<<
>>

4.6. Духовная культура цивилизации

Цивилизация в полной мере унаследовала духовную куль- ТУРУ первобытности. Однако неолитическое общество разде­ленного труда в 2,5 раза превосходило по производительности мезолитическое общество (см.

разд. 4.2), в 2,5 раза расширило свое свободное время и, формально говоря, нуждалось в духов­ной культуре, в 2,5 раза превосходящей по объему духовную культуру в мезолите. Конкретную количественную сторону этих предположений следует принимать условно, однако нет оснований сомневаться в том, что неолитический социум нуж­дался в приращении духовной культуры по сравнению с мезо­литическим состоянием.

Между тем простого количественного роста духовных цен­ностей неолитическому обществу разделенного труда было не­достаточно. Мезолитическое общество являлось социально од­нородным, эгалитарным [572]. Неолитическое общество вклю­чало пять основных социальных групп: крестьян, ремесленни­ков (в их состав долгое время входили и деятели изобразитель­ного искусства), купцов, жрецов и правителей (в их окружение входили поначалу немногочисленные «профессиональные» военные, деятели музыкального, вокального и танцевального искусства, а также сказители). Поэтому раздробленное циви­лизованное общество нуждалось в таких духовных ценностях, которые, отвечая интересам отдельных подразделений труда, в то же время «пришлись бы ко двору» во всех профессиональ­ных группах. С подобными задачами первобытное общество не сталкивалось.

<< | >>
Источник: Н.В. Клягин. СОВРЕМЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Антропология и этнология», «Философия», «Социология». 2014

Еще по теме 4.6. Духовная культура цивилизации:

  1. Культура цивилизации Двуречья
  2. 2. Духовная культура России
  3. § 3. Древнерусская духовная культура и метафизика веры
  4. 14.1. Характерные черты духовной культуры Китая
  5. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  6. РАЗДЕЛ VI КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ И БУДУЩЕЕ РОССИИ
  7. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРИГОРИЯ ОСИПОВИЧА КОНИСКОГО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ XVIII СТОЛЕТИЯ Горенко Л.И.
  8. ДУХОВНАЯ КУлЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ПРИОРИТЕТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
  9. Т. М. Смоликова ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ
  10. 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
  11. Белова О. В.. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. — М.: «Индрик». — 288 с. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования.), 2005
  12. Глава XVII АБСОЛЮТИЗМ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
  13. Лекция 6. Эпоха Средних веков
  14. I. Материальная и духовная культура Сицилии в VI в. до н. э.
  15. Глава 3.   Философия как форма духовной культуры и специфический тип знания