<<
>>

2. ДЕТИ МОДЕРНА

Известный наш историк культуры Л.М. Баткин задает вопрос: Отвечая на него, он об- ращает внимание на то, что в Средние века в Европе никому не при- ходило в голову, ^. Интеллектуалы и интеллигенция - дети Модерна.
Мы уже отме- чали что Модерн - цивилизация универсальной нормы, цивилиза- ция проекта. Интеллектуалы (в России интеллигенция) - те, кто создавал и создает нормы и проекты реформ, критикует существую- щий порядок. Это свидетельствует о том, что интеллектуал - не просто дитя Модерна, его побочный продукт. Роль его в создании об- ществ Модерна действительно огромна^. Интеллектуал-ученый производит то экспертное научное знание, которому доверяют люди, живущие в обществах, где господствует Модерн. Эта эра была отмечена умонастроением, в соответствии с кото- рым одна часть мира рассматривала весь остальной мир как чистый лист, на котором можно написать что угодно. Можно сказать, что интеллектуал - своего рода Робинзон, осваивающий остров. Интеллектуалы создавали проекты форм жизни для других, пусть даже другие этого не желали. Более того, они как бы лишали права на существование те формы жизни, которые не совпадали с проектами желаемого будущего. Они делали это, определяя их как отсталые, пе- режиточные, подлежащие очистке и рафинированию. На заре совре- менности интеллектуалы были мобилизованы (или мобилизовали се- ^Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о природе русской интеллигенции) // Вехи. Из глубины. - М..1991. - С. 64. ^Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978. - С. 16. ^При этом в группе интеллектуалов сохраняются ритм и стиль жизни, свойственный, скорее, людям традиционного общества. Отсутствует жесткая граница между рабочим и свободным временем. Нет потребности в синхронизации труда с другими работниками. Высочайшая интенсивность труда чередуется с праздностью. Человек сам определяет, сколько ему нужно работать, чтобы выполнить поставленную задачу. Часто работа напоминает труд ремесленника. В наибольшей степени это касается работы художника, писательских занятий, профессии врача. бя сами) на гигантскую работу по преобразованию мира, которая под- разумевала вырывание с корнем автономно воспроизводимых и орга- ничных форм жизни. Они санкционировали, объявляли законным то, что происходило в обществах, входящих в Модерн. Напомним мысль немецкого философа Гегеля: . Модерн - цивилизация проекта, цивилизация великих целей (Прогресс, Коммунизм). Именно интеллектуалы производили идео- логии, которые показывали, что происходящее соответствует про- екту, является универсально истинным и абсолютно ценным, мо- ральным и даже прекрасным. Теории прогресса до сих пор живут в ментальности человека с улицы, в речи журналистов, как след того, чему посвящали свою жизнь поколения интеллектуалов. Девушка в рекламном ролике, предлагающая нам купить крем для лица или одеколон, утверждает истину сказанного, произнеся фразу:
<< | >>
Источник: Козлова. Н. Социально-историческая антропология. 1998

Еще по теме 2. ДЕТИ МОДЕРНА:

  1. ИСТОРИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ Н. А. МОРОЗОВА72
  2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
  3. Культура Европы XX в.
  4. 4.1. Дискурсивно-етична легітимація політичного ладу
  5. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ В БЕЛАРУСИ И РОССИИ Е.В. Беляева
  6. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  7. §11. Демонтаж центральной мировоззренческой матрицы
  8. Научное и нарративное знание с позиции языка и языковых игр
  9. Глава 3. Нигилизм и онтологическая теория: концептуальные подходы
  10. Глава 5. Эйдетическая диалектика: структурность бытия и анагогическое познание
  11. Список литературы
  12. Перевод в XX в.
  13. СТИЛЬ ГНИЕНИЯ
  14. Список использованных источников и литературы
  15. 2. ОТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ К БРЕМЕНИ ВЫБОРА
  16. 3. АБСТРАКЦИЯ- ИНДИВИДУАЦИЯ- ПРИВАТНОСТЬ
  17. 5. СОЦИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ И ТРЕВОГ
  18. 2. ДЕТИ МОДЕРНА
  19. 1. БЫВШИЙ КРЕСТЬЯНИН
  20. Психофизические и социокультурные основания идентичности личности