<<
>>

Гомосексуализм в традиционных культурах

В традиционных культурах зачастую присутствует трети пол, под которым понимают лиц с противоположной, по отношению к их реазьному биологическому полу, гендерной идентичностью.

Так, для индейцев Северной Америки достаточно типичным был феномен бердашества. Он зафиксирован у 113 индейских племен. Бердаши являлись биологическими мужчинами, облаченными в женские одежды и выполняющими традиционные женские роли. Бердашами могли быть и женщины, взявшие на себя традиционные мужские роли. В обоих случаях половыми партнерами выступали лица одного с ними пола. Мужчины бердаши следили за домашним хозяйством, готовили пишу, изготовляли и чинили одежду, женщины — ходили на охоту наравне с мужчинами и изготовляли оружие. Бердаши, в подавляющем большинстве, были гомосексуалистами, но в отдельных индейских обществах это правило могло и не соблюдаться. Кроме того, по прошествии некоторого времени, бердаши могли отказаться отданной роли и вести себя в соответствии с нормами поведения представителей своего иола. Феномен бердашества был широко распространен в Америке вдоль всего восточного побережья: у ирокезов, зуни. пи- ма, навахо, арапахо и мохаве. Он также описан для яки и запотеков Мексики и эскимосов Аляски. В некоторых индейских племенах бердаши занимали высокий статус и были весьма почитаемыми членами общества, н частности, играли роль шаманов и колдунов. Аналогичные феномены бердашес- тва были описаны Крашенинниковым у камчадалов под именем мужчин-коекчучей.

И. С. Кон пишет, что институт бердашей распространен очень широко: он описан у народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (например, у чукчей), его можно встретить также в Индонезии, Таиланде, Филиппинах, Камбодже, на Таити, и в Африке. У некоторых народов Индонезии индивиды с измененной гендерной идентичностью, их здесь называют «вариа», могут занимать почетные посты шаманов, жрецов и почитаться святыми.

В Индии к третьему полу относят религиозное сообщество мужчин с удаленными яичками и пенисами. Таких мужчин называют хиджры. Они носят женское платье, подражают женской походке, занимают места в транспорте на женской половине и вступают в половые контакты с мужчинами. Многие хиджры занимаются ритуальной проституцией.

В буддистском Таиланде не существует типичных для мусульманской культуры соседней Малайзии предубеждений против гомосексуализма (хотя власти периодически предпринимают слабые попытки наложить официальный запрет на практику гомосексуальных отношений в стране). Традиционное тайское представление о поле основывается скорее на визуальных показателях маскулинности и фемининности, нежели на реальных проявлениях сексуального поведения. Представления о третьем поле уходят корнями в добуддийские мифы и тайские представления, связанные с понятием «ка- той». «Катой» означает промежуточный пол, или сочетание маскулинных и фемининных признаков, что в англоязычной литературе чаще всего переводится как «гермафродит» или «третий пол». В современном тайском обществе термин «катой» применяют по направлению к мужчинам, обладающим фемининными чертами внешности. С середины XX в. в тайском словаре появилось понятие «гей». Однако геи обычно представляются, как люди, соответствующие модели гендерной инверсии в рамках представления о «катой». Для тайцев гомосексуализм — это эмоциональное проявление «катой», примером являются мужчины, ощущающие себя женщинами, или женщины, ощущающие себя мужчинами.

Исторически новым явлением для Таиланда является появление женщин-лесбиянок, предпочитающих в качестве сексуальных партнеров исключительно маскулинных женщин. Женщины «ди» (от английского слова lady) не отличаются в гендерном плане от обычных женщин, их исключительность связана целиком и полностью с сексуальными предпочтениями. Если традиционная классификация «катой», прежде всего, основывалась на гендерной идентичности, то в современных условиях все большее значение начинает приобретать и другая составляющая — сексуальная идентичность. 

<< | >>
Источник: М. Л. Бутовская. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции.. 2004

Еще по теме Гомосексуализм в традиционных культурах:

  1. 17. О нашем поражении
  2. Основные формы отклоняющегося поведения.
  3. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПАРАДИГМА ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Фуртай Ф.В.
  4. ВАРИАЦИЯ ПЯТАЯ («АПОФЕОЗ БЕСПОЧВЕННОСТИ») Беспочвенность н ускользани
  5. Русская трагедия как русский крест
  6. Глава 3 О пользе и ущербности универсальных ценностей
  7. ГЛАВА 23 ЖИВУТ ЛИ ОРЛЫ СТАЯМИ?
  8. ГЛАВА 24 ЗАКОРЕНЕЛЫЕ КОНФОРМИСТЫ
  9. ОПАСНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
  10. Становление эволюционизма в естествознании
  11. Выбор пути России в глобализирующемся мире
  12. ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯЖЕНЩИНА, КОТОРУЮ ЦЕЛОВАЛ ИИСУС
  13. Глава 14 ВОЗРОЖДЕНИЕ И ЯЗЫЧЕСКОЕ НАЧАЛО
  14. Гомосексуализм как культурное явление
  15. Гомосексуализм в традиционных культурах
  16. Гомосексуальные взаимоотношения как составляющая ритуалов инициации
  17. Распад семьи в России
  18. “Над пропастью во лжи” или в погоне за смертью