<<
>>

Функциональный подход

Описания содержат информацию о личности или этосе в какой-то определенный момент времени (например, о японцах в сороковых годах XX века) или в течение какого-то промежутка времени (например, об изменениях в характере западного человека на протяжении последних пятисот лет).
Акцент делается скорее на представлении фактических данных, чем на установлении взаимосвязи между ними. Функциональный подход в сфере «культура-и-личность» нацелен на то, чтобы связать проявления модальной личности либо друг с другом, либо с данными о технологии, о социальной структуре или с фактами иного рода. Генетический подход, конечно, тоже преследует некоторые функциональные цели. Если генетический подход связывает события детства с данными о личности взрослого, то функциональный подход часто изучает связь между фактами, относящимися к одному промежутку времени. Пользуясь этим подходом, мы можем связать социально стандартизированные установки и модели поведения в отношении старших братьев у американцев с социально стандартизированным поведением членов палаты представителей по отношению к сенаторам (гипотеза Джеффри Горера — Gorer, 1948). Функциональный подход в сфере «культура-и-лич-ность» — это часть одного из направлений в антропологии, которое утверждает, что биологически заданные характеристики человеческого организма и социокультурные явления в данной общине функционально связаны между собой и одна из задач антропологов — установить эту взаимосвязь (Chappie, Coon, 1942; Piddington, 1950). Маргарет Мид (Mead, 1949) перечисляет некоторые области и проблемы, попадающие в зону внимания при изуче- Дж.Хонигман. Подходы 95 нии функциональных взаимоотношений личности. Можно изучать отношения между структурой семьи и политической структурой. Можно связать отношение к семье и к политическим властям с теорией сверхъестественного. В своих неопубликованных материалах Конрад Аренсберг настоятельно советует искать соответствие между личностными моделями и социальной структурой.
Демонстрация дружелюбия и подавление агрессии у индейцев каска и других индейцев северных лесов, сказал бы он, структурно соответствуют необходимости поддержания минимальной степени кооперации между соседними группами, поскольку есть расчет на взаимопомощь при нехватке запасов дичи. Для иллюстрации функциональной точки зрения рассмотрим, как ограничительные установки в отношении сексуального поведения детей, которые можно встретить в определенных кругах американского общества, связаны с другими аспектами культуры тех же американцев. Джулиус Генри (Henry, 1949) утверждает, что сексуальные ограничения — это один из способов, с помощью которого американцы среднего класса подчеркивают огромную разницу между взрослыми и детскими ролями. Ограничение сексуальной активности можно понимать и как лишь одно из многих требований, которые родители предъявляют детям, например: с раннего возраста принимать участие в домашней работе, приходить домой вечером раньше, чем должен приходить ребенок из семьи низшего класса, стремиться к получению профессии и т.д. Эта масса обязанностей и ограничений, налагаемых на детей, начинает ассоциироваться с дисциплинированной личностью представителя среднего класса2. Заметим, что Генри не говорит о том, что сексуальные ограничения являются причиной становления обязательного и дисциплинированного характера. Он рассматривает их как часть более широкого набора ограничений, целиком необходимого для появления конечного продукта, задуманного семьей среднего класса. 2 Фромм тоже характеризует человека западного общества как сравнительно хорошо дисциплинированного. Заметим, однако, что Коммагер видит американцев непринужденными и сопротивляющимися слишком большому количеству предписаний. Коммагер и Генри представляются одинаково надежными исследователями, но последний, более интересующийся психиатрией, говорит о скрытых состояниях, первый же рассматривает в основном явное поведение. 96 Предмет психологической антропологии Динко Томасик (Tomasic, 1948) предлагает другой пример функциональной интерпретации данных из области «культуры-и-личности».
Описывая модальную личность пастухов Dinaric XIX века, он связывает присущие ей черты враждебности и насилия с индивидуалистическим характером социальной структуры Dinaric. Бескомпромиссный индивидуализм членов общины, указывает он, препятствует организации централизованной политической власти, способной сдерживать агрессию. Отсутствие какой-либо организованной структуры, стоящей над остальными, в свою очередь требует, чтобы каждый был готов отстаивать свои права с помощью физической силы. Можно сказать, что личность Dinaric гармонирует и соответствует по жизненным ценностям атомистической общине, частью которой является. Есть и другие данные, позволяющие с уверенностью утверждать, что политический индивидуализм будет предсказуемо ассоциироваться с враждебностью и насилием. Индейцы каска также входят в атомистическую общину. Но личность каска включает в себя глубокую антипатию к агрессии или насилию. В отличие от пастухов Dinaric, индейцы убеждены, что цель человеческих отношений — уважение. У юконов индивидуализм сопровождается сравнительно невысокой степенью насилия в повседневных отношениях (Honigmann, 1949), а эскимосы проявляют почти такие же модели, что и пастухи Dinaric. Это также можно считать свидетельством существования связи между политическим атомизмом и привилегиями, достающимися человеку, знаменитому своей жестокостью. Когда антрополог, не ограничиваясь функциональными связями определенной общности, подсчитывает, сколько раз он обнаружил особые взаимосвязи между фактами в нескольких различных рассеянных общностях, он работает на то, чтобы открыть некий научный принцип или закон. К этому вопросу мы еще вернемся.
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001

Еще по теме Функциональный подход:

  1. Два подхода к рациональности
  2. Тема 5. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека1
  3. §1. О злоупотреблениях функциональным языком
  4. Функциональный подход
  5. Структурно-функциональные модели процесса самоорганизации
  6. Проблема взаимосвязи индивидуальных стилей саморегуляции, психической напряженности и функциональной межполушарной асимметрии
  7. Использование системного подхода в исследовании уверенности личности З. В. Бойко (Москва)
  8. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. В. Литвинова (Москва)
  9. 10.3.4. Функциональный подход к классам
  10. § 3. Город как сложныймногофункциональный объект
  11. § 2. Субстратное и функциональное содержание техники
  12. 2. Критерии и подходы в диагностикеиндивидуальной спортивной предрасположенности
  13. Организация живого (системнофункциональный подход)
  14. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов вузов МЧС России на основе социокультурного подхода
  15. 1.2. Семиотико-функциональный метод исследования языковой категории субъекта
  16. Структурные и функциональные особенности личности как субъекта межличностного взаимодействия