<<
>>

Глава 3 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Относительно своей духовной культуры человек придер­живается пафосных воззрений. Считается, что духовная куль­тура человечества является уникальным феноменом и не име­ет аналогов в животном мире, что благодаря своему интеллек­ту человек овладел планетой, что религия возвышает людей до божественных ценностей, что нравственность дана челове­ку свыше (И.
Кант), что искусство посвящает человека служе­нию красоте. Беспристрастный научный анализ подтверждает лишь первое из этих утверждений с той оговоркой, что перво­начально основные элементы духовной культуры человечества имели биологические предпосылки, а их отличия от сходных поведенческих черт животных носили количественный харак­тер. Остальные утверждения неприемлемы, и вот почему.

Если бы интеллект, кодируемый генетически, был реша­ющим фактором преуспевания человечества, то естественный отбор давным-давно «снабдил» бы им и других животных, как щедро снабжал их иными полезными свойствами. Более того, есть справедливое, на наш взгляд, мнение (основателя совре­менной эволюционной генетики С. Оно [169, с. 218]), что есте­ственный отбор на интеллект вообще никогда не происходил (имеется в виду то обстоятельство, что естественный отбор ни­когда не различал людей по признаку интеллекта в пользу об­ладателей последнего). По-видимому, положение вещей обсто­ит еще невыгоднее для самолюбия человека.

Подлинно высокий интеллект представляет собой боль­шую редкость, даже своего рода отклонение от нормы, точнее, от среднего уровня умственного развития людей. Математиче­ская статистика подсказывает, что на 96% рядовых людей при­ходится всего 4% «ненормально» продвинутых интеллектуа­

лов (см. приложение 4). При этом судьба их незавидна. Упо­мянутые 96% членов общества, исходя из обыкновенной жи­тейской конкуренции и косности, чинят этому меньшинству интеллектуалов препятствия везде, где это возможно.

Поэто­му заманчивая мысль о том, что избранные умы, составляющие всего 4% человечества, двигают его историю, может быть, не беспочвенна, но не лишена драматичности (см. также разд. 6.8).

Возникает, конечно, вопрос: как же интеллектуальные до­стижения человечества, выполненные горсткой (4%) его пред­ставителей, получают-таки признание? Ответ на этот вопрос возможен (см. разд. 2.5), однако он не имеет никакого отно­шения ни к доброй воле, ни даже к корыстным расчетам боль­шинства людей (96%). Обычно интеллектуальные достижения идут в корзину «спящих открытий». Но в эпохи демографиче­ских подъемов, технологических и культурных революций на «спящие открытия» появляется настоятельный спрос, и они поступают в массовый оборот независимо от пожеланий обще­ственного большинства.

Что же касается планетарного успеха человечества в борьбе с природой за место под солнцем, то в первую очередь людям помогли демографический рост и стихийное развитие техноло­гии, а эти факторы не предусматривают участия разумной воли человека - по крайней мере, первобытного. В цивилизованную эпоху, когда люди обзавелись самосознанием (см. разд. 4.7), они приобрели способность строить произвольные вербальные приказы, направляющие их поведение сознательным путем. Однако такому состоянию человечества не более 5,5 тыс. лет.

Относительно роли религии в возвышении человека можно заметить, что здесь антропоморфизм граничит с кощунством. Наша Вселенная представляет собой сферу с поперечником в 24 378 203 860 световых лет, за пределами которой находится Мироздание, свободное от действия причинно-следственного закона, подчинившего себе нашу Вселенную (см. приложение 4) [105, с. 37-42; 106, с. 33-36]. Суждения о подобном Миро­здании весьма гипотетичны. Между тем с точки зрения миро­вых религий Господь Бог властен и над этим Мирозданием. Ничуть не возражая против такого допущения, отметим, что в этом случае мы попросту не знаем, над чем, собственно, вла­стен Господь Бог (имеется в виду Мироздание вне Вселенной).

Но коль скоро мы не знаем областей Его влияния, не следу­ет антропоморфно рассуждать о том, чему служит через людей религия.

Что же касается романтических воззрений на назначение нравственности, в том смысле, что она призвана усовершен­ствовать людей, то эта обыденная точка зрения не продуктивна в научном отношении. По сути, она недалека от антропоморф­ных взглядов на религию и выражает пожелания слабых людей быть защищенными моралью. Действительно, последняя «за­мешана» на альтруизме, однако элементарный естественный отбор скорее направил бы ее действие в пользу сильных субъ­ектов, как то свойственно всей одушевленной природе. Нрав­ственные отношения, конечно, стоят на страже слабых мира се­го, однако это благородное качество развилось исторически, и ему положили начало прозаические мотивы социальной эво­люции. Научный подход к проблеме природы нравственности побуждает воздержаться от немотивированных постулатов о ее возвышенной природе. Перспективнее вывести подобную при­роду из древних прагматических начал социальной жизни.

Воззрение на искусство как на средство удовлетворить че­ловеческое чувство прекрасного наталкивается на то затрудне­ние, что происхождение такого чувства само нуждается в науч­ном объяснении. Любые предположения насчет того, что по­добное чувство у людей извечно, похожи на «отписку» и нуж­даются в обосновании. Однако природа «извечности» такова, что исторический подход к ней невозможен: «извечность» бы­ла всегда - она не имеет прошлого. Соответственно, научный анализ извечных чувств не представляется осуществимым. Правдоподобнее предположить, что человеческое чувство пре­красного имеет какую-то историю и начиналось с чего-то не столь сложного.

В целом методологические соображения приводят к мыс­ли, что для понимания природы духовной культуры необхо­дим анализ ее истории с последующим выходом на проблема­тику современной духовности.

<< | >>
Источник: Н.В. Клягин. СОВРЕМЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Антропология и этнология», «Философия», «Социология». 2014

Еще по теме Глава 3 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА:

  1. 2. Духовная культура России
  2. буддииская космология и традиционная китаИская культура
  3. Вопрос 26. Культура Руси (России) в IX - XVII вв.
  4. ГЛАВА III Воздействие социально-этического фактора на характер народа
  5. ГЛАВА IV Системно-комплексный подход в формировании концепции развития народов й их национальных характеров
  6. ТРАДИЦИОННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ АФРИКЕ: ТОЛЬКО ЛИ ПРОШЛОЕ?
  7. Глава XXII СКОТОВОДЫ ФУЛЬБЕ
  8. 1. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР (на примере Северного Кавказа)
  9. Глава XVII АБСОЛЮТИЗМ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
  10. Глава XXIII ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  11. Глава 1 Определение культуры организации
  12. ГЛАВА 13 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ГОРОДА
  13. Глава 22 ГЕОГЛОБАЛИСТИКА
  14. ГЛАВА ВТОРАЯ  О              ДУХОВНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  15. ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯДАРЫ ЦЕРКВИ
  16. ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯО РЕЛИГИОЗНОЙ ИСКРЕННОСТИ
  17. II Глава. Разработка модели и педагогических условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов вузов МЧС России на основе социокультурного подхода.Специфика социокультурного подхода
  18. Глава 5. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С САМИМ СОБОЙ
  19. Глава 3 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
  20. Глава 1. Исходные представления, положения и термины