4. Генезис понятия «культура»
О том, как формировались и развивались разные значения слова культура, рассказал языковед Р. Уильямс. Появлению этого слова в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское cultura , происходившее от colere. Последнее имело множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и. т. д. Некоторые из них со временем образовали самостоятельные термины, хотя и с частично перекрывающими друг друга значениями. Так, значение «населять» через латинское colonus трансформировалось в колонию, а «почитать», «поклоняться» через латинское cultus- в культ. В английском языке слово culture первоначально имело смысл «развивать», «культивировать», хотя и с оттенком «служения», «почитания», при этом в средневековом английском оно иногда прямо употреблялось как служение.
Во всех случаях раннего употребления слово cultura означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, обычно животных и растений. Это привело к появлению дополнительных значений слова. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представления о культивировании, возделывании с естественных процессов на человеческое развитие, причём агрокультурный, сельскохозяйственный смысл долгое время охранялся. Так Ф. Бэкон говорил о «культуре и удобрении умов», а в середине XVIII в. английский епископ, сетуя на недостатки современного воспитания, писал, что «люди благородного рождения и воспитания не хотят растить своих детей для церкви».
В античном сознании понятие культуры отождествляется пайдейей, т.е.
образованностью. Пайдейя, по определению Платона, означает руководство к изменению всего человека в его существе.В эпоху средневековья слово “культ” употреблялось чаще, чем культура. Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу.
В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре . Оно выражает активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию.
Важный поворот в интерпретации термина культура произошёл в немецком языке: до конца XIX в. была распространена форма Cultur, а на смену пришла сегодняшняя kultur. В конце XVIII века, прежде всего в трудах Гердера, было сделано нововведение, едва ли не решающее в истории изучения культуры: речь зашла не о культуре, а о культурах (во множественном числе). Другим важным нововведением стало противопоставление культуры и цивилизации.
В наше время можно выделить четыре основных смысла понятия культура:
1. Абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития.
2. Обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.; в этом смысле культура совпадает с одним из значений цивилизации.
3. Абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду.
4. Абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино. Именно этот смысл понятия культура наиболее распространен в обыденном сознании.
Сегодня существует несколько подходов к определению культуры. Обобщив около 500 дефиниций, американские антропологи А. Кребер и М. Клакхон выделили три основные характеристики, на которые обращали внимание большинство исследователей:
1) культура – это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу.
2) культура – это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе;
3) культура передается при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т.д.) и связана с идеями.
Слово «культура» можно употреблять обобщенно, применительно к культуре вообще. Однако не менее часто это слово используется для обозначения конкретного культурного организма, который обладает своей спецификой, своей индивидуальной структурой (в этом случае говорят о русской, английской, японской культурах).
Иногда данный термин используют также в узком значении – для обозначения более высокой степени культурности.
Также существует несколько подходов к рассмотрению культуры:
1) с семиотической точки зрения (семиотика – наука о знаках) культура может быть определена как небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Указание на небиологический характер в данном случае необходимо, поскольку семиотика изучает и биологические знаковые системы (например, симптомы в медицине);
2) с социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества;
3) аксиологический подход (аксиология – наука о ценностях) рассматривает культуру как мир ценностей, представляющий собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества;
4) с точки зрения деятельностного подхода культура определяется как совокупность «технологий», выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей. Такие технологии придают деятельности человека особую направленность, а также целостность.
А вот другая классификация подходов к культуре:
1. С позиций символизма (Т. Парсонс, К. Гирц), элементами культуры являются в первую очередь символы, которые опосредствуют отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.).
2. С точки зрения функционализма (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун), каждый элемент культуры выполняет определенную функцию – удовлетворяет определенные человеческие потребности. Другими словами, все элементы культуры рассматриваются с точки зрения того, какое место они занимают в целостной культурной системе. Система культуры – это характеристика социальной системы.
В «нормальном» состоянии социальные системы самодостаточны, уравновешены, гармоничны. Именно с точки зрения этого «нормального» состояния и оценивается функциональность элементов культуры.3. Согласно адаптивно-деятельностному подходу (Э. Маркарян), культура представляет собой способ деятельности, а также систему механизмов небиологического характера, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
Таким образом, термин культура всецело зависит от картины мира человека. А генезис понятия неразрывно связан с развитием самого общества. Вопросы для самоконтроля
1. Каков первоначальный смысл английского слова «culture»?
2. Когда и кем было сделано решающее нововведение в истории изучения культуры?
3. Какие классификации подходов к культуре вы знаете? Ответ обоснуйте. Литература
1. Касьянов В.В. История социологии. – Ростов-на-Дону, 2001.
2. Большой толковый социологический словарь. Т.2. М., 1999.
3. Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону, 1995.
4. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. М., 1995.
Еще по теме 4. Генезис понятия «культура»:
- § 1. Генезис понятия сущности человека
- Культура и перевод: от спонтанного к рефлексивному
- 1.1 Предмет, основные понятия и структура культурологии
- ПРОБЛЕМА СИМВОЛА В СВЕТЕ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
- Б. В. Светлов РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ КАК ИСХОДНЫЙ смысл КУЛЬТУРЫ
- В. А. Салеев ДУХОВНОСТЬ: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СТАНОВлЕНИЕ ПОНЯТИЯ
- ВАРИАЦИЯ ШЕСТАЯ (QUASI-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) Генезис н парадоксы схолатической культуры.
- К семиотической типологии русской культуры XVIII века
- 1974 Новые аспекты изучения культуры Древней Руси
- Инешин Е.М. Иркутский государственный технический университет, г Иркутск, Россия. О ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕдОВАНИЯХ
- А.В. Харинский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск, Россия КУРУМЧИНСКАЯ КУЛЬТУРА: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
- Очерк пятый КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
- Философия и мировоззренческие основания культуры. Универсалии культуры и философские категории
- 2. Генезис образования как социального явления
- 1.1. Возрождение этнической культуры как социально- историческая проблема
- 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования
- §3.1. Проблема саморефлексии и генезис представлений о субъекте атрибуции
- ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ «ИГРИВАЯ» КУЛЬТУРА И ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОРНОГРАФИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
- 4. Генезис понятия «культура»
- 2.1. Культура как регулятивная система высшего уровня