<<
>>

Жертвы и символы

Традиционный текст хотел бы оградить человека от этих опасностей, он постоянно напоминает: приносите правильные жертвы, следите за своей материальной природой, делайте физические упражнения, поглощайте хорошую пищу и т.
д. В шлоке 17.8. "Бхагаватгиты" такая пища названа продукта ми, увеличивающими жизнь, добро, силу, здоровье, счастье, радость9. У нас, причем не только у нас, а во всей реальности современной жизни такой пищи практически не осталось. Согласно "Гите" и другим традиционным текстам всю еду необходимо готовить непосредственно перед трапезой, и, конечно, ни о каких консервах или продуктах долговременного хранения не может быть и речи (см., например, шлоку 17.10). То же самое может быть отнесено и к нашим жертвам, и к нашим дарам. Мы стали говорить сейчас, правда, пока не очень уверенно, что мавзолей с покойником, куда люди приходят на поклонение, выглядит как-то нецивилизованно. Практически по этому поводу в "Гите" сказано: саттвики, т. е. те, в ком преобладают знание, благородство, порядок, жертвуют богам. Духам и демонам — якшасам и ракшасам — жертвуют те, в ком преобладает гуна раджаса. Самые темные люди, т. е. те, в ком преобладает гуна тамаса, поклоняются покойникам — бхутам и претам, т. е. как бы "живым" мертвецам, мертвецам, которым создали иллюзию жизни. Насельник мавзолея на Красной площади подходит к этой категории "живого" мертвеца. "Ленин и теперь живее всех живых" — эта фраза кодировала наше поклонение "живому" мертвецу, и многие поколения советских людей по существу выросли с ней. Парадоксально, но самое "передовое" учение — марксизм-ленинизм — сделало нас символически даже не язычниками, не огнепоклонниками, а людьми, по традиционной мерке находящимися в самом низу социальной культуры. Современные комментаторы "Гиты" говорят, что в Индии есть люди, которые поклоняются покойникам, но живут они в самых отдаленных деревнях, лесных районах и являются самыми неграмотными и забитыми. Если мы посмотрим классификацию даров, намеченную в "Бхагавадгите", то с удивлением обнаружим, что и здесь мы === 153 === часто находимся на нижней ступени нравственной иерархии жертвователей. "Гита" говорит, что дар, подношение или милостыня, поданные в ненадлежащем месте, в неправильное время, недостойному человеку или без должного уважения также относятся к проявлению низшего, тамасного начала (17.22). Все в дарах, в жертвах, в пище, в тапасе, т. е. в аскезе, что относится к этому началу, не может принести никакой пользы, все это — "асат", неправда, нереальность, неблаго. Согласитесь, что если бы мы приносили философии наши интеллектуальные дары и жертвы без надлежащего уважения, у нас бы ничего не получилось. Если бы вы громко разговаривали, демонстративно не слушали, а я бы даже ничего не говорил, но думал про себя: "вот идиоты", наверное, никакого общения у нас бы не вышло. Потому что всякое общение, тем более такое тонкое, как философское, предполагает, как я уже говорил, интеллектуальное и духовное "перетекание" друг в друга; в обстановке ненадлежащности, неуважения, презрения, конечно, никакого духовного и интеллектуального обмена не может быть. Все мы часто делали что-то в виде одолжения, неохотно, с презрением, из чувства страха и, как правило, ничего хорошего из этого не получалось. Я хочу здесь обратить ваше внимание на мудрость традиционного текста.
Этот текст не говорит вам: не жертвуйте и не дарите ничего в ненадлежащем месте, без уважения, презрительно, не ешьте вчерашнюю пищу, не совершайте тапас, т. е. не напрягайте ваши духовные и умственные силы понапрасну. Восточная культура, рассчитанная на века, прекрасно понимает: человек будет суетиться, прогибаться, многое делать неправильно. Посредством своих текстов культура предупреждает: ничего путного из этого не выйдет. Не питайте ваших демонов, не жалуйте ваших идолов и живых покойников, не хольте ваши страсти, не кормите вашу лень, если вы хотите получить что-то хорошее, потому что все это не-суть, асат, всего этого нет в природе бытия. Вы мне можете возразить: вы слишком осовремениваете проблему. Все эти дары, аскезы, жертвы, все это "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой". В определенном === 154 === смысле это правильно. Мы рассуждаем о традиционной культуре на примере аутентичных текстов, т. е. на примерах "преданья старины глубокой". Однако при этом мы основываемся на посылке, известной в философии со времен Канта. И традиционный человек (Кант пишет: лесной человек), и современный человек могут быть объединены неким общим родовым понятием человека, добавим от себя, понятием человека культуры и текста. В это родовое понятие человека входят дело-карма, закон-дхарма, жертва-яджна, о которых выше мы упоминали как о маркировках традиции выживания. Конкретно о жертве применительно к современной жизни писал французский философ Андре Глюксман. В частности, он высказал такое соображение: президент современной ядерной державы, каким бы он ни был цивилизованным, должен, как и древний правитель, иметь волю принести огромную жертву, может быть, даже свою страну, свой народ и самого себя, если начнется война. Война, тем более ядерная, может и не начаться, т. е. жертва может и не понадобиться. Но правитель, самый цивилизованный и гуманный, обязан иметь достаточно харизмы, достаточно воли к власти, чтобы такую жертву суметь принести10. С другой стороны, и народ, выбирая своего правителя, даже в самой цивилизованной и гуманной стране должен знать, что он выбирает может быть и не деспота, но, во всяком случае, жреца жертвоприношения власти. И вместе со своим жрецом-президентом люди выбирают и сам этот процесс со своим строем, символами, ритуалами и плодами. Это наблюдение из современной политической жизни говорит нам о том, что чем большую власть и ответственность берет на себя общественный человек, тем больше в нем должно быть чувства необходимости принесения жертвы и законности жертвы. На примере традиционных текстов вы должны понимать: чем серьезнее и важнее ваше дело, тем серьезнее и важнее должна быть ваша жертва. Это в действительном смысле закон культурного космоса, закон упорядоченного в разумно-духовную целостность пространства. Верно и обратное положение: невозможно без жертвы войти в пространство закона, т. е. в пространство, упорядоченное определенным разумно-духовным образом. === 155 ===
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Жертвы и символы:

  1. «Родовспомогательная жертва» и «металлургическая жертва»
  2. Почва и жертва
  3. ЗАМЕТКИ О СМЫСЛЕ МИСТЕРИИ (ЖЕРТВА)
  4. Жертва радия
  5. Жертвы Пинкертона
  6. Вера жертвует Богу человеком.
  7. БЫТИЕ ЖЕРТВЫ В ПРАВОВОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ XIX-XX ВВ. Н.И. Гончарова
  8. Лекция 7. Абсурд и самоубийство: и жертвы и палачи
  9. ЛЮДИ НОВОГО ВРЕМЕНИ- ЖЕРТВЫ СОБСТВЕННОГО УСПЕХА
  10. Модуль 10.2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ПОРНОГРАФИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ БЕЗ ЖЕРТВ?
  11. Н.Н. Бонцевич «МЫ ВСЕ БЫЛИ ЖЕРТВАМИ»: ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ПОСЛЕВОЕННОЙ АМЕРИКЕ
  12. Обращение к символам