<<
>>

Как сделать долг благом? Проблема итога и личного спасения в индусскомтексте

С того момента, как Аристотель говорил это, ситуация не изменилась или, может быть, изменилась в худшую сторону. Если во времена Аристотеля или, будем говорить, во все более или менее благополучные времена люди не совершают дурного, опасаясь возмездия, то в неблагополучные времена люди совершают дурные поступки, не опасаясь возмездия.
Почему традиционный человек совершал этические поступки? Почему он не бросал своего дела, выполнял свой долг и выполнение своего долга почитал благом, т. е. был доволен своей судьбой, своим местом в мире? Потому что выполнение своего долга означало не только спасение итога всех общественных дел, но прежде всего личное спасение в рамках системы возмездия и воздаяния, неумолимо распространявшихся и на человеческие, общественные отношения, и на отношения природные, космические. Все живое, и в особенности человек, должно было в максимальной степени спасти себя от закона кармы, подводящего итог всех дел в мире. В соответствии с этим законом, если говорить очень коротко, все действия оценивались в некотором запредельном пространстве мироустроения, и в зависимости от состояния и качества кармы, т. е. этической энергии поступков, душе в последующих рождениях отводилось низшее или высшее место во всеобщей иерархии живого от, допустим, муравья до брахмана. Эта экзотическая и вместе с тем простая схема поддержания социальной справедливости отвечала и продолжает отвечать духовным запросам подавляющего большинства индусов. Согласно индуистской этике карма является неизменным, вечным результатом или, как говорит "Гита", плодом действия. "Мокша-дхарма" приводит такую понимающую метафору кармы: "Как среди тысяч коров находит свою мать теленок, так следом за совершившим идет ранее совершенный поступок" ("Мокша-дхарма", 181.3). Причем неизменность и неизбежность результата не ограничивались прошлым или моментом свершения. Поступок выполняется совершенным, утверждают и упанишады (например, "Катха-упанишада", 2.19, "Мокша-дхарма", 224.10-14.16, и "Бхагавадгита", 11.32-34). === 142 === Из этого положения вытекает такое следствие: человек должен совершать действия согласно своей внутренней, "гунной" природе, не заботясь о результатах этих действий, о плодах затраченных усилий. В этом случае отрицательной энергии поступков накопится как можно меньше, а соответственно положительной кармы — как можно больше, и в следующем материальном воплощении душа-дживатма получит более высокое рождение. Главное заключается в том, что совершая действия, предписанные варнашрама-дхарма, т. е. законом сословного и возрастного долга, человек должен внутренне отказаться от привязанности к результату или плоду своего поступка. Тогда он будет почитать свой долг за благо, будет всегда удовлетворен своим положением в мире и будет чувствовать себя независимым человеком. Так можно истолковать смысл шлоки 4.20: что в переводе значит: "Отбросив привязанности к плоду действия, всегда довольный, независимый, даже занятый делом, он ничего не делает", т. е. не обременяет свою душу отрицательными последствиями поступков и, следовательно, готовит ее к другому, более благодатному рождению. Характерно, что даже если человек совершил ошибки на пути нравственного совершенствования, не достиг успеха в йоге (6.37), он не разрушает накопленной положительной кармы. Правильно совершенные действия даже для души, введенной в заблуждение, "сбившейся на пути к брахману" (6.38), позволяют ей после смерти провести несчетные годы в мирах благой кармы и родиться после этого в счастливом и уважаемом доме (6.41) или даже снискать самое трудное в мире рождение в семье мудрых йогинов (6.42). Что такое миры благой кармы? Это, как учат нас тексты, миры праведников, правильно исполнявших священные обычаи и особенно совершавших правильные жертвоприношения. Шанкара, например, подчеркивает, что это миры тех, кто совершает ашвамедху, т. е. главное ведическое жертвоприношение. === 143 === По поводу этих миров читаем в "Мокша-дхарме": "На северном склоне Гималаев чистый, прекрасный, кроткий, желанный есть мир, именуемый потусторонним. Здесь пребывают безгрешные, незапятнанные люди" ("Мокша-дхарма", 192.8—9). Как люди становятся "незапятнанными"? Вспомним перевод B.C. Семенцовым шлоки 18.47: "Естества исполняя законы, человек себя не пятнает". Человек себя не пятнает (в оригинале "не получает вины") тогда, когда он выполняет предписанную законом карму. Важно подчеркнуть, что благая карма, позволяющая после смерти достичь миров праведников, а потом получить праведное рождение, подразумевает выполнение священных обычаев, жертвенных действий, ритуалов. Индуистская традиция особенно обращает внимание на то, что благая карма, т. е. своего рода положительный "движитель" души в посмертном воплощении, обеспечивающий рождение в брахманской или кшатрийской семье, приобретается в результате правильно выполненного жертвоприношения.
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Как сделать долг благом? Проблема итога и личного спасения в индусскомтексте:

  1. 7. Освобождение от противоположностей как путь спасения
  2. § 3. Творчество как залог человеческого спасения. Антроподицея
  3. Как сделать материал «проходным»
  4. Как сделать больше за меньшее время
  5. Как сделать текст более доступным?
  6. Глава 1. О благом поведении на кораблях
  7. РАЗДЕЛ 0. У БАРБОСА ЕСТЬ ВОПРОСЫ. Как из частных выгод сделать общественное благосостояние?
  8. 5. Сделайте фотографию как можно более крупной и не допускайте, чтобы другие иллюстрации забивали ее.
  9. Бет Новек. Wiki-правительство: Как технологии могут сделать власть лучше. демократию — сильнее, а граждан — влиятельнее, 2012
  10. 7. ДОЛГ
  11. 1.4.6. Проблема вины как ключевая проблема философской антропологии: Сопоставительный анализ