<<
>>

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ЭТНОГЕНЕЗ ЕЕ НАРОДОВ В СВЕТЕ ДАННЫХ АНТРОПОЛОГИИ

(ИТОГИ 25-ЛЕТНИХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СРЕДНЕЙ АЗИИ)

В настоящей работе приводятся материалы по антропологии современного населения Средней Азии, собранные за последние 25 лет экспедициями Среднеазиатского государственного университета и Института истории и археологии Академии Наук УзССР, а также экспедициями Института этнографии Академии Наук СССР и Института антропологии Московского государственного университета.

Большая часть этих исследований, проведенных мною, сотрудниками кафедры антропологии Среднеазиатского государственного университета и другими исследователями, еще не опубликована. В настоящее время указанные материалы обработаны обычными методами вариационной статистики. В числе уже обработанных статистически, но еще не опубликованных материалов имеются обширнейшие и весьма ценные материалы, собранные в Средней Азии покойным московским антропологом А. И. Ярхо, который присылал их нам в порядке обмена. Институт антропологии Московского государственного университета разрешил включить их в настоящую работу. Проф. Г. Ф. Дебец прислал неопубликованные данные, собранные сотрудниками Института антропологии МГУ в Казахстане.

За предоставление всех этих материалов приношу благодарность Институту антропологии МГУ и профессору Г. Ф. Дебецу.

В наших экспедициях в Кашкадарьинскую область (1927 г.), Туркмению (1929 г.), на Памир (1935 г.) и в Ягноб (1936 г.) принимал участие научный руководитель Узбекского института переливания крови проф. В. К- Ясевич. Во время экспедиций он собрал обширнейшие материалы по группам крови различных племен и народов Средней Азии. Кроме того, он совершил в 1930 г. поездку в Каратегин и Матчу (верховья Зеравшана), где собрал материал по антропологии таджиков. С любезного разрешения В. К. Ясевича этот материал включен в наши сравнительно-антропологические таблицы.

Из трудов русских исследователей, работавших до Октябрьской революции, мною использованы данные Н.

В. Богоявленского по антропологии горных таджиков, обработанные и опубликованные В. В. Гинзбургом (18), А. П. Шишова (53) —по антропологии узбеков Ташкента, С. Вайсенберга (65) — по антропологии среднеазиатских евреев и

В.              Д. Пайселя (41) —по антропологии таранчей (уйгуров). Материалы трех последних работ статистически обработаны нами.

В целом исследования по антропологии народов Средней Азии в настоящее время столь обширны, что эту область Советского Союза можно считать одной из наилучше изученных в антропологическом отношении.

Однако население Средней Азии никогда не было изолировано от населения сопредельных стран. Особенно тесна историческая связь Средней Азии с Синьцзяном, Передней Азией, Ираном, Афганистаном и Индией. Поэтому нами проведены исследования по антропологии переселившихся из Передней Азии арабов и среднеазиатских евреев, а из Ирана и Белуджистана—персов, азербайджанцев и белуджей. За последние годы сотрудники кафедры антропологии САГУ собрали и обработали материалы по антропологии переселившихся из Синьцзяна уйгуров и дунган. Уйгурам посвящена особая работа настоящего сборника.

Покойный неутомимый путешественник и разносторонний исследователь Д. Д. Букинич собрал в 1924 и затем в 1926—1927 гг. ориентировочные материалы по антропологии различных народностей Афганистана. Незадолго до смерти он передал их на кафедру антропологии САГУ. Эти материалы нами обработаны; они приводятся в заключительной главе первой статьи сборника. Лишь по антропологии Индии и отчасти Синьцзяна нам пришлось пользоваться работами зарубежных авторов.

Как видно из приводимых нами сравнительно-антропологических таблиц и схематической карты (рис. 1), сборы материалов велись в различных изолированных пунктах Средней Азии. Это своего рода «пробы материала», «шурфы», заложенные в тех или иных местах обширной территории. На основании этих «проб» мы устанавливаем сходные и отличные в антропологическом отношении пласты населения, намечаем границы этих пластов, выделяя определенные области, к которым эти пласты приурочены.

Но, разумеется, столь точные, проводимые по подробным антропологическим программам и потому весьма трудоемкие исследования возможно осуществить лишь на отдельных небольших, территориально разобщенных одна от другой группах населения.

Полученные таким путем данные находят себе полное подтверждение в тех массовых наблюдениях над современными типами населения Средней Азии, которые проводились нами в течение двадцати пяти лет. Ибо перед глазами исследователя, где бы он ни был, со специально антропологическими целями или по иным поводам, проходят десятки тысяч мужчин, женщин и детей различных народов и племен. Этими массовыми многолетними наблюдениями дополняются и географически уточняются специальные антропологические исследования, проводившиеся в отдельных пунктах данной территории.

<< | >>
Источник: Л. В. ОШАНИН и В. я. ЗЕЗЕНКОВА. ВОПРОСЫ ЭТНОГЕНЕЗА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ В СВЕТЕ ДАННЫХ АНТРОПОЛОГИИ. 1953

Еще по теме АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ЭТНОГЕНЕЗ ЕЕ НАРОДОВ В СВЕТЕ ДАННЫХ АНТРОПОЛОГИИ:

  1. ЛИТЕРАТУРА
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  4. Тема 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АНТРОПОЛОГИИ В РОССИИ
  5. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  6. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  7. ГЛАВА 16 ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ
  8. В. Г. Сергеева ВОПРОСЫ ЗАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ И ТРАНСОКЕАНСКИХ КОНТАКТОВ В ТРУДАХ ХУАНА КОМАСА
  9. ВВЕДЕНИЕ
  10. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ЭТНОГЕНЕЗ ЕЕ НАРОДОВ В СВЕТЕ ДАННЫХ АНТРОПОЛОГИИ
  11. Узбеки
  12. Туркмены (табл. 25 — 28)
  13. ЛИТЕРАТУРА
  14. В.Я. ЗЕЗЕНКОВА МАТЕРИАЛЫ ПО АНТРОПОЛОГИИ ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНЫХ ПЛЕМЕН И НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ (табл. 37 — 39)
  15. ЛИТЕРАТУРА
  16. Идеологический груз прошлого.
  17. БИБЛИОГРАФИЯ
  18. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК