<<
>>

ИСС — проблема интерпретации

В публикуемых статьях, посвященных ИСС, авторы предлагают различные объяснения-интерпретации исследуемых феноменов. Это и интересные гипотезы Р.Принса, и весьма продуктивная классификация типов транса, и объяснение функциональной направленности экстатических ритуалов Э.Бургиньон.
Особый интерес вызывает в этом плане статья Э.Фрески и С.Кюльсар, поскольку наряду с психобиологическим подходом они отстаивают идею о том, что феномен ИСС может быть более глубоко понят в рамках междисциплинарной интеграции, направленной на построение Ухтомский А.А. Избранные произведения. Л., 1978. С. 14—15. А.А.Белик. ИСС как область исследований 535 целостной (холокультурной) теории человека (я бы назвал это синтетической теорией человека). Принимая принципы, предложенные Э.Фреской и С.Кюльсар для объяснения комплекса проблем, связанных с ритуальным трансом, хотелось бы дополнить их рядом положений. Представляется возможным использование для дальнейшего анализа проблем, связанных с ИСС, некоторую совокупность интерпретирующих подходов. Значительную роль в ней должны играть исходные принципы «теории доминанты», предложенные А.Ухтомским (но, к сожалению, не получившие дальнейшей разработки), а также концепция стресса Г.Селье. Наряду с этими интегративными подходами к жизнедеятельности человека, анализ целостной проблемы ИСС невозможен без «теории привязанности» (attachment), которая, правда, находится в процессе развития и совершенствования. Применение принципа доминанты вместе с анализом роли эмоционально-психологических состояний в динамике (привязанность против страха, агрессивности) с учетом психобиологического подхода (top-регуляция) позволяет систематизировать и объединить факты из различных областей науки и сфер деятельности человека в единое целое. Смысл психобиологического подхода и анализа внутриорганических процессов (под определенным углом зрения: Ухтомский — Селье — интегративно-функцио-нальный подход) состоит не в поисках (в свете теории локализации) мифических коррелятов различных аспектов деятельности человека, а в изучении и моделировании механизмов взаимодействия человека как живого существа качественно особого типа. Такой способ рассмотрения предполагает, что человек обладает качественным своеобразием и особым — культурным (социальным) — способом жизнедеятельности. Другими словами, наряду с культурно-антропологическим рассмотрением необходимо обращение к философской антропологии и психологии личности для уточнения двух положений (хотя бы в самом общем виде): какую модель человека (личности) мы выбираем и какими родовыми качествами обладает человек применительно к его деятельности. Если выразить это проще, то вопрос состоит в том, какое содержание мы вкладываем в понятие «человек» (личность). В историческом очерке психологической антропологии уже шла речь о существенном значении выбора типа определе- 536 ИСС, биология и ния личности (человека). Здесь же хотелось бы кратко охарактеризовать общетеоретическое (философско-антропологи-ческое) видение человека. Итак, человек — живое, эмоционально-чувствующее существо, действующее с образами (символами и другими идеальными формами) наряду с вещественными предметами в «поле» межличностных взаимодействий. На его жизнедеятельность оказывают воздействие как природные и культурно-физические факторы, так и символические (часто воображаемые) формы. Разум человека не есть нечто противоположное эмоциям, некий исчисляющий рассудок (–, +), все переводящий в количественные категории), но синтетическая способность человека «производить» новые образы, символы, овеществлять их на различных уровнях, в том числе и на материально вещественном (это может быть материальная культура или преобразование природной среды — парковое искусство). «Разум» (мышление) есть деятельность, в которой тесно переплетено рационально-аналитическое и интуитивное начала. В содержательном плане мышление как деятельность, направленная на понимание, есть сплав переживания чувственных образов и интеллектуального созерцания символов, то есть логико-аналитическое распредмечивание (опредмечивание) дополняется чувственным. Способность человека к мышлению тесно связана и является проявлением особенностей его социального (культурного) типа жизнедеятельности. Основными чертами специфически человеческого способа деятельности является: 1) универсальность; 2) опосредованный характер деятельности; 3) целеполагающая форма деятельности (от «мысли» к «действию»). Особо необходимо отметить, что целеполага-ние предполагает «вынесение-во-вне» в самых различных формах, что в свою очередь создает возможность обмена взаимодействиями («энергией»)20 . Очень наглядно процесс «энергетического» обмена (прежде всего в аспекте снятия эмоциональной асинхро-нии) показан на примере исцеляющих ритуалов в статье Катца «Принимая кипящую энергию» (она достаточно репрезентативно представлена в статье Э.Фрески и С.Кюльсар). Аналогичные процессы (в смысле изменения эмоциональ- См.: Белик А.П. Социальная форма движения. М., 1982. А.А.Белик. ИСС как область исследований 537 но-психологических состояний) происходят при коллективном восприятии различных форм искусства (наиболее наглядно это видно на рок-концертах). Вполне вероятно, что для осуществления коммуникации гармонизации (внутренней или внешней) человеку необходимо «вынести-во-вне» свою сущность в виде символов, образов, чтобы затем соединиться с ней через посредника — будь то шаман как посланник богов или рок-звезда как объект поклонения. Вероятно, что человеку, для того чтобы найти Себя, необходимо объективировать себя-во-вне в различных формах, а затем стремиться опять соединиться с «бытиём-брошенным-в-мир» и обрести целостность.
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001

Еще по теме ИСС — проблема интерпретации:

  1. Культурная интерпретация ИСС
  2. ИСС — проблема интегрального познания. Конструктивизм и интуиционизм
  3. ГЕРМЕНЕВТИКА КАК ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
  4. Норма, патология и ИСС
  5. В.М. Ветров Иркутский государственный педагогический университет, г. Иркутск, Россия ЛОЖЕЧКОВИДНАЯ ПОДВЕСКА ИЗ ИРКУТСКА. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТА И КУЛЬТУРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПРЕДМЕТОВ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
  6. Место исследований ИСС в психологической антропологии
  7. Культурно структурированные ИСС
  8. Белил Андрей Александрович ИСС и психотерапия как психобиологическое воздействие
  9. Значение образа (символа) в регуляции поведенческих стереотипов и внутриорганических процессов. ИСС и психология искусства
  10. Интерпретация в учениях о культуре
  11. Особенности интерпретаций
  12. Интерпретация модели
  13. Джеймисон Ф.. Марксизм и интерпретация культуры, 2014
  14. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
  15. § 3. Интерпретация терминов
  16. 6.3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕШЕНИЯ
  17. Роль активированных знаний в интерпретации событий
  18. 3. ЭВРИСТИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
  19. Интерпретация как метод философствования
  20. Интерпретация и ценности в социальном познании. М. Вебер