<<
>>

Кооперация самцов и самок в сообществах у современных африканских человекообразных обезьян и у предков человека

  Разнообразие типов иерархических структур у современного человека можно рассматривать как результат эволюционного развития социальных структур у ранних гоминин. Отдельные общие черты социального поведения последних представляется возможным реконструировать на основе данных по социоэкологии ныне живущих приматов.
Прежде всего, интерес в этом плане представляют наши ближайшие родственники — шимпанзе и бонобо. Последний обший предок человека и шимпанзе существовал в Африке примерно 7 миллионов лет назад. Разделение единого вида протошимпанзе на шимпанзе и бонобо произошло и вовсе «недавно» — примерно 2-3 млн. лет назад, й, поэтому, ни один из видов не является филогенетически близким человеку.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что социальные структуры ранних гоминин строились на принципах патрилокальности, родства между самцами и конкурентных альянсов между ними. Однако в отличие от этнографических обществ, родство между самцами должно было в этих случаях определяться по материнской линии, поскольку отец был неизвестен. Именно такая модель поведения типична для шимпанзе и бонобо. Вместе с тем, патрилокальность у человекообразных обезьян не всегда однозначно связана с доминированием мужского пола над женским. Например, у бонобо самки покидают родную группу, достигнув половой зрелости, но их статус в группе достаточно высок. Самки могут даже сообща доминировать над самцами при конкуренции за доступ к ограниченным пищевым ресурсам.
У шимпанзе связи между самками действительно менее прочные и дружественные, чем между самцами, и все же, они способны периодически организовывать устойчивые избирательные коалиции друг с другом. Например, по наблюдениям Ф. де Ваала, самки в колонии Арнемского зоопарка участвовали в выборе лидера группы и, порой, определяли социальное положение конкретного самца. В естественной среде обитания коалиции самок выражены менее отчетливо. Однако, когда в одном сообществе оказываются мать и взрослая дочь, кооперация самок принимает выраженные формы (подобные примеры описывает Дж. Гудолл в национальном парке Гомбе, Танзания). Такое случается в двух случаях: когда часть самок, достигнув зрелости, остается в родном сообществе, или когда в соседнее сообщество переходят мать и дочь.
Раньше принято было думать, что связи между самками в сообществах гоминин были слабыми. Дело в том, что, в отличие от низших узконосых обезьян (макак, мартышек, павианов), связи между самками вряд ли опирались на родственные отношения: и у шимпанзе, и у бонобо самки не формируют ма- трилиний и часто покидают родную группу, достигнув половой зрелости. В условиях патрилокальности какая-либо существенная роль самок в системе управления группой считалась маловероятной. С накоплением полевых материалов о социальных отношениях в сообществах бонобо, эта точка зрения постепенно пересматривается. У бонобо самки в целом обладают более высоким социальным статусом, чем у обыкновенного шимпанзе, и могут даже сообща объединяться против самцов, доминируя над ними. В этом плане их сообщества отчетливо матрицентричны.
Во многих человеческих обществах женщины явно продолжают следовать той же модели, и их связи друг с другом характеризуются исключительной стабильностью. В значительном числе традиционных обществ женщина, переходя в дом мужа, устанавливает тесные связи, включая совместную работу по дому и обязанности по выращиванию детей, с родственницами мужа. Замужняя женщина часто продолжает поддерживать тесные связи с родителями, сестрами и тетками. Связи мужчины с родственниками жены представляют важную социальную характеристику многих обществ охотн и ков-собирателей (например, бушменов).
По-видимому, роль самок в сообществах ранних гоминин была значимой, а их связи друг с другом хорошо развиты, однако, маловероятно, что самки принимали участие в межгрупповых конфликтах (если таковые имели место) или патрулировали границы своей территории наравне с самцами.
Таблица 15.1.Типы групповых отношений у африканских человекообразных
обезьян, современного человека и ранних гоминин.



Условные обозначения: 99* — тесные дружественные связи между самками
возможны при некоторых условиях: В — высокий; Н — низкий, Д — самцы
доминируют над самками; П — самцы подчиненные по отношению к
самцам; Д* — самцы и самки могут доминировать над противоположным
полом при определенных условиях; KA — конкурентные альянсы: ДП —
дружественные предпочтения; Н - отсутствуют; ? - невозможно предсказать.
(Дано по Butovskaya, 1999).
<< | >>
Источник: М. Л. Бутовская. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции.. 2004

Еще по теме Кооперация самцов и самок в сообществах у современных африканских человекообразных обезьян и у предков человека:

  1. Древнейшие предки человек
  2. Африканская комиссия по правам человека и народов ?
  3. § 3. Африканская хартия прав человека и прав народов
  4. Где можно найти дополнительные материалы по сексуальному здоровью и правам человека для ЛГБТ сообщества и секс-работников?
  5. Какие ключевые термины используются в сфере сексуального здоровья и прав человека для ЛГБТ сообщества и секс-работников?
  6. Часть 2 Богатство сообществ: культура, идентичность, компетенции. Современные эндогенные факторы социально-экономического развития городов и регионов России
  7. Какую работу проводит Институт «Открытое общество» в сфере сексуального здоровья и прав человека для ЛГБТ сообщества и секс-работников?
  8. А. Л. Журавлев1, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 412 с., 2009
  9. Предки (бесплотные бациму)
  10. СИМВОЛЫ В АФРИКАНСКОМ РИТУАЛЕ
  11. "Закон" происхождения крупных таксонов от малоспециализированных предков
  12. Глава 1 ЛЮДИ И ОБЕЗЬЯНЫ
  13. А. Л. Журавлев, М. И. Воловикава, Л. Г. Дикая, Ю. И. Александров. Психология человека в современном мире. Том 4. Субъектный подход в психологии: история и современное состояние. Личность профессионала в обществе современных технологий. Нейрофизиологические основы психики (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикава, Л. Г. Дикая, Ю. И. Александров.
  14. Кооперация и ее история.
  15. ЦВЕТОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ В АФРИКАНСКОМ РИТУАЛЕ
  16. § 8.2.2. Мотивы кооперации в условиях конкуренции
  17. Тема 2 РАЗДЕЛЕНИЕ И КООПЕРАЦИЯ ТРУДА
  18. I Славяне как этническая общность. Предки восточных славян