2.2. ТИПЫ НАУК
В Античности наиболее популярным было разделение областей знания на логику, физику и этику. Следует отдать должное мудрецам рассматриваемой эпохи. По сути, они выделили формальные дисциплины (логика и математика), естествознание во главе с физикой и социальное знание. Именно эта триада привлекала наибольшее внимание философов науки, в том числе и в XX столетии. Причем образцовой наукой считалась физика. Сотни исследователей сначала давали характеристике физике, а уже затем, опираясь на достигнутое знание, переходили к характеристике математики и общественных наук. Последуем и мы этим путем. Он позволит выработать целый ряд нетривиальных идей.
1 Речь идет о следующих типах наук: 1) физико-математических, 2) химических, 3) биологических, 4) геолого-минералогических, 5) технических, 6) сельскохозяйственных, 7) исторических, 8) экономических, 9) философских, 10) филологических, 11) географических, 12) юридических, 13) педагогических, 14) медицинских, 15) фармацевтических, 16) ветеринарных, 17) искусствоведческих, 18) архитектурных, 19) психологических, 20) социологических, 21) политических, 22) культурологических, 23) геологических (науки о Земле).
Итак, для начала обратимся к физике. На ее примере утверждалось, что наука должна быть беспристрастной, объективной, все объяснять посредством причинных связей и незыблемых универсальных законов. В этой связи часто использовался афоризм, что наука описывает то, что есть, а не то, что должно быть в соответствии с установками людей. Разумеется, избрание именно физики в качестве образцовой науки является шагом, который должен быть обоснован. Вполне возможно, что нефизические науки устроены по-другому, чем физика. К тому же и содержание физики, вероятно, является другим, чем представляется адептам, например, объективности. Развитие физики в XX столетии показало, что нельзя недооценивать творчество исследователя. Ведь именно он решает, что и каким образом следует изучать, какие методы необходимо использовать. Физика подобно любой другой науке является результатом творчества людей, призванного обеспечить рост научного знания. В соответствии с этим знанием решается, какими являются физические явления, что из относящегося к ним зависит и не зависит от людей. Как выясняется, люди могут определенным образом направлять ход если не всех, то по крайней мере части физических процессов. Но изменить физические законы они не в состоянии. Выбор физики в качестве образцовой науки кажется оправданным шагом лишь до тех пор, пока не обращается пристального внимания на его неочевидный проблемный характер. В свете же собственных трудностей физики следует признать, что эта наука далека от образцового характера. К тому же бросается в глаза, что на физику более всего похожи естественнонаучные дисциплины, например, химия, но никак не социальные науки. Именно к их рассмотрению мы как раз и переходим.
Разумеется, многочисленные исследователи сразу же обратили внимание на бросающиеся в глаза особенности поведения людей. Особенно это касалось свободы людей, которые в отличие, например, от элементарных частиц, сами решают как себя вести в той или иной ситуации. Сомнительно, что при такой произвольности поступков людей их поведение подвластно каким-либо универсальным законам.
Но правомерно ли в таком случае вообще говорить о социальных науках? В поисках ответа на этот вопрос важно было определиться со спецификой социального знания. В этой связи было развито множество подходов, основные из которых рассматриваются ниже. Объяснение специфики социальных наук требует много места. Экономя его, представим вехи развития понимания природы социальных наук в табличном виде.Природа социальных наук
Таблица 2.1
|
Читатель имеет возможность убедиться, что в наибольшей степени представителей философии социальных наук интересовали два вопроса: 1) имеют ли место в этих науках законы; 2) чем являются концепты социальных наук — описаниями (дескрипциями) того, что есть, или ценностями? Нам придется выступить в качестве третейского судьи.
Есть ли в социальных науках законы? Найти ответ на этот вопрос не сложно. Законы — это связь между некоторыми переменными. Обратившись к социальным наукам, мы тотчас же обнаруживаем, что в любой социальной науке законы в значительной степени представляют ее статус. Экономисты изучают связь спроса и предложения, менеджеры ищут зависимость между прибылью фирмы и ее ориентацией на запросы потребителей, юристы сопоставляют последствия правонарушений с наказаниями и т.д.
Итак, констатируем: социальные науки включают определенные законы.Являются ли концепты социальных наук ценностями? Да, являются. Почему же концепты социальных наук должны быть признаны ценностями, а не дескрипциями? Потому что, руководствуясь ими, люди оценивают различные поступки, ставят перед собой те или иные цели, выбирают из них желаемую. Ценность — это основание цели. Откуда берут люди ценности? Из социальных теорий, которые по праву должны быть названы аксиологическими (от греч. axios — ценный). Ценности не настолько индивидуальны, как считали Виндельбанд и Риккерт. В США много прагматистов, в Англии — утилитаристов, в России — марксистов. Бывает так, что миллионы людей руководствуются одной и той же теорией. Как видим, теоретическое согласие может быть очень большим. Поставим теперь еще один ключевой вопрос, не менее актуальный, чем два предыдущих.
Реализуется ли потенциал социальной теории посредством трансдукции? Ответ на этот вопрос утвердительный. Читатель имеет возможность убедиться, что все этапы внутринаучной трансдукции мы непременно иллюстрировали примерами не только из естествознания, но из области обществознания. Отсюда следует исключительно важный вывод: социальное объяснение — это не что иное, как концептуальная трансдукция в составе социальной теории. Утилитаристы способствовали выработке принципа максимизации ожидаемой полезности. Благодаря прагматистам была развита теория принятия решения в проблемных ситуациях. Соответствующие возможности изучаются посредством варьирования состояний модели, т.е. в процессе мысленного или действительного социального эксперимента. Воззрения герменевтов и постструктуралистов позволили в ярком концептуальном виде представить языковую модальность социальной теории. Грубо ошибались лишь те исследователи, которые либо уподобляли социальные науки лидеру естествознания физике, либо отрицали существенные компоненты их концептуального устройства, а именно, законы и ценности.
Итак, с природой социальных теорий мы определились.
Все они имеют дело с ценностями. Объяснение в них является ценностноцелевым. Для них также характерна трансдукция концептов.Еще одним предметом раздора является природа формальных наук, лидером которых является математика. Что такое число? Как выясняется, дать ответ на этот вопрос чрезвычайно трудно. Лишь на первый взгляд все выглядит относительно просто. Но всякому исследователю приходится использовать потенциал математики. Следовательно, ему необходимо знать его природу. Рассмотрим в этой связи различные интерпретации природы математики.
Таблица 2.2 Природа математики
|
Окончание табл. 2.2
|
Итак, необходимо определиться относительно природы математики. Во-первых, есть множество оснований признать за математикой статус самостоятельной дисциплины. Никому не удалось вывести математику из какой-либо другой дисциплины, например, из логики или физики. Огромное многообразие математических теорий дополнительно убеждает, что и впредь никому не удастся свести математику к какой-либо другой науке.
Во-вторых, в развитие тезиса о невозможности сведения математики к другой науке поставим под сомнение преставление о том, что математика может получиться в результате аккуратного проведения операции абстрагирования. Часто рассуждают таким образом. Рассмотрим три яблока и три груши. Абстрагируемся от яблок и груш, останется число три. Итак, число три является результатом абстракции. Рассмотренная аргументация лишь на первый взгляд убедительна. Математика, например, алгебра или топология, — это не отдельное число, а разветвленная система концептов. Эту систему концептов неоткуда вывести. Невозможно, например, взяв за основу какую-либо физическую теорию, вычленить из нее неевклидову геометрию. Тем не менее тезис об абстрактном характере математических объектов широко распространен даже среди ученых. По сути, они имеют в виду, что математические объекты другие, нежели объекты, изучаемые в естествознании и социальных науках.
В-третьих, ученым не дает покоя весьма странное обстоятельство, а именно своеобразная вездесущность математики. Физик и политолог могут вроде бы обойтись друг без друга, но им обоим нужна математика. Не означает ли это, что математика является общенаучной дисциплиной? Нет, не означает, и вот почему. Общенаучная дисциплина по определению не должна терять из вида те науки, которые она обобщает, в том или ином виде должна быть сохранена их специфика. Вспомним об общей физике или общей психологии. Общая физика — это физика, общая психология — это психология. Математика же — это всего лишь математика, а не все науки вместе взятые. Но почему же математика, как мы выразились выше, вездесуща? Каковы основания этой вездесущности? Если к ней не ведут ни операция абстрагирования, ни операция обобщения, то каковы же ее подлинные истоки? Трудный вопрос, на который, однако, необходимо найти приемлемый ответ.
Нет сомнения, что разделение научного труда способствовало росту самостоятельности математики. В свой области математики без устали наращивают концептуальный потенциал, избавляясь от парадоксов, преодолевая противоречия, выдвигая порой идеи, которые им самим кажутся странными. Можно вспомнить в этой связи, например, часто обсуждаемые в философии математики аксиомы бесконечности, сводимости и выбора. Каждую из них сопровождает ворох проблем. Но удивительно, что развитие математики не удаляет ее от других наук. Выясняется это постольку, поскольку удается сопоставить концепты математики и концепты других наук, т.е. между ними имеет место определенный тип изоморфного отношения. В буквальном переводе с греческого языка изоморфное означает подобное по форме, т.е. по устройству. По своему устройству математика может быть похожа на другие науки. Имея это в виду, говорят, что она является формальной наукой. Формальные науки схожи с содержательными науками по своему синтаксическому устройству, но природа концептов у них принципиально различная. Но как же достигается это сходство? Довольно естественно. Уже при построении теории математики придумывают такие концепты, которые схожи с концептами содержательных наук. Эта схожесть затем сохраняется. Приведем на этот счет соответствующий пример.
Теория множеств была создана в конце XX в. Анализ ее аксиом показывает, что во всех из них определяется возможность некоторых множеств, в частности, пустых, с одним элементом, пересекающихся, имеющих общие элементы. Кажется, что математики просто подсмотрели множества в жизненной среде. Но при более детальном рассмотрении выясняется, что это не так. Вводимые математиками аксиомы всегда замысловаты и содержат нечто такое, что свидетельствует об их неочевидном содержании. Так, концепт пустого множества явно придумали, в природе его нет. Таким образом, математики создают особый мир концептов, схожий с концептами содержательных наук. Математика изоморфна другим наукам постольку, поскольку ее делают такой. Разумеется, у математики немало своих собственных достоинств, например, утонченные операции вычислимости и преобразований. Именно они вынуждают исследователей обращаться к ней. Итак, существует особый тип наук, формальных, которые стали результатом разделения научного труда.
В таблице 2.2 приведено содержание девяти метаматематических теорий. Нетрудно убедиться, что в каждой из них есть нечто позитивное. Математические объекты придумываются, следовательно, они существуют в ментальной и языковой форме. Они необычны, может быть, поэтому их называют абстракциями. Математические объекты формальны, а то, что Гильберт называл интерпретацией, фактически является установлением соответствующих изоморфных связей. Они конструируются, в этом правы и интуиционисты и конструктивисты. Но математические объекты конструируются в качестве концептов математики, одной из формальных наук. Социальные конструктивисты несколько неожиданно используют термин «социальное». Его употребление вносит некоторую путаницу, можно подумать, что математика является социальной наукой. Эмпирицисты также отчасти правы. В эксперименте проверяется состоятельность всех задействованных резервов. Поскольку математика была задействована, то и Она косвенным образом подтверждается или опровергается. Но вопреки эмпирицистам необходимо всегда помнить, что эксперименты в неформальных науках никогда не имеют дело непосредственно с математическими объектами. Известное оправдание можно найти и для фикционализма. При сравнении с физическими реалиями математические объекты действительно напоминают фикции. Но это такие фикции, которые занимают в человеческой культуре видное место. Таким образом, математика является особой наукой. О том, чем занимается математика, свидетельствует содержание самих математических теорий. Порой хотят выразить содержание математики просто и ясно, как будто все ее разнообразие можно выразить двумя-тремя словами. Это иллюзия. Чтобы охарактеризовать содержание математики, надо просто пересказать содержание математических теорий.
Характеризуя устройство математики, нелишне в очередной раз вспомнить о схеме концептуальной трансдукции. Кажется, что она не относится к математике, ибо последняя не содержит эксперимент. Но это мнение ошибочное. Под экспериментом мы понимали манипуляции с внутринаучными моделями. Они в математике присут
ствуют. Об этом, в частности, свидетельствует вычислительные эксперименты, в наши дни обычно выполняемые на компьютерах. Не следует забывать также, что выдвижение аксиом всегда является результатом абдукции. Широко распространенное мнение, что математика является царством исключительно дедукции, давно уже пора сдать в архив.
Итак, мы выделили три Монблана в области наук: формальные, описательные (семантические) науки и социальные (аксиологические или прагматические) науки. Этим трем типам наук присущи особые концепты. Концептами соответственно социальных, семантических и формальных наук являются ценности, дескрипции и конструкты. Теперь у нас есть база для оценки любой науки. Дело в том, что любая из наук тяготеет к одному из трех выделенных выше типов наук. Чтобы не быть голословными рассмотрим все отрасли наук.
Таблица 2.3 Отрасли наук
|
Окончание табл. 2.3 | |
1 i | 2 Аксиологические (прагматические) науки |
Технические науки | Изучают специфические процессы целеполагающей деятельности людей, руководствующихся особыми, техническими, ценностями, например, такими, как скорость быстродействия компьютера, коэффициент полезного действия энергетической установки. Важнейшее значение придается концепту пооектипования |
Сельскохозяй- Сохраняет тесные связи с ботаникой и зоологией, но в отли- ственные науки чие от нее оперирует ценностями людей, например, такими, ________________________________________________ как урожайность культур, их засухоустойчивость_______________________
|
_______________ справедливости Юриспруденция Изучает пути наилучшего устройства человеческой жизни. Оперирует такими ценностями, как, например, права и сво-
|
Составленный нами список наук представляет собой результат обобщения соответствующих классификаций, которые используются в России и на Западе, в частности ЮНЕСКО. Разумеется, при этом не обошлось без некоторых компромиссов.
Подведем итоги проведенного выше анализа типологии современных наук. Их обилие не исключает определенной классификации. Во-первых, существуют комплексы однородных по тем или другим основаниям наук. Эти комплексы мы предпочитаем называть типами наук. Согласно существующей нормативной лексике их часто называют отраслями наук (англ .fields of science). Так, современная физика выступает в виде комплекса физических наук. Соответственно существует комплекс, например, химических, геологических, технических, наук. Во-вторых, комплексы наук делятся натри класса: формальные, описательные и аксиологические науки. В-третьих, в любом типе наук выделяются некоторые дисциплины. Так, в физике, различают, например, физику элементарных частиц от физики молекул или физики наноструктур. В-четвертых, каждая дисциплина складывается из отдельных теорий. Например, в физике элементарных частиц выделяют теории, электромагнитных, слабых и ядерных взаимодействий. В-пятых, в любом классе наук следует различать субнауки и метанауки. Метанаука является философией науки. Она в соответствии со своим статусом не является четвертым классом наук. В-шестых, между всеми типами наук существуют определенные переходы. Таким образом, структуру современной науки разумно представить в следующем виде.
Таблица 2.4 Структура современной науки
1 Для характеристики структурных уровней научного знания мы избрали четыре термина: «типы наук», «отрасли науки», «науки» и «теории». Разумеется, эти термины широко используются и другими авторами, но, как правило, в некотором специфическом контексте. Он всегда должен учитываться.
|
Дискурс
Ч.: Всякая классификация приблизительна, не так ли?
А.: Возможно, но о какой классификации Вы говорите?
Ч.: Я говорю о классификации наук и научных теорий.
А.: Вы бы хотели, чтобы эта классификация была безупречной?
Ч.: Разумеется. А иначе зачем она нужна.
А.: Классификация наук позволяет успешно ориентироваться в научном целом. Чем она безупречней, тем лучше. Но всегда следует учитывать, что та или иная классификация всегда является результатом соответствующей научной работы. Чем она основательнее, тем безукоризненнее классификация.
Ч.: На мой взгляд, должны быть проведены строгие границы между науками и теориями.
А.: Эти границы конституируются в научной работе. Заранее нельзя предсказать какими они будут. Представьте себе, что Вам надо определить границы пока еще незнакомого Вам европейского города. Заранее Вы не можете сказать, какими они будут. Приблизительно также обстоит дело и с определением границ отдельных наук.
Ч.: Как известно, в современной науке имеют место процессы как дифференциации, так и интеграции наук. Зависит ли от этих процессов структурированность наук?
А.: Конечно же, зависит. На мой взгляд, упомянутая Вами дифференциация приводит к росту числа наук и теорий. Интеграция же знания в основном выражается в укреплении и развитии интертеоретических и интернаучных отношений.
Выводы и рекомендации
1. Современное научное знание включает типы наук, отрасли наук, отдельные науки, теории в составе наук.
2. Научному работнику следует научиться свободно ориентироваться в современном научном знании.
3. Концептуальная трансдукция составляет существо любой научной теории. Но в каждой из теорий трансдукционный метод определенным образом специфицируется.
Еще по теме 2.2. ТИПЫ НАУК:
- СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
- личность и свобода в восточных традициях (к критике европоцентризма и ориентализма)
- ДВА "ВВЕДЕНИЯ В ФИЛОСОФИЮ" (англо-американский вариант)
- Рациональность как философская проблема
- ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ НАУКИ
- HI-TECH И ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ Е.А. Жукова
- СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ
- Структуралистское понимание методологии гуманитарных и социальных наук
- Густав Шпет и современная методология социально-гуманитарных наук
- 12.5. Современный тип рациональности
- § 1. Основные типы наук и стили научного мышления
- § 1. Исторические типы научной рациональности и научные революции
- Специфика классической науки (XVII -XIX вв.)
- Аксиология науки и научной деятельности
- Социальные предпосылки науки и научной деятельности