<<
>>

4. Когнитивная антропология

Когнитивная антропология (Гуденаср, Ф. Лаунсбери, Х. Конхлин, С. Брунер и др.) – занимается выявлением и сравнением «когнитивных категорий» в разных культурах. Это направление возникло в середине 50-х гг.
в США в рамках развития методов формального семантического анализа. Окончательно сформировалось в середине 60-х гг. В основе когнитивной антропологии лежит представление о культуре как системе символов, как специфически человеческом способе познания, организации и ментального структурирования окружающей действительности. В языке, по мнению сторонников когнитивной антропологии, заключены все когнитивные категории, лежащие в основе человеческого мышления и составляющие суть культуры. Эти категории не присущи имманентно человеческому мышлению; Они воспринимаются человеком в процессе инкультурации. Главным объектом, на который направлена исследовательская деятельность когнитивной антропологии, являются разнообразные классификационные и таксономические системы, функционирующие в культурах.

Идеи когнитивизма, акцентируют значимость познавательных процессов в культуре. Он стал альтернативой и основанием для пересмотра ранее представленного объяснения сходств культурных проявлений в обществе наличием у всех его членов единой базовой личностной структуры и системы мотивации. Когнитивисты исходят из того, что общей для людей является способность к переработке информации, выражающаяся в когнитивной функции. Эта функция обеспечивает регуляцию отношений индивида с окружением через селективность восприятия, научение, пользование языком и другими формами символической коммуникации, а так же за счет их изменения под влиянием интуитивных и креативных импульсов. Она обусловливает когнитивную организацию, упорядочивание представлений индивида о самом себе и окружении. Такие понятия, введённые американскими учёными, как «образ тела» П. Шилдера, «Роль», «Я», «Другой», «Генерализованный другой» Д.Г.

Мида, «Среда поведения» А. Холлуэлла, «Картина мира» Р. Рэдфилда, «План» Д. Миллера и др., обозначают результаты такой организации. Речь идёт о том, что каждый индивид в каждый момент времени располагает определённым интегральным продуктом опыта своих отношений с окружением – образом, когнитивной моделью, упорядочивающими сложную совокупность его разнокачественных представлений о внешнем мире и о себе. Считается что такое образование имеет три измерения: оценочное (цели, ценности), дескриптивное (объекты, «я»), инструментальные (планы, способы, техника действий). Оно используется индивидом как более или менее истинная репрезентация действенных характеристик «реального» мира и служит основанием для ориентации, выборов, решений «в пространстве» предполагаемой активности. Совершенно очевидно, что неоднородность индивидуальных перцептуальных опытов обусловливает различие подобных образований.

С этой точки зрения, культурная активность людей отнюдь не управляется общими для них системами мотивации. Считается, что образы окружения у людей не одинаковы, а когнитивная однородность, не является необходимым условием совместной жизни и деятельности людей. Более того, принимается допущение о том, что различия в представлениях о мире и определённая степень взаимонепонимания служат поддержанию культурного порядка. С одной стороны, расхождения представлений и непонимания в ситуациях социальной коммуникации побуждают людей к поиску нужной информации. С другой стороны, наличие культурных стереотипов освобождает индивидов в ситуациях их использования от необходимости понимать мотивации друг друга.

В этих рамках культура определяется как феномен социальной жизни, позволяющей организовать присущее ей мотивационное и когнитивное разнообразие. Соответственно она рассматривается не как независимая от индивидов суперсистема, но как постоянно осуществляемый ими процесс организации представлений и поведения, планов действий и взаимодействий, обменов информацией, облегчающий упорядочение социальной жизни.

Таким образом, культурное многообразие, которое считается здесь естественным и необходимым объясняется универсальной потребностью людей упорядочивать свои представления об окружении и на их основе строить предсказуемые процессы взаимодействия. Вопросы для самоконтроля

1. Что такое когнитивная антропология?

2. Назовите представителей когнитивной антропологии. Литература

1. Культурология. XX век. Т. 1. – Спб, 1998.

2. Орлова Э.А. введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

3. Культурология / Под ред. Н.Г. Богдасарьяна. М., 1998.

4. Культурология. СПб, 2001.

<< | >>
Источник: Сост. А.Д. Похилько. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (конспект лекций). 2004

Еще по теме 4. Когнитивная антропология:

  1. Литература 1.
  2. Общая структура исследований психологической антропологии. Теоретические ориентации и методы анализа
  3. Психологическая антропология в конце XX века
  4. Литература
  5. § 8. Школы и направления европейской и американской этнографии конца XIX — середины XX в.
  6. Раздел 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭТНОЛОГИИ (ЭТНОГРАФИИ)
  7. Идеологический груз прошлого.
  8. Многообразие когнитивных практик и принципы их возможного синтеза
  9. Г ерменевтика как одна из ведущих когнитивных практик
  10. Телесность человека познающего как основание доверия ему
  11. ФОРМА И ПАТТЕРН В АНТРОПОЛОГИИ КОНТАКТ КУЛЬТУР И СХИЗМОГЕНЕЗ
  12. Когнитивная семантика Р. Джекендоффа
  13. Когнитивная революция
  14. § 1. Антропоцентризм современной научной парадигмы и когнитивная лингвистика
  15. 1. АНТРОПОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН