<<
>>

Этнический плюрализм как способ изменения относительного социального статуса

Представленная мной концептуальная схема различных форм социальной принадлежности при всей ее абстрактности все же помогает объяснить, почему социальные движения, основанные на принадлежности к группе, принимают именно данную конкретную форму в определенных историко-культурных ситуациях.
Изменение статуса, требуемое чернокожими американцами от сопротивляющихся этому белых соотечественников, представляет собой хороший пример того, как принадлежность к этнической группе формирует социальные движения. Джеральд Береман (Веггетап, 1967 а; Ъ) и другие исследователи убедительно демонстрируют, как представление о касте управляет социальными отношениями не только в Индии, но и в Соединенных Штатах — между белыми и чернокожими американцами. Оценивая статус бураку мин (burakumin) — бывших парий в Японии, Вагатсума и я (De Vos, Wagatsuma, 1967) пришли к тому же заключению: индусы, американцы и японцы, с которыми обращаются как с членами групп, стоящих вне касты (париями), демонстрируют во многом схожие коллективные попытки преодолеть феномен касты. Тем не менее, национальные различия поразительны. Они отражают общие различия в культурной истории и современной социальной структуре и влияют на методы, которые в каждом случае выбирает человек или коллектив для изменения своего статуса. Направления, принимаемые социальными движениями, различны в зависимости от трудностей, с которыми они сталкиваются, согласовывая классовую, кастовую и этническую идентичности. Классовые и кастовые самоопределения недвусмысленно связаны с системой формальной стратификации, в то время как этническое самоопределение подразумевает менее очевидную иерархию и, следовательно, в большей мере открыто для изменений, связанных с экономическими или политическими возможностями. Как этническое, так и клас- Дж. Де-Вос. Этнический плюрализм 249 совое самоопределение может бросить вызов государству, ибо верность (классу или этносу) может переступить национальные границы. Международный коммунизм, например, угрожает государству, акцентируя солидарность пролетариев всех стран, тогда как этнические группы могут угрожать ему борьбой за политической отделение. Некоторые кастовые группы в современной Индии первоначально представляли собой племена не индусского происхождения и в настоящий момент они не могут заимствовать это прошлое для изменения своего относительного статуса. Тем не менее, некоторые из этих групп реконструировали свою историю, чтобы в результате создать миф о высоком статусе в прошлом (Rowe, 1960; 1964). Поскольку кастовая категория представляет собой в значительной степени усвоенную часть индийской идентичности, освободиться от нее очень трудно. Следовательно, социально мобильная группа в Индии должна скорее принуждать других к признанию своего права на более высокий ранг, чем пытаться полностью вырваться из кастовой системы. Однако хариянс (бывшие «неприкасаемые») пытаются (правда, с сомнительным успехом) как раз это и осуществить, переходя из индуизма в буддизм2 . Хотя в рамках индийской государственной политики предпринимаются шаги в направлении установления некастовых критериев социальной стратификации, каста все еще является мощным источником влияния на социальный статус. Так как в индийском обществе этничность не служит эффективным средством изменения относительного статуса, некоторые территориально-этнические группы (например, ассамцы) стремятся к политической автономии. Соединенные Штаты представляют собой разнородное в классовом и этническом отношении общество с кастово-ра-совыми характеристиками. Чтобы разрешить конфликт, связанный с кастами (равно как и с социальной и идеологической несовместимостью), США пытаются устранить кас-тово-расовые категории за счет идеологии этнического плюрализма. В результате налицо ослабление идеи ассимиля- 2 Буддизм зародился в Индии как революционная попытка преодолеть кастовость, затем отступил под напором ориентированного на касту индуизма, а сейчас снова используется для той же революционной задачи, которой не удалось достичь в прошлом. Индусы считают буддизм этнически чуждым. В Японии синтоисты выступают против буддизма, возмущаясь его универсалистскими элементами. 250 Психология культур ции и акцентирование идеи религиозного, культурного и даже лингвистического разнообразия. Чернокожее население Соединенных Штатов — бывшая каста рабов — заставляет общество белых принимать их как равных в состязании за социальный статус и экономические преимущества, то есть реализует модель социальной адаптации, уже разработанную миллионами европейских иммигрантов в США. Афроамериканцы также заново определяют себя в этнических терминах. Среди чернокожих, ввезенных некогда в качестве рабов, африканские этнические традиции сохранялись как скрытые от взора фрагменты. Однако в настоящее время их потомки вновь обращаются к своему африканскому наследию для создания собственных этнических традиций, отличных от традиций выходцев из стран Европы и Азии. Чернокожие американцы ищут способы пересмотра всех критериев этничности. Регион своего происхождения в Африке, территориальный и экономический оплот в современном американском окружении, старинные народные и религиозные обряды, характерные черты стиля жизни, семейные отношения и художественные традиции — все исследуется на предмет поиска афро-американских особенностей. Как и во всех случаях, когда происхождение рассматривается в качестве источника социального смысла, недостаток исторических фактов восполняется мифологией. Предпринимается попытка заново создать свою идентичность на основе культурной преемственности, а не на основе упрощенного кастово-расового критерия, используемого для их угнетения. Изменяя дополнительные уничижительные оттенки значения, навязанные европейцами некоторым понятиям, чернокожие американцы утверждают, что «соул» (soul — душа) или «негритюд» (negritude — негритянское происхождение) унаследованы биологически и являются источником особых народных характеристик, предположительно общих для всех американцев, чьими предками были выходцы из Африки, и не встречающихся у европейцев или выходцев из Азии. <...> Используя этническое самоопределение для изменения своего относительного статуса, чернокожие американцы следуют по типично американскому пути. Этнические отношения остаются потенциальным источником идентичности и участия в общественной жизни Америки и идут вразрез с Дж. Де-Вос. Этнический плюрализм 251 моделями, порожденными социально-классовыми позициями и занятиями разного уровня, которые экономически и социально стратифицируют общество3 . Именно этот способ изменения относительного статуса работает на чернокожих американцев, которые сейчас проявляют инициативу, самоопределяясь посредством конфронтации и воинственности. Белые американцы различного этнического происхождения (особенно из рабочего класса) вынуждены либо сопротивляться, либо находить некоторые компромиссные переопределения, имеющие смысл и приемлемые для них, не допуская в то же время всех чернокожих к участию в общественной жизни группы. Отступая от открытых расистских позиций, некоторые городские группы американцев ищут защитные компромиссы или предпринимают контрнаступления на уровне этнических группировок. У евреев и итальянцев в Нью-Йорке, а также у поляков в Питтсбурге, Чикаго и Милуоки чувство принадлежности к этнической группе вновь обостряется. Рабочие из третьего поколения этнических иммигрантов восстанавливают свое чувство этничнос-ти, приглушенное попытками утвердиться в качестве «просто американцев». Многое в американском конформном поведении и отношении к лояльности является отражением беспокойства представителей второго поколения этнических иммигрантов по поводу легитимности своих притязаний на то, чтобы быть «американцем», и многие представители этнических меньшинств совершают «переход», переезжая на окраины. Люди, перемещающиеся в благоприятное окружение на окраине, в значительной степени ориентированы на подчинение. В частности, пригороды, населенные представителями второго поколения американцев европейского происхождения, начинают обороняться, опасаясь коллективной потери социального статуса в случае переселения туда же семьи 3 Эту модель двойственной социально-этнической классовой идентичности можно встретить и у других так называемых «американцев через дефис» (итальянцев, евреев, ирландцев, поляков, литовцев, армян, мексиканцев, китайцев, японцев), разбросанных по различным социально-профессиональным уровням в американском обществе и способных или не способных сохранить открытую преемственность со своей этнической группой как черту своей общественной жизни или часть своей самоидентичности. Натан Глазер и Дэни-эл П. Мойнихен в работе «Что стоит за плавильным котлом» (Glaser, Moynihen, 1963) приводят многочисленные примеры живучести этничности несмотря на американскую идеологию ассимиляции. 252 Психология культур чернокожих американцев. Они действительно опасаются, что их настоящее положение, достигнутое с таким трудом, может обесцениться при паническом массовом отъезде соседей, мыслящих так же. Представители этнических групп, продвигающиеся вверх по социальной лестнице, очень часто изменяют имена, чтобы стереть пятно неамериканского прошлого. Предпочитаются имена, созвучные англосаксонским или ирландским. В усечении и «англизации» своих имен особенно искусны евреи, поляки и другие выходцы из Восточной Европы. У третьего поколения этнических иммигрантов, выросшего в этих пригородах, наблюдается следующий феномен. Обучаясь теперь в американских университетах, они ищут возможность возвратить чувство этнической идентичности, которое их родители не смогли им передать. В целом современная молодежь не реагирует на социальное доминирование WASP*, как реагировал Ф.Скотт Фицджеральд, столкнувшийся в Принстоне с едва различимой дискриминацией со стороны одноклассников. Вхождение активистов осознающей себя группы расового меньшинства в американские университеты меняет практикуемую там систему «этнического перехода». Эти молодые люди — дети родителей, расставшихся со своим этническим багажом в погоне за повышением статуса, — глубоко чувствуют отсутствие выраженной эмоциональной удовлетворенности своей этнической принадлежностью. Чернокожие американцы связывают перестройки своего статуса с этничностью, ориентированной на прошлое, а не на будущее (через универсалистскую религию или через определение себя как представителя эксплуатируемого класса). Чернокожий рабочий осознает, что «чувство кастовости» в значительной мере определяет непосредственно-эмоциональное отношение к нему со стороны других трудящихся, многие из которых хоть и белые, но тоже являются представителями той или иной этнической группы. Он признает, что ирландцы получают такую-то работу, поляки другую и все они также живут в особом окружении. Эта американская реальность более очевидна, чем предполагаемое * WASP — White Anglo-Saxon Protestant, американец англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания, принадлежащий к привилегированному классу; истинный американец, американский аристократ. — Примеч. переводчика. Дж. Де-Вос. Этнический плюрализм 253 братство между рабочими, призванное устранить дискриминацию. Иногда руководители производства (представители среднего класса) ведут себя менее дискриминационно, чем рабочая сила (братья по классу). Подобную кастовую дискриминацию можно найти и в Японии: несмотря на «марксистскую воинственность», бывшие японские парии получили незначительную поддержку от большинства японских рабочих. По-видимому, пролетарское братство не перечеркивает кастового барьера (по крайней мере, на эмоциональном уровне) (Totten, Wagatsuma, 1967). Следовательно, перемена, происходящая в социально неоднородной Америке, заключается в том, что принадлежность к социальной группе, имеющая первостепенное значение, становится более этнически ориентированной под влиянием стремления к ликвидации профессиональной дискриминации. Борьба с кастой как социальным институтом в Америке в значительной степени отлична от аналогичной борьбы в Индии. На базе нового этнического самоопределения, начатого чернокожими американцами, возникает общая социальная идентичность, которая внутренне и внешне преодолевает негативные социальные определения (ярлыки), покорно принимавшиеся многими людьми в прошлом.
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001

Еще по теме Этнический плюрализм как способ изменения относительного социального статуса:

  1. ЭТНИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ: КОНФЛИКТ И АДАПТАЦИЯ* Дж. Де-Вос
  2. Тема 3. Социально-педагогическая деятельность как способ реализации социальной политики
  3. Руссита Татьяна Эйженовна Аффективный компонент этнической идентичности и его взаимосвязь с этническим составом ближайшего социального окружения у русскоязычных подростков и молодежи в Латвии
  4. Глава II МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
  5. ГЛАВА XVIII СООБРАЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СИСТЕМ И СПОСОБА ИЗУЧЕНИЯ НАУК
  6. РАЗДЕЛ 4. Изменение относительных цен в России после 1992 г.
  7. Вопрос 3. Библиотека как учреждение культуры и социальный институт. Статус, права и обязанности библиотек
  8. Логашенко Юлия Александровна, Хакимов Эдуард Рафаилович Понятие «этническая позиция личности» как основа формирования профессиональной компетентности специалиста социальной сферы в области межэтнических отношений
  9. ИЗМЕНЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА МАТАБЕЛЕ
  10. Румянцева Полина Витальевна «Суд над этническим стереотипом» как метод психологической работы с этническими стереотипами