<<
>>

Идеал в тексте традиционной культуры

Арджуна не может выполнить свой долг. Он обращается к Кришне: "Где решенье? Где благо?". Кришна в ответ начинает свой божественный дискурс о благе и разрешении противоречия между бытием и долженствованием.
Уже в гл. 3 перед нами предстает образ действенного идеала, указывающего путь, на котором находится благо: === 099 === В этом мире — что делает лучший Совершать начинают другие. Он являет пример делами, а они ему все подражают. (3.21) (Пер. B.C. Семенцова) Мудрость этого стиха универсальна и совершенно практична. Если шлоку переорганизовать и немного сократить, то ее точный смысл будет звучать так: "Лучший человек устанавливает образец (pramanam kurute), мир этому следует (lokastadanuvartate)". Наличие образца, модели, идеала — не выдумка, не репрессалия культуры, а ее объективное бытийствование. Если мы вспомним нашего "метафорического" человека, то поймем, что именно стремление человека стать чем-то другим, являющееся условием бытия культуры, рождает в культуре необходимость идеала. Человек не может стремиться ни к чему, он обязательно должен стремиться к чему-то, становиться чем-то другим. Образ этого "другого", возникающий как следствие важной черты человека выходить за рамки своей природы, и есть образец, идеал, то, к чему человек стремится. Соответственно идеал есть опосредованное условие существования культуры. Культура не может быть, не может состояться без идеала, так как без идеала культура не может выполнить главное условие человеческого существования — становиться чем-то другим. В следующих шлоках Кришна сообщает о благе, способном решить мучающую Арджуну проблему. Он говорит, что нужно делать так, как он, Кришна. Он ничего не должен делать, а вместе с тем он не устраняется от действия, так как если он устранится от действия, весь мир рухнет: В трех мирах отыскать невозможно Ничего, что свершить бы я должен. Ничего, чем бы не обладал я, Все же в действии я пребываю. Если б я не вращал, Арджуна, Колесо своих дел прилежно — По пути моему бы тотчас Устремились повсюду люди. === 100 === Стоит мне устраниться от действий Все три мира, Партха, погибнут. Так я стал бы причиной смуты И губителем этой вселенной. (3.22-3.23) (Пер. B.C. Семенцова) Если мы отбросим некоторую экзотику, то увидим, что перед нами разговор старшего с младшим, начальника с подчиненным, властителя с подданными. Старшие, обладающие властью, даже если они ничего не говорят, всегда ставят себя в пример, всегда устанавливают образец: делай, как я, выполняй наши указания, следуй нашим советам и т. д. В ответ на нерадение, нежелание выполнить свой долг старшие всегда приводят аргумент: "А вот если и я все брошу и ничего не буду делать!". Это не прихоть, во всяком случае, не только прихоть или тщеславие власти, но и условие бытия культуры. Кришна тоже ставит себя в пример, намекая, что он-то как раз и есть тот лучший человек, который устанавливает образец. Сообщая о благе, Кришна говорит, что благо — это признак его действий. В тексте традиционной культуры идеал, в данном случае обобщенный образ Кришны и его действий, представлен мифометафорой, указывающей как идеал, так и пути достижения этого идеала, жизни в этом идеале, т. е. в конечном итоге становления человека как существа культуры. Почему идеал представлен в тексте мифометафорой? В отношении метафоры дело обстоит более или менее ясно в свете того, что было сказано выше. Понимающая метафора — форма традиционного текста, и в этом смысле совершенно закономерно, что идеал выражается в тексте при помощи метафор. Но почему идеал, который, как мы утверждали, является внетелесной субстанцией текста, должен быть мифологизирован? Как и во многих других вопросах, традиционная культура идет здесь по пути наименьшего сопротивления, т. е. действует наиболее разумно в широком смысле этого слова, как ни парадоксально это звучит. Выполняя объективное условие культуры, каждый, кто учит, властвует, организовывает, главенствует, так или иначе предлагает пример, образец для подражания. Здесь "старшие" в культуре попадают в ловушку, так как их действия начинают оцениваться "младшими" в свете того образца, который они предлагают. === 101 === "Юниоры" — дети, подчиненные, подданные — могут ничего не говорить, но тем не менее молча, исподтишка оценивать действия "сеньоров", и в том случае, если результат оценки оказывается отрицательным по отношению к предлагаемым идеалам, вся система соподчиненности и выполнения должного начинает давать сбои, долг в отношении образца перестает выполняться. Традиционная культура предлагает самый простой и надежный выход. Инстанция, дающая нам образец порядка, должна быть вынесена за пределы культурной актуальности. Она должна находиться вне профанической жизни культуры, т. е. такая инстанция должна в идеале быть абсолютом и имманентным, и трансцендентным культуре. Она должна носить подлинный трансцендентальный характер. Вспоминая Канта, мы можем повторить, что доказательство бытия Бога трудно осуществить рационально, но необходимость его присутствия в мире культуры совершенно очевидна. Без Бога как Высшей ценности, Высшего идеала, Высшего, блага нет иерархии культурных образцов, нет культурной модели и, соответственно, не может быть текста культуры. Отсутствие иерархии культуры означает отсутствие действительных, т. е. текстуально-символических событий, а это, в свою очередь, означает хаос и расточение культуры.
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Идеал в тексте традиционной культуры:

  1. В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов), 1999
  2. ЛЕКЦИЯ 4. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  3. Часть III Во всех ли культурах есть идеал экстраверта?
  4. А. И. Кузнецова Представления о СУДЬБЕ в традиционных культурах Сибири: ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЕ СУДЬБУ (НА ПРИМЕРЕ ОБСКО-УГОРСКИХ И САМОДИЙСКИХ КУЛЬТУР
  5. ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ АФРИКИ. ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  6. буддииская космология и традиционная китаИская культура
  7. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОХОТНИКОВ-СОБИРАТЕЛЕЙ БУШМЕНОВ
  8. ТРАДИЦИОННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ АФРИКЕ: ТОЛЬКО ЛИ ПРОШЛОЕ?
  9. Этническая идентичность — анализ психологии современных и традиционных культур
  10. 6. Саморазвивающаяся культура и текст
  11. ТРАДИЦИОННЫЕ КИТАЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ И БУДДИЗМ (К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР)