<<
>>

Экстатическое виденье 11-й главы Титы"

К 11-й главе "Гиты", т. е. к явлению трансцендентного в своем истинном виде, Арджуна принимает знания, которые дает ему Кришна. Теперь он хочет увидеть истинное лицо Кришны, лицезреть идеал наяву. Другими словами, он хочет узнать вйбхути во всей их полноте, говоря: Если ты, Господин, полагаешь, Что его лицезреть я способен === 215 === То тогда, о Владыка йоги, Покажи мне свой облик бессмертный.
(Пер. В. С. Семенцова) Для того чтобы показать Арджуне, подготовленному всем предыдущим, свой истинный облик, Кришна устанавливает последнюю связь между собой и учеником. Как Владыка йоги, т. е. Владыка уз сакрального и профанического, он дает Арджуне "дивное око" (divyam caksus), способное увидеть настоящий облик Кришны: А затем этот Хари, Этот йоги великий Владыка Высочайший свой царственный облик Показал изумленному Партхе. Глаз бессчетных зрачками глядел он, Уст бессчетных губами шептал Он. Форм невиданных и украшений, И оружий бессчетность являл Он. Сонмом дивных уборов сверкал Он, Ароматами благоухал Он, Беспредельный Господь всюдуликий бог богов, чудеса все вмещал Он. Если тысячи солнц свет ужасный В небесах запылает разом Это будет всего лишь подобье Светозарного лика махатмы. Как бы собранный вдруг воедино Целый мир всех существ бесконечность Пред собою тогда увидел В теле бога богов сын Панду. (11.9-11.13) (Пер. B.C. Семенцова) Образ Кришны 11-й главы "Гиты" — это описание идеальной, абсолютной инстанции, включающей внутрь своей бесконечно-конечной формы все возможное чувственно-сверхчувственное содержание, не столько материальный, сколько сим- === 216 === Но вот что поразительно. Идеальный деятель индуистского мифа в своем истинном облике предстает в виде отвратительного монстра. Арджуна говорит: Многоутробного и многорукого и многоликого и многоглазого — вижу я мир весь в тебе, Вишварупа! Нет ни конца у тебя ни начала. Образ ужасен Твой тысячеликий, Тысячерукий, бесчисленноглазый; страшно сверкают клыки в твоей пасти. Видя тебя все трепещет, я тоже. Пасти оскалив, глазами пылая, Ты головой упираешься в небо, вижу тебя — и дрожит во мне сердце, стойкость, спокойствие прочь отлетают. Словно костры ненасытного времени пасти твои, твои челюсти страшные, жутко мне, стороны света смешались; Сжалься, о мира Владыка! Помилуй. (11.23-11.25) (Пер. B.C. Семенцова) Действительно ли это видение? Или, как писал в свое время Гегель, мы наблюдаем игру прекрасных в своей дикости чудовищ, к которой нельзя применить критерий объективного? Действительно ли все это? Как вы прекрасно понимаете, для индуса этот вопрос звучит кощунственно. Значит, задавая вопрос таким образом, мы выделяем свой дискурс из герменевтической традиции, сложившейся в данном мифе. С другой стороны, не задавая этого вопроса, мы, как и многие комментаторы "Гиты", попадаем в тот круг истолкования, который сложился в данной религиозной догматике. Например, B.C. Семенцов по поводу явления ужасного образа Кришны высказывает интересную точку зрения, которая, однако, возникла под влиянием традиционно-ортодоксальных взглядов. Проводя основную мысль, что "Бхагавадгита" — это текст для постоянного рецитирования, Семенцов полагает, что образ вишварупы необходим как один из главных медитативных символов. === 217 === В частности, он пишет: “Попытаемся представить себе ощущение человека, применяющего Вишварупу в процессе непрерывной рецитации текста. Я полагаю, что образ в конце концов будет разрушен тем сочетанием взаимоисключающих эмоций, которые он вызывает. Созерцание, рассчитанное на то, чтобы привести ученика к бхакти, т. е. к "благоговейной любви" (не забудем, что главы 7-12 посвящены именно учению о бхакти), может вызывать эмоцию "чудесного", возможно в сочетании с эмоцией "страшного", "благоговейного ужаса"; однако эмоция "отвратительного" с этими двумя совершенно несовместима и, будучи, введена в образ, в конце концов его разъедает, разрушает, уничтожает. Милостивое божество может быть также и грозным; оно не только награждает и спасает, но и карает; но что же сказать о божестве, которое карает вот таким образом: "Ты их, облизывая пожираешь, огненной пастью, весь люд этот разом" (11.30). Что это за "клыки", "зубы", "пасти" (или, быть может, "челюсти"), что это за звуки чавканья в божественной субстанции? Возвышеннейший Бхагван словно в мгновение ока превращается в гнуснейшего из вампиров, в какого-то "Сатурна" Гойи... Приходится думать, что эти ужасы введены в образ Вишварупы намеренно, в "учебных", тренировочных целях: картина сначала должна приковать к себе внимание ученика, а затем раствориться, превратиться в ничто”". "Бхагавадгита", конечно, имеет свои тренировочные, учебные цели. Но почему мы считаем, что главы 7-12 посвящены бхакти как благоговейной любви? Почему мы считаем Бхагавана возвышеннейшим? Почему нам "приходится думать", что эти ужасы введены в учебных целях, а не являются естественным содержанием текста? Косвенный ответ на наши вопросы дает М.А. Рой, полагавший шлоки 26.28, 32.34, 41.46 главы 11 интерполяцией, так как отвратительный образ Кришны, ужасного разрушителя, пожирающего воинов на поле битвы, противоречит вишнуистской религии любви и относится к культу шактистов, почитавших разрушительные силы божества в образе Кали". Да, конечно, проблема заключается в том, что образ Вишварупы отличается от традиции интерпретации "Гиты" как текста о Благом Боге и о благоговейной любви к Нему. Это несоответ- === 218 === ствие привело Прабхупаду к мнению, что ужасный лик Кришны — незначительный образ13.
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Экстатическое виденье 11-й главы Титы":

  1. IV. СИМВОЛИКА ВИДЕНИЙ
  2. «ТЕРНЕР-ВИДЕНИЕ»
  3. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
  4. ВИДЕНИЕ ХЕФА
  5. ИМЕТЬ ВИДЕНИЕ
  6. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
  7. О ВИДЕНИИ И ОБРАЩЕНИИ ВНИМАНИЯ
  8. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
  9. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
  10. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
  11. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
  12. IV. СИМВОЛИКА ВИДЕНИЙ 161
  13. 6. Н.М. Карамзин История государства Российского (Главы из книги)
  14. 9. М.В.ЛОМОНОСОВ "Древняя Российская История" Главы из книги
  15. Любитов Игорь Евгеньевич Психодрама и шаманские техники: Поиск видений
  16. § 25. Главы «Кутадгу билиг»
  17. Мифологическое изображение и видение Другого
  18. 3. Л.Н. Гумилев "Древняя Русь и Великая Степь" Главы из книги.