовольствий как нелюбви.

Воображаемое удовлетворение желаний

.Катексис фантазии и ориентация на планы и утопию являются частью склонностей ненасытного, подобно младенцу у груди, он цепляется за совершенно прекрасный мир, где нет разочарований. С вышесказанным, а также со стремлением убежать от грубой реальности связано тяготение к будущему и к возможному: ненасытные, обычно, имеют футуристическую ориентацию, так как посредством идентификации с планами и идеалами кажется, что личность в своем воображении живет, скорее, в них, чем в приземленной реальности.

Соблазнительная приятность

Существует две грани личности энеа-типа VII, каждая из которых явилась основой общепринятого определения характера («счастливый» и «дружелюбный» соответственно) и которые вместе дополняют характерные приятные качества энеа-типа VII. Так же, как энеа-тип VII ненасытен по отношению ко всему, что приятно, и добивается ощущения любви через переживание удовольствий, он склонен удовлетворить ненасытность к удовольствиям в тех, кого он хочет соблазнить.

Подобно энеа-типу II, противостоящему ему в энеаграмме, энеа-тип VII превосходный соблазнитель и склонен доставлять удовольствия как готовностью помочь, так и беспроблемной жизнерадостной удовлетворенностью. Дружелюбный аспект этого характера подразумевается такими дискрипторами, как «теплота»,

Оппортунистический идеализм (Энеа-пшп VII)                                        165

«готовность помочь», «дружелюбие», «готовность сделать одолжение», «готовность беззаветно служить», «щедрость». Ненасытные — очень хорошие хозяева и могут быть большими мотами. В той мере, в какой щедрость является частью соблазнительности и способом приобретения любви, чем в истинном значении щедрости, она уравновешивается в психике ненасытных своей противоположностью: скрытым, но эффективным эксплуататорством, которое может проявляться как паразитическая тенденция и, возможно, в чувстве обладания правом на заботу и привязанность.

Состояние удовлетворенности жизнью энеа-типа VII лежит частично в приоритетах искажения удовольствий, частично в способности ненасытных к воображаемому удовлетворению. Кроме того, «ощущение, что все хорошо», также служит целям соблазнения, и соблазненческие мотивации могут иногда заставить энеа-тип VII стать особенно жизнерадостным, остроумным и занимательным. Добродушие энеа-типа VII дает возможность другим людям почувствовать себя в их присутствии легко, что эффективно усиливает удовольствие, доставляемое ими, и привлекательность их присутствия до той степени, когда счастье, по меньшей мере частично, соблазнительно и определенно необходимо. Склонность к ощущению счастья в энеа-типе VII (так же как и в случае с энеа-типом III) проявляется за счет подавления и углубления боли и приводит к обеднению переживаний. Это особенно относится к «холодному» энеа-типу VII, в котором подавление этих чувств приводит к хроническому

166

Энеа-тшю.югические структуры личности

подпитыванию склонности искать уоежища в удовольствии.

Нарциссизм

Еще одну группу черт характера, которую можно рассматривать как выражение соблазнительности, можно назвать нарциссизмом.

Она включает в себя такие дискрипторы, как «эксгибиционизм», «знает лучше», «хорошо информирован», «интеллектуально превосходит». Иногда это проявляется в необходимости объяснять, как Феллини стремится показать в своих фильмах, где рассказчик постоянно выражает словами все, что происходит на экране.

Можно говорить о «соблазнении через превосходство», которое обычно проявляется через интеллектуальное превосходство, хотя (как в «Тартюфе» Мольера) может привести к имиджу хорошего, святого человека. Явное отсутствие помпезности в таком имидже иногда проявляется даже в тех случаях, когда личность активно стремится доказать свое превосходство, мудрость и доброту. Это не противоречит тому факту, что ненасытные склонны, скорее, к равноправным братским отношениям, чем к авторитетным Благодаря этому их воображаемое превосходство носит, скорее, скрытный, чем явный характер, маскируется нетребовательным, одобрительным, равноправным стилем поведения. Как и в случае с удовольствиями, превосходство энеа-типа VII характеризует только половину переживаний энеа-типа VII; другая — это одновременное понимание собственной неполноценности и соответственно отсутствие чувства безопасности. Как и в энеа-типе V, такое расслоение позволяет од-

Оппортунистический идеализм (Diwa-inuii VII)                                          167

новременно существовать двум суб-я, однако, в то время как на переднем плане энеа-типа V не-дооценивание себя в личности, подверженной нарциссизму, верх одерживает помпезность.

Психологические характеристики, которые можно упомянуть в связи с удовлетворенным нарциссизмом «устного восприятия», — это обаяние, качество, в которое преобразуются вызывающие восхищение черты энеа-типа VII (одаренность, понятливость, остроумие, жизнелюбие и так далее), а также его приятность, неагрессивность, мягкость, спокойствие и удовлетворенность. Благодаря обаянию, ненасытные могут также эффективно удовлетворить свою ненасытность, как рыбак с помощью наживки, а это значит, что приятность и шарм не просто соблазнительны, но и манипул яти вны.

Благодаря своему необычайному обаянию ненасытный может очаровать других и даже себя. Среди его достоинств — очарование, даже гипнотическое очарование, и шарм — его магия.

Наряду с гранью нарциссизма в энеа-типе VII необходимо упомянуть высокую интуицию и множество талантов, что позволяет предположить, что такой склад характера мог благоприятствовать развитию их основной стратегии (так же как принятие стратегии стимулировало их развитие).

Убедительность

О б энеа-типе VII можно думать как о личности, в ком поиск любви превратился в поиск удовольствий и который в той необходимой мере бунтарства, к которому это приводит, намерен удовлетворить свои желания, прибегнув к умению все объяснить и рационализировать. Шарлатан — это,

168

Энеи-тшюлогические структуры личности

конечно, тот, кто способен убедить других в полезности того, что он продает. Однако, кроме интеллектуальной деятельности объяснительства, что может стать орудием нарциссизма в энеа-ти-пе VII, убедительность основывается на вере в собственную мудрость, превосходство, респектабельность и добрые намерения. Таким образом можно только искусственно разделить черты характера в этом клубке: способность вызывать восхищение так же, как и способность доставлять удовольствия, стоят на службе у убедительности. Эти качества — убедительность и информированность — обычно проявляются в энеа-типе VII в том, что он становится советчиком, иногда в профессиональной области. Шарлтаны любят влиять на других через советы. В выражении готовности помочь можно видеть не только удовлетворение нарциссизма в шарлатанстве, но и интерес к манипулированию посредством слов: «запутывая людей» и заставляя их осуществлять планы убеждающего. Вместе с манипулятивной мотивацией влияния на других нужно отметить высокие умственные способности, высокие речевые возможности, способность предложить и так далее, что обычно характеризует личность энеа-типа VII.

Мошенничество

Мы уже обсуждали полярность ощущения, что все идет хорошо (и даже лучше, чем хорошо), и побуждения страсти брать от жизни лучшее. Мы говорим о бунтарстве в том плане, как оно описано Фритцем Перлзом: «В очень хорошем мальчике может крыться злобное отродье». Мы столкнулись в энеа-типе VII с противоречием между

Оппортунистический идеалы jm (Энеа-ншп VII)                                        169

воображаемым и реальным, между проектами и осуществлением, возможностью и реализацией. Кроме того, мы обнаружили способность доставлять удовольствия, скрытые страстные желания, равное отношение, скрывающее агрессию, щедрость, скрывающую эксплуататорство. Слово «шарлатан» для энеа-типа VII в его значении ложного знания и путаницы между словесной картой и территорией, таким образом, больше подходит для описания этого характера, чем просто убедительность. Рассматриваемое шире, оно ведет к более обобщенному обману (к чему все вышесказанное является добавлением). Действительно, концептуальный ярлык «обман» может больше подойти для определения фиксаций энеа-типа VII, чем символичное или метафоричное «шарлатанство».

<< | >>
Источник: Клаудио Наранхо. ЭНЕА-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ Самоанализ для ищущего Под общей редакцией Валерия Зеленского Перевод с английского А.А.Рунихина Воронеж НПО «МОДЭК» 1995. 1995

Еще по теме 2. Структура черт характера:

  1. Характер
  2. Структура личности
  3. 2. Структура характерных черт
  4. 2. Структура основных черт характера Гордость
  5. 2. Структура черт характера
  6. 2. Структура черт характера
  7. 2. Структура черт характера
  8. 2. Структура черт характера
  9. 2. Структура черт характера
  10. 2. Структура черт характера
  11. 2. Структура черт характера
  12. Акцентуации характера
  13. § 1. Формирование представлений об особенностях характера подростков
  14. 2.5 Структура и новый характер конфликтов
  15. Глава VI FAKE-СТРУКТУРЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ТЕМАТИКИ - РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  16. Характер
  17. Структуралистское понимание методологии гуманитарных и социальных наук
  18. Общее понятие о характере. Структура характера
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -