<<
>>

Человек - соединение природного и приобретенного

Разделение 9>vveis - vojios становится противопоставлением г о tfSos (нрав) и 7о i$os (привычка-обычай).

Использование нами этой пары терминов можно подкрепить ссылкой на акусму пифагорейцев: самое легкое - поступать по привычке (i'S*i) [Мак.; Diels, 45С, 4], а также ссылкой на синонимическое употребление слов vojios и i$os и различение тa ijSrj — mores и та еЭу — consuetudines (см.: [Вейсман, с. 584]). Итак, природа (нрав) человека - это его психофизические задатки, все естественное в нем; а все, что сверх этого, - создано самим человеком, плод воспитания. Вот пример из текстов, относимых к пифагорейским: «Многие из человеческих страстей (ixiSvjtiwv) являются не врожденными (ixixrijTovs — букв, “приобретенными”, “присоединенными”. - В. 3.) и созданы (xartextvaajiivas) самими людьми» [Мак.; Diels, 45D, 8]26. Поясняется этот тезис следующим образом. Когда тело опорожнено, естественно (pvaixov tlvai) желать пищи. Но желание лишней (xtpiipyov) пищи и излишней (xtpiipyov) и роскошной (Tpvftpas) одежды не является врожденным (ixixTT/TOV eivat) [букв, «является приобретенным (присоединенным)».-В. 3.].

Заложенное в человека природой - со всеми его плюсами и минусами - представлялось чем-то весьма постоянным, не подверженным каким-либо изменениям. Критий заявлял, что «честный характер надежнее закона», и пояснял это так: «В самом деле, его никогда не сможет изменить никакой оратор, закон же (искусный оратор) своими речами часто разрушает, извращая его на все лады» [Мак. Соф., 2, с. 69, № 22]. Любопытно, что таким же образом, только в противоположном смысле, говорили о самом Критии, а именно то, что его дурную природу не могли исправить занятия философией даже с самим Сократом [Там же, с.

55]. Примерно такая же точка зрения на соотношение врожденного и воспитанного в человеке была у Лукреция. Решая дилемму: ars или ingenium составляют сущность истинного поэта, он полагал, что никакое образование, дающее людям равный лоск, не может изгладить в каждом человеке изначальных следов природы (см.: [Покровская, с. 165]).

Очевидно, в ключе таких же «софистских» представлений мыслил и Цицерон, так как у него много разных рассуждений о данных природой чертах человеческой натуры, может быть, не всегда последовательных. Он отваживался говорить даже о духе (ментальности, как сейчас принято выражаться) народов. У греков он находил «врожденное умение лгать», «легкомыслие, угодливость, служение не долгу, но обстоятельствам», неспособность к «тесной дружбе» [Циц. Пис., т. 1, ІЛП, П.4; DXXIV, 1 ]. У своих близких и знакомых он отмечает, то «природную обходительность» и умеренность от природы (и без образования), то «порочную натуру» или «порок от природы», от которого не в состоянии избавить никакое образование [Там же, XXX, П.7; т. 2, CCXCII, 3; CCCLXXXV, 3].

Мнения Крития, Лукреция, Цицерона очень характерны для «эпигенетического» направления: природа человека - это некая общая для всех людей константа, допускающая новообразования, но не изменяющая своей сути. 3.4.3.

<< | >>
Источник: Звиревич В. Т.. Античная антропология: от героя-полубога до «человечного человека»/В.Т. Звиревич ; [науч.ред.С.П.Пургин].-Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. - 244 с.. 2011

Еще по теме Человек - соединение природного и приобретенного:

  1. 4. "ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?"
  2. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  3. А. К. Можеева К истории развития взглядов К. Маркса на субъект исторического процесса
  4. I. ФОМА АКВИНСКИЙ И ЕГО ШКОЛ А
  5. Часть первая.. Глава 1. Психика - первооснова существования человека
  6. ЧЕЛОВЕК И МЕГАТЕНДЕНЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ
  7. «МИР БОЖИЙ»
  8. Деятельностная сущность человека
  9. Человек - соединение природного и приобретенного
  10. Глава 5 Приобретения и потери Америки: захват технологий для «большого скачка»
  11. Глава 6 Угрозы поступательному развитию: природные ресурсы и экологическая катастрофа
  12. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  13. § 5. Здоровье как ценность: валеология
  14. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
  15. Педагогическая деятельность
  16. Становление эволюционизма в естествознании
  17. К.Г.Юнг СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  18. Глава 4 Ф. НИЦШЕ О СОВРЕМЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОЛИТИЧЕСКОЮ