<<
>>

История формирования научных принципов и развития антропологических исследований


Как наука со своими специфическими методами исследования антропология выделилась в конце XIX — начале XX в. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой древности.


Таблица 1

Антропология

Культурная антропология

Физическая антропология
Этнология Лингвистическая антропология Социальная антропология и философская антропология Психологическая антропология Морфология — изучает физическую организацию современного человека, закономерности изменчивости организма человека во времени и пространстве, а также вариации отдельных его частей Антропогенез — сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека Расоведение — изучает историю возникновения расовых типов, распространение их по территории Земли, историю формирования рас, причины расообразова- ния и закономерности изменений и расовых типов
Направление исследований:
естественно-историческое (связь культуры с природой)
Символикоинтерпретативное (изучает смысловые и символические связи в культуре и межкуль- турном взаимодействии) Социальное (связи культуры и социальной организации) Психологическое (национально-психологические особенности людей, становление психики, психосоматического единства организма человека) Соматология изучает изменчивость тела человека в целом;
мерология изучает изменчивость отдельных органов
Выделяют эволюцию человека — изменение его морфофункциональных показателей от начальной стадии к современному человеку и социогенез — историю становления человеческого общества Этническая антропология — изучает антропологический состав народов мира и проблемы этногенеза

1.2. История развития антропологических исследований

т
Окончание табл. 1
Антропология
Физическая антропология
Культурная антропология
Глава 1. Предмет, содержание и история развития антропологмм
Возвратная антропология (ауксоло- гия) — прослеживает динамику физического развития человека от рождения до старости
Историческая антропология использует данные, полученные всеми разделами науки для исторических реконструкций
Особенно богатый материал для этого раздела дает палеоантропология, изучающая ископаемые останки людей и древних захоронений (краниология — изучение древнего населения по ископаемым черепам; остеология — изучение костной системы ископаемых людей; палеодемография — реконструирует демографические процессы в древних обществах)

Расовые особенности запечатлены в древней скульптуре, в наскальной живописи. Так, французский археолог Л. Лот, открывший многочисленные наскальные рисунки в некоторых районах Сахары, отмечает, что антропоморфные изображения, пришедшие на смену рисункам животных, настолько четки, что позволяют определить антропологический тип изображенных людей.
По этим рисункам он выделил в скотоводческом населении массива Тассиль конца 3-го — начала 2-го тыс. до н.э. представителей трех рас — негрской, эфиопской и европеоидной.
В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийноматериалистическое объяснение процессов расообразования и даже есть указание о прародине человека.
Согласно этим представлениям, на Земле в горных районах Джамбудвипы (местность, лежащая между Индостаном и Юго- Восточной Азией) появились крупные обезьяны. Их потомки в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и открытые местности по берегам рек. Те, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чернокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-запад — светлокожие (европеоиды). Оставшиеся в горах крупные обезьяны в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами.
В период разложения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческих государств потребности практической жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенствование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из области анатомии.
Большую роль в развитии биологии, медицины и естествознания сыграли работы древнегреческих ученых. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений.
Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела
природы. Анаксимандр утверждал, что человек произошел от животных особого вида, так как большинство животных вскоре после рождения могут питаться сами. Лишь человек нуждается в длительном вскармливании, из-за чего не мог бы выжить в начале мироздания.
В сочинениях Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О душе» человек рассматривается как часть природы, существо, имеющее сходство с различными животными по ряду признаков. Он предложил первую классификацию животного мира, определив место человека в природе. Аристотель разделил известных ему животных на два класса: бескровных и «с кровью». Среди последних был выделен особый ряд «высших животных — живородящих четвероногих, покрытых волосами и дышащих легкими», соответствующий по современной классификации млекопитающим. Причислив к этому ряду и человека, Аристотель считал выделенные им классы не изолированными друг от друга, а соединенными плавными переходами от низкоорганизованных существ к более высокоорганизованным. Ставя в своей классификации человека рядом с животным, Аристотель подчеркивал и различия между ними, наиболее важным из которых, по его мнению, является социальность человека. Аристотеля по праву можно назвать основателем сравнительной анатомии. Ему принадлежит идея о «лестнице существ», т.е. ряде постепенного повышения их организации.
Из древнеримских мыслителей следует упомянуть Марка Варрона, который в сочинении «О природе» высказал мысль о естественном происхождении человека.
Поэт-натурфилософ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» развил материалистические идеи о происхождении мира и человека, нарисовал картину эволюции культуры от первобытной дикости до современной ему цивилизации.
Во II в. н.э. древнеримский врач Гален на основании вскрытия трупов животных, в том числе обезьян, изложил в анатомических трактатах принципиально новые для своего времени мысли. В произведениях «Об анатомических отправлениях» и «О частях человеческого тела» он указал на взаимосвязь между строением органа и его функцией, между биологическими особенностями и образом жизни животных. Его работами завершились научные достижения античного мира.

В эпоху Средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала религия. Библейская легенда о сотворении мира и человека прочно укоренилась в сознании людей, а в науке она трансформировалась в концепцию креационизма (от лат. creator — творец), стремившуюся согласовать науку с догматами религии. Даже в XVIII в. выдающийся естествоиспытатель Карл Линней считал человека венцом божественного творения, несмотря на то что в созданной им научной классификации растительного и животного мира, которая используется и в настоящее время, человек поставлен рядом с обезьяной.
Эпоха Возрождения характеризуется крупными достижениями во всех науках. Значительный вклад в естествознание, в частности медицину, внес Леонардо да Винчи. Он первый произвел с натуры зарисовки мускулатуры и костей человека, описал сосуды и внутренние органы плода на стадии внутриутробного развития.
Везалий вошел в историю науки как реформатор анатомии. Он дал глубокое описание опорно-двигательного аппарата и других систем человеческого организма.
В 1600 г. появились первые исследования А. Шпейгеля по краниологии. В этот период изучается анатомия высших и низших обезьян.
Путешествия и географические открытия сыграли большую роль в развитии знаний о расах. Марко Поло открыл для европейцев культуру азиатских стран, в том числе Китая. Путешествия и открытия Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана не только расширили знания в области культуры народов мира, но и дали представление о типах экваториальной расы, о флоре и фауне Америки и Африки.
Французский путешественник Ф. Бернье в 1684 г. опубликовал первую классификацию человеческих рас. Он выделил четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды и лапоноиды. В последующие годы интерес к проблеме рас и физического облика настолько возрос, что в 1799 г. в Париже было организовано Общество по наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучение расовых особенностей человека при помощи описательных методов. Была разработана инструкция с реко

мендациями, на что обращать внимание при описании населения разных стран. Все это способствовало оформлению науки о человеке.
Значительный вклад в развитие антропологических знаний внес Жорж Бюффон. В «Естественной истории» (т. 1—36, 1749—1788) он описал различия в физическом типе человека, детерминированные, по его мнению, климатом и условиями быта. Складывалось материалистическое понимание биологического разнообразия, формировался эволюционный принцип в изучении животных и человека.
Ж. Ламарк в работе «Философия зоологии» (1809) высказал идею о происхождении одних видов животных от других и обосновал принцип историзма в биологии.
В 1868 г. немецкий ученый Эрнст Геккель сформулировал «биогенетический закон», согласно которому индивидуальное развитие человека (онтогенез) повторяет этапы исторического развития живых организмов на Земле (филогенез). Из биогенетического закона вытекало, что по зародышевому развитию (эмбриогенез) организма можно восстановить историю его вида. Например, процесс дробления на первых стадиях эмбриогенеза напоминает процесс развития многоклеточных животных (про- тозойская эра). В возрасте нескольких недель зародыши человека и других млекопитающих обнаруживают черты сходства с рыбами: по бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды, кровеносная система сходна с таковой у рыб, похожа форма тела, есть хвост.
От древних амфибий человек унаследовал часть мигательной перепонки в виде полулунной складки, или слезного мясца, во внутреннем углу глаза. Этой складке соответствует хорошо развитая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц мигательная перепонка, имеющаяся и у некоторых рыб.
У 6-недельного зародыша человека формируются зачатки нескольких пар молочных желез, на лице и по всему телу первичный волосяной покров (лануго). К моменту рождения он сменяется вторичным. Характер распределения волос на теле плода человека в известной степени повторяет расположение чешуй на кожном покрове древних рептилий — предков млекопитающих.

Сущность биогенетического закона в дальнейшем подтвердилась.
В формирование эволюционных взглядов большой вклад внесли геология и палеонтология. Остатки различных видов растений и животных свидетельствуют о постепенном приспособлении их строения к менявшейся среде или о вымирании.
Стройная эволюционная теория впервые была сформулирована Чарлзом Дарвином в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). На большом фактическом материале он доказал, что все существующие растения и животные произошли от более простых организмов путем постепенных изменений, накапливавшихся в последующих поколениях. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор — выживание наиболее приспособленных особей. Материалом для естественного отбора служит изменчивость организмов, а наследственность закрепляет в потомстве полезные приспособительные свойства.
Эволюционные взгляды Ч. Дарвина поддерживал и развивал английский ученый Т. Гекели, который на основании данных сравнительной анатомии и эмбриологии в книге «О положении человека в природе» (1863) показал, что антропоморфные обезьяны по многим признакам ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель установил существование в далеком эволюционном прошлом человека промежуточного звена, которому дал название «питекантроп» — обезьяночеловек.
В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871) на основании синтеза данных сравнительной анатомии, эмбриологии, психологии и других естественных наук Ч. Дарвин доказал, что человек — существо, наделенное разумом и речью, — произошел в результате длительной эволюции живых существ на Земле.
Роль социального фактора, определяющего появление человеческих качеств, впервые была раскрыта Фридрихом Энгельсом в произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). Труд, по его мнению, есть «первое основное условие человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал человека». Первоначальный толчок к появлению у высокоразвитых обезьян не
обходимости трудиться был дан изменившимися условиями среды. Исчезновение лесов и уменьшение количества растительной пищи способствовали тому, что высокоразвитые обезьяноподобные существа стали коллективно охотиться на крупных животных и создавать запасы пищи. Такое изменение пищевого рациона и поведения и сопровождалось функциональной и морфологической перестройкой определенных частей организма.
В России систематизация знаний о строении человеческого тела началась в эпоху Петра I, когда была приобретена коллекция голландского анатома Рюйша и основана кунсткамера. В журнале «Академические известия», издававшемся в 1770-х гг. в Петербурге, публиковали свои работы анатомы А. П. Протасов,
С.Г. Забелин, А.М. Шумлянский. Позже Н.И. Новиков основал в Москве «Магазин натуральной истории, физики и химии, или Новое собрание материй, принадлежащих сим трем наукам». На страницах этого журнала публиковались труды К. Линнея, статьи о физических особенностях и быте разных народов Земли, по анатомии, физиологии, эмбриологии человека.
Русские ученые и философы поддержали и развили эволюционное учение. Материалистические взгляды на природу и человека разделяли русские мыслители А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский.
Важные для утверждения эволюционного учения факты были получены русскими учеными — К. М. Бэром, И.М. Сеченовым, К.М. Рулье, Н.А. Северцовым и др. К.М. Бэр разработал принципы сравнительной эмбриологии. Он впервые проследил развитие зародыша на всех стадиях, обосновал учение о зародышевых листках и распространил его на всех позвоночных животных.
В работе И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866) уточнены выводы немецких ученых И. Мюллера, Э. Дюбуа- Реймона, М. Ферворна о процессах возбуждения и торможения в нервной деятельности животных, тем самым заложены основы материалистического понимания психической деятельности.
Однако механизм эволюционного процесса был раскрыт лишь во второй половине XX в. благодаря достижениям генетики, установившей основу наследственности и закономерности ее изменчивости.

Параллельно с формированием эволюционной теории разрабатывались методы изучения расовых особенностей людей и расовых классификаций. Закладывались основы расоведения.
В середине XVIII в. датский анатом П. Кампер разработал краниометрическую (от греч. kranion — череп) методику, предложив при измерении черепа устанавливать его в плоскости, проходящей через середину слуховых отверстий и нижний край грушевидного (носового) отверстия. Он ввел понятие индексов, т.е. соотношения размеров.
В 17|5 г. немецкий анатом И.Ф. Блуменбах в книге «Естественные варианты человеческого рода» попытался классифицировать расы человека на основании описательных характеристик.
В 1842 г. появляется работа шведского анатома А. Ретциуса о форме головы у населения Северной Европы. На основании измерений он разделил людей на:
  • брахикефалов (от греч. brachys — короткий, kephale — голова);
  • долихокефалов (от греч. dolichos — длинный), с прямым вертикальным профилем лица (ортогнатные) и с выступающим челюстным отделом (прогнатные). А. Ретциус показал, что расовые различия можно выразить данными точных измерений.

Более совершенная краниометрическая методика французского исследователя П. Брока изложена в его «Антропологических инструкциях» (1864).
Немецкий ученый Р. Вирхов предложил свою методику и программу исследований. Однако использование исследователями разных схем и методик затрудняло сопоставление результатов измерений.
Для выработки единых принципов измерений по инициативе К.М. Бэра, разрабатывавшего методику антропологических исследований в России, в 1861 г. в Гёттингене был созван съезд антропологов. Унификация краниометрической методики была закреплена Франкфуртским соглашением (1882), утвердившим единую горизонтальную плоскость для ряда линейных и угловых измерений.
Уточнение методик и накопление фактических данных предопределило объединение антропологических сил в научных обществах и учреждениях. В 1822 г. при Британском обществе анатомов была организована секция антропологии.

В 1839 г. в Парижское этнологическое общество объединились этнографы, археологи, лингвисты, антропологи.
В 1850 г. при Музее естественной истории в Париже образовалась кафедра антропологии, которую возглавил известный анатом Р. Топинар. Здесь же в 1859 г. по инициативе П. Брока было создано антропологическое общество. Антропологические общества возникли в Лондоне (1863), Германии (1869), Италии (1870), Польше (1874).
Антропологический отдел при обществе любителей естествознания в Москве был организован в 1864 г., в 1888 г. учреждено Русское антропологическое общество при Петербургском университете, в 1893 г. — при Военно-медицинской академии во главе с А.И. Таренецким.
Сведения о физическом типе людей, заселявших просторы России, начали накапливаться со времен Геродота, описавшего их. В 1737 г. В.Н. Татищев разработал, а позднее Г.Ф. Миллер уточнил анкету-инструкцию для сбора сведений по географии, истории, быту, физическому типу населения (всего 198 вопросов). Ее использовали при работе Великой северной экспедиции (1733—1743) исследователь Камчатки С.И Крашенинников, участники академических экспедиций под руководством П.П. Пал- ласа. В книге И. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» (1799) обобщены собранные в этих экспедициях этнографические, антропологические и другие материалы, в том числе по населению территорий, входящих в состав современной Беларуси.
Деятельность Карла Максимовича Бэра положила начало подлинной истории антропологии в России. Это был крупнейший натуралист XIX в., основоположник современной эмбриологии, оказавший существенное влияние на дальнейшее развитие ряда дисциплин: антропологии, этнографии, археологии. Его лекции по антропологии, работа «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822—1824) популяризировали представления об антропологической науке. К.М. Бэр был первым исследователем древнего населения в России. Он собрал, систематизировал и изучил краниологические коллекции (серии черепов) различных племен и народов России. При группировке краниологических серий использовал расово-географический принцип, считая определяющим фактором в расообразовании.

В гипотезе о расовой дифференциации К.М. Бэр предположил существование двух антропологических типов населения Новой Гвинеи: на западе — относящийся к австралийской расе (собственно папуасы), а во внутренних районах — сходный с негроидной расой Африки (альфуры). Экспедиции на остров, осуществленные в 1871—1872 и 1876—1877 гг. Н.Н. Миклухо- Маклаем, доказали правильность гипотезы К. М. Бэра, хотя вопрос о происхождении этих двух типов и степени их родства остается дискуссионным и сейчас.
Новый этап в развитии русской антропологии связан с деятельностью Анатолия Петровича Богданова. По его инициативе был создан антропологический отдел при Обществе любителей естествознания Московского университета для координации научных исследований в России, с целью же популяризации достижений новой науки в 1867 г. была открыта этнографическая выставка, где экспонировались и антропологические материалы. К 1879 г. была организована первая в России антропологическая выставка. Экспонаты выставок послужили основой для создания этнографического и антропологического музеев.
А.П. Богданов первым высказал мысль об антропологической разнородности любого этноса.
Дмитрий Николаевич Анучин является основоположником академических курсов географии, археологии, этнографии, антропологии — благодаря его деятельности эти дисциплины заняли прочное место в университетском образовании, послужили основой для развития специальных исследований.
Д.Н. Анучин способствовал выходу в 1900 г. «Русского антропологического журнала», организовал и возглавил в 1919 г. кафедру антропологии, а в 1922 г. — научно-исследовательский Институт антропологии при Московском государственном университете, был первым преподавателем антропологии.
В дореволюционный период антропологические исследования осуществлялись биологами, врачами, историками, археологами и в других городах России. Систематически проводились собрания и съезды, издавались научные труды.
После Октябрьской революции в середине 1920-х гг. два антропологических общества в Ленинграде объединились в Медикоантропологическое общество во главе с С.И. Руденко и В.Н. Тон- ковым. Антропологические исследования -вел И€Ь; также о?5щест-
2 Зак. 3133

вом естествоиспытателей при Казанском университете. Его организаторами были П.Ф. Лесгафт, Н.М. Малиев, С.М. Чугунов. Общество ставило своей задачей изучение быта и антропологических особенностей населения Поволжья, Прикамья и других областей России.
В 1950 г. в Институте этнографии АН СССР выделена лаборатория пластической реконструкции во главе с М. М. Герасимовым. Он разработал методику реконструкции и создал галерею скульптурных портретов.
В 60-х гг. XX в. благодаря новейшим достижениям физиологии, биохимии, генетики укрепляется связь антропологии с теоретической и практической медициной и генетикой. Осуществляются исследования в области антропогенетики и генетики популяций (В.В. Бунак, Ю.Г. Рычков, В.П. Алексеев, А.Р. Гад- жиев). Расширяется программа антропологических исследований за счет включения таких направлений, как одонтология (А.А. Зубов, Н.И. Халдеева и др.), дерматоглифика (Т.Д. Гладкова, Г.Л. Хить и др.), групповые факторы крови и обмен веществ (Т.И. Алексеева, О.М. Павловский, В.П. Волков-Дуб- ровин, И.В. Перевозчиков, Е.З. Година, JI.K. Гудкова и др.). На VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук было отмечено выделение нового раздела о человеке — физиологической антропологии, изучающей обменные процессы, физиологические показатели и различные функциональные признаки на популяционном уровне в связи с приспособительной изменчивостью или процессами адаптации.
В 1971 г. ЮНЕСКО была принята новая Международная программа «Человек и биосфера» (The Man and Biosphere Programm).
Один из проектов этой программы посвящен человеку и получил название «Взаимодействие между изменениями окружающей среды и адаптивной, демографической и генетической структурой популяций».
Комплексные междисциплинарные исследования, проводимые в рамках этих программ, послужили основой и стимулом для выделения экологии человека. В Советском Союзе работы по экологии человека велись в двух направлениях — популяционно-биологическом (Т.И. Алексеева, 1977, 1986) и меди- ко-гигиеническом (В.П. Казначеев, 1980, 1983). Б.Б. Прохоров осветил демографический аспект экологии человека (1998).
<< | >>
Источник: Л. Тегако, Е. Кметинский. Антропология: учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — М. : Новое знание. — 400 с.. 2008

Еще по теме История формирования научных принципов и развития антропологических исследований:

  1. БУДУЩЕЕ HOMO SAPIENS В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗВИТИЯ ВЫСОКИХ НАУЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Мороз А.Я.
  2. 1.1. Методологические принципы организации научного исследования
  3. Развитие науки в период формирования постнеклассической научной картины мира
  4. Развитие науки в период формирования классической научной картина мира
  5. Развитие науки в период формирования неклассической научной картины мира
  6. Глава VI Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
  7. Исходный антропологический принцип.
  8. § 8.1.2. Организация и принципы регулирования научной (научно-технической) деятельности
  9. 2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП (ФЕЙЕРБАХ)
  10. Антропологический принцип в КОНЦЕПЦИИ С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева Н. А. Логинова (Санкт-Петербург)
  11. В.А. Садовничий. О научных исследованиях и научных школах. Евразийское пространство, 2010
  12. Методы научного исследования, формы научного знания
  13. Номеровская Анна Дмитриевна. Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе, 2015
  14. АА.Никишенков ЭДВАРД Э.ЭВАНС-ПРИЧАРД В ИСТОРИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ