<<
>>

Красота: манипуляции с телом

  Культура формирует определенные вкусы, которые касаются стиля прически, наличию татуировок и рубцов на теле, формы черепа (искусственная деформация) и размеров женской ноги. Все эти признаки играют центральную роль в определении групповой принадлежности и обозначении социального статуса и кажутся представителям данной группы крайне привлекательными.
Однако представители другой культуры могут находить (и действительно находят) многие из этих черт неприятными и даже отталкивающими.
Важнейшим аспектом красоты в любой традиционной культуре является придание женщинам (равно как и мужчинам) этноспецифических черт с помощью татуировок и шра- мирования. Во многих культурах мира часть такого рода меток является опознавательными знаками принадлежности к конкретной культуре, возрастному и социальному статусу, а часть — строго индивидуальна и призвана делать внешность своею обладателя неотразимой. К примеру, в Индии и арабских странах традиционно принято наносить хной на кисти рук (преимущественно ладони) и стопы затейливый орнамент. Процедуры нанесения татуировок и рубцов — трудоемки, длительны и весьма болезненны. Порой татуировка и рубцевание является единственным различительным признаком соседних групп. Именно татуировка лица служила единственным отличием ма- тумбока от остальных манганджа, по описаниям Д. Ливингстона (Д. и Ч. Ливингстон, 1956, с.334-335): «Их отличительный признак состоит из четырех татуированных линий, которые расходятся в разные стороны от того места между бровями, где мускулы образуют бороздку. Другие линии татуировки, так #е, как и у всех манганджа, проходят длинным и рубцами, которые, перекрещиваясь друг с другом под определенными углами, образуют множество треугольных промежутков на груди, спине, руках, бедрах. Верхний слой кожи разрезается ножом, и края надреза оттягиваются в стороны, пока не появится новая кожа. Повторением этого приема образуются линии резких рубцов, о которых думают, что они придают красоту, не заботясь о том, как много боли причиняет эта мода». На создание подобных шедевров порой уходят годы. Тем не менее, отказаться от них никому и в голову не приходит, ибо это означало бы выглядеть белой вороной и нарушить сложившиеся веками традиции.
«Все туземцы,— пишет Д. Ливингстон о своем путешествии по Замбези, — татуированы с головы до ног, причем у различных племен различные рисунки, характерные для данного племени. Люди племени матубока, или атимбока, выдавливают на коже лиц маленькие бугорки, так что лица выглядят усыпанными бородавками и угрями. Молодые девушки выглядят хорошенькими до тех пор, пока это противное украшение не делает черты лица более грубыми и не старит их... Их прекрасные зубы вышербливаются или заостряются как у кошек» (Д. и Ч. Ливингстон, 1956, с. 250). Обычай рубцевания сохраняется во многих культурах до наших дней. У юго-восточных нуба (нубийцев), обитающих на юге Судана, рубцы в области лба и надбровных дуг, а также многочисленные рубцы на теле, образующие сложный орнамент делали женщин неотразимыми в глазах мужчин (рис. 11.5).
Любопытна в этой связи получившая широкое распространение в современном обществе мода на татуировку тела и пирсинг. Разноцветные татуировки можно наблюдать на теле известных кинозвезд, поп и рок музыкантов, спортсменов.
А колечком в пупке или сережкой в брови сейчас не удивишь ни строгого университетского преподавателя, ни школьного

Рис. 11.5. Женшины из племени нуба наносят на лицо и тело множественные рубцы в форме шипов и бородавок: а) рубцы на лице и б) рубцы на теле у девушек из племени нуба, южный Судан.
(Фото Лени Рифеншталь).


учителя в российской глубинке. Некоторые специалисты доп у скают, что такие манипуляции с телом являются компенсатор ной попыткой усиления собственной идентичности в унифи цированном до предела современном мире.
В современной западной культуре все большую значимое! в качестве атрибута внешней красоты приобретают ровные бе лые зубы. Мужчины и женшины тратят тысячи долларов, что бы избавиться от досадных огрехов — кариеса, неровного вы щербленного края, или восстановить идеальный зубной ряд помощью брекетов. Однако далеко не во всех культурах белы и ровные зубы признаются красивыми. Многие культуры ви дят в этом сходство с зубами животных и пытаются измени! их внешний вид путем различных манипуляций. Это, в перну! очередь, подпиливание или удаление передних зубов (нижнп резцов, верхних резцов, клыков), а также чернение зубов осе бым лаком (процедура широко распространенная в тралит онной японской, китайской и индонезийской культурах, а та же в других культурах Южной и Юго-Восточной Азии).
Втрадиционной Японии, когда девочке исполнялось 12лет, ей начинали регулярно чернить зубы сажей. В Индонезии и ряде других стран Южной и Юго-Восточной Азии женщинам не только чернили, но и подпиливали зубы. Древние майя подпиливали зубы, придавая им форму зубцов. Во многих культурах мира непременным атрибутом инициации (мужской и женской) является выбивание зубов (чаще всего это нижние или верхние резцы, но могут также удалять и клыки). У масаев обычай удалять два нижних резца у мужчин и женщин сохраняется и в наши дни (рис. 11.6). У нуэр Судана выбивают девушкам передние зубы в день свадьбы. А палеоиндейцы Гондураса инкрустировали передние зубы драгоценными камнями.

Рис. 11.6. Обычай удалять центральные резцы сохраняется у масаев и в наши дни. Молодые масайские женщины.
(Фото М. Л. Бутовсвкой).


Подробное описание процедуры обтачивания зубов у ман- ганджа можно встретить в дневниках Д. Ливингстона, путешествовавшего по Восточной Африке: «Зубы здесь, так же, как и убабиза, обтачивают так, что они становятся остроконечными. Некоторые манганджа зазубривают все передние верхние зубы при помощи маленьких кварцевых камешков. У одних зазубрины угловатые, у других — округленные, последний вид зазубрин придает краям верхних передних зубов форму полу- луний. Другие племена делают впереди, посередине между верхними зубами, отверстие треугольной формы. Удивительно, что в результате обтачивания и скобления, которым подвергаются зубы, согласно моде, не бывает зубной боли, которая появляется у нас, когда случайно отломится кусочек зуба» (Д. и Ч. Ливингстон, 1956, с. 335).
Во многих племенах Амазонии женщины и мужчины прокалывают губы и просверливают носовую перегородку, чтобы украсить себя палочками, костяными вставками и деревянными брусочками. Женщины из индийского племени апатани, населяющего северо-восточную Индию не только наносят на лицо татуировку, но и вставляют в проколотые отверстия на крыльях носа вставки из различных материалов. Батакуды Бразилии делают отверстие в нижней губе и вставляют в нее деревянные диски, с возрастом диаметр отверстия увеличивается благодаря тому, что старые диски регулярно заменяют новыми.

Рис. 11.7. Индейцы Амазонии украшают свое лицо татуировкой и костяными или деревянными вставками — палочками и брусочками.
Палочки вставляются в просверленное отверстие в носовой перегородке.
а брусочки — в нижнюю или верхнюю губу.
Украшения нижней губы деревянными брусочками у индейцев хиваро. (Дано по Ганзелка. Зигмунд, 1959).


большего размера. Женщины хиваро, индейцы верховьев Амазонки, прокалывают отверстие в нижней губе и вставляют в него цилиндрическую вставку, а индейцы Венесуэлы в дополнение к этому вставляют костяную палочку в высверленное отверстие в носовой перегородке (рис. 11.7). Дополнительным украшением служит татуировка на лицах. Тлинкиты Аляски также протыкают нижнюю губу, украшая ее костяной вставкой.
Впрочем, у некоторых народов акванга, цилиндрики из металла или слоновой кости, вставленные в нижнюю губу женщин — не просто украшение, а признак статуса (рис. 11.8). У племени туркана, обитающего на берегах озера Рудольф, существуют две формы брака. Девушка, пришедшая в дом мужа с наследством в виде стада из 20-30 коров, считается «настоящей женой». Ее сын после смерти отца является официальным наследником. Официальная жена носит в нижней губе акванга — подарок мужа. Если женщина разводится и покидает дом мужа, она вправе забрать с собой сына первенца, но должна вернуть акванга бывшему супругу. Девушки, вступившие в брак с

Рис. 11.8. Акванга — брусочек из кости или металла, продетый в нижнюю губу является символом статуса у женщин племени туркана.
(Дано по Кулик. 1988).



мужчиной, но нс закрепившие брачный союз приданым в виде скота, оказываются на положении наложниц. Их статус ниже а дети не имеют права наследования отцовского имущества Узнать таких жен можно по отсутствию акванга в нижней губе.
Аналогичные культурно-специфические манипуляции с телом, считающиеся красивыми только у представителей своего племени (этнической группы), чрезвычайно распространены и в других частях света и, возможно, также связаны с «запппой своих женщин» от притязаний мужчин соседей. Вот как описывает свои впечатления Д. Ливингстон, побывавший во время своих странствий в районе о. Ньяса. «Жителей озера никак нельзя назвать красивыми: женщины, выражаясь мягко, как подобает, когда речь идет о прекрасном поле, очень некрасивы. Те меры, которые они применяют для того, чтобы стать красивыми и привлекательными, делают их просто отвратительными. Пелеле, или украшение верхней губы, обычно носят вес дамы. Наиболее ценные пелеле делаются из чистого олова, которому придается форма маленького блюдца; некоторые делаются из белого кварца и придают женщине, носящей его, такой вид, как будто целый дюйм или более прайсовской патентованной свечи проткнули через губу, которая и торчит у кончика носа. Некоторые женщины, не довольствуясь верхними пелеле, доходят до крайности и продевают еще одно пелеле в нижнюю губу через отверстие, находящееся почти против нижних десен. Некоторые пелеле делаются из глины кроваво-красного цвета. Эти губные кольца очень модны, но они так противны, что ни время, НИ привычка не МОГЛИ заставить Рис. 11.9. Молодая женщина нас смотреть на них без отвращения» из плсмеми марси с пелеле и
(Д. и Ч. Ливингстон. 1956). Процеду- (посредством которой женщины              Times. 9 March. 19%г
одевают пелеле, требует значительных усилий и упорства. Вот как описывает тот же исследователь данный процесс: «Еще у девочек протыкают верхнюю губу около носовой перегородки И вставляют небольшую булавку, чтобы прокол не зарос. Когда ранка заживет, булавку вынимают и заменяют ее другой — большего размера. Это повторяется из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. Процесс увеличения отверстия на губе продолжается до тех пор, пока в него можно будет легко ввести кольцо диаметром в два дюйма. Все женщины горных районов носят пелеле; оно является обычным украшением также в районе верхней и нижней Шире... Верхняя губа, выступающая на два дюйма вперед по отношению к кончику носа, — ужасно безобразное зрелище. Когда женщина, долго носящая полое бамбуковое кольцо, улыбается, действием скуловых мускулов кольцо и верхняя губа подбрасываются вверх выше бровей. Нос тогда виден в средине кольца, зубы обнажены: видишь, что они старательно обточены, чтобы иметь форму кошачьих или крокодильих. Пелеле одной старой дамы, Чи- канда Кадзе, женщины-вождя, примерно в 20 милях от Мо- румбалы, висело ниже подбородка, окаймленное частью верхней губы... Как появилась эта ужасная мода — загадка... Почему носят женщины эти штуки? — спросили мы старого вождя Чинсунсе. Видимо удивленный таким глупым вопросом, он отвечал: Для красоты, конечно! У мужчин есть борода и усы, а у женщин нет. На что же была бы похожа женщина без усов и без пелеле? У нее был бы рот, как у мужчины, но без бороды. Вот смех!» (Д. и Ч. Ливингстон, 1956, с.73-74).
Обычай носить пелеле в верхней или нижней губе продолжает сохраняться в наши дни в некоторых районах Африки. Деревянные или костяные диски диаметром до 5 см в верхней губе маконде, обитающие на границе Мозамбика и Танзании, носили еще в 70-е годы 20 века (рис. 11.9). Носят пелеле только замужные женщины. Однако, по воспоминаниям стариков, раньше такие диски в верхней губе носили и мужчины. Пелеле — своеобразный знак принадлежности к конкретному племени, позволяющий отличать своих от чужих, по мнению самих маконде сыграли не последнюю роль в их историческом прошлом: португальские работорговцы предпочитали не захватывать людей со столь «изуродованной» внешностью. Небольшие по численности племена марси (менее 10000 человек), обитающее в юго-западной Эфиопии в долине реки Омо, и сарма (30000 человек), населяющее пограничные районы Эфиопии и Судана, носят педеле в нижней губе (рис. 11.9). Когда девушка достигает 15-16 летнего возраста, мать или другая женщина деревни делает разрез в нижней губе. В отверстие вставляется небольшая деревянная затычка, когда ранка заживает, девушка меняет затычку на большую по размеру. В течение нескольких месяцев деревянные вставки увеличиваются в размере до тех пор, пока хозяйка не сочтет достигнутый диаметр педеле достаточным.
Еще один пример своеобразных вкусов на женскую красоту можно встретить в приграничных районах между Таиландом и Бирмой у племени каренов-падонгов, или «длинношеих». Девочкам этого племени с раннего детства ежегодно надевают по одному латунному или бронзовому кольцу (рис. 11.10). В результате к моменту достижения брачного возраста шеи у красавиц вытягиваются на полметра. Общий вес шейных колец может достигать 5 кг. В литературе широко распространен миф.

РисЛ 1Л0. У девушек падонгов шею удлиняют с помощью колец. Каждый год им надевают по новому кольцу.



цто такие кольца делают хозяйку послушной в руках мужа. Якобы, в наказание за неповиновение и другие проступки, му- ущъя снимают кольца с шеи супруги, при зтом шея ломается и та умирает в мучениях. В реальной жизни лебединые шеи женщин не ломаются, когда с них снимают украшения. Откуда же берет начало столь странный обычай? Ведь ничего похожего не зафиксировано ни у соседних народов, ни где-либо в другой части света? По мнению некоторых антропологов, у данного обычая также имелась вполне практическая подоплека. В регионе обитания каренов-падонгов постоянно вспыхивали войны, а женщины считались одним из самых желанных военных трофеев. Неправдоподобно длинные шеи делали женщин па- донгов малопривлекательными для захватчиков. Как и мужчины с других континентов, мужчины падонги, видимо, обезопасили себя от потерь женской половины хитрым способом: ввели локальную моду на длинную женскую шею.
Традиции женской красоты могли носить не только племенной, но и статусный, кастовый характер. Так, в древнем Китае непременным атрибутом женской красоты считалась крохотная ножка, напоминавшая цветок лотоса (идеалом считались ножки до 7 см длиной, а женская нога более 10 см считалась неэстетичной).
Чтобы добиться такого эффекта, девочкам из состоятельных семей в раннем возрасте надевали на ноги деревянные колодки, деформировавшие растущие кости стоп (рис. 11.11).
Плата за подобную красоту была непомерно велика — женщины с изувеченными ногами практически не могли самостоятельно передвигаться.
Женщина с такими ногами могла вступать в брак только с обеспеченным мужчиной, ибо была не способна к работе и активным передвижениям, «ни не могли самостоятельно Следовательно, предполагаемая цель              передвигаться.

(удерживать женщин в пределах собственной социальной группы) достигалась без проблем.
Во многих обществах мужчины нисколько не уступают женщинам в страсти украшать. Это разнообразные татуировки, художественная роспись по телу и лицу, растягивание продырявленных мочек ушей и декорирование получившихся отверстий различными вставками из дерева, кости, металла, перьев (рис. 11.12).

Рис. 11.12. Слева — Мужчины племени нуба украшают лицо и тело причудливыми росписями.
(Фото Лени Рифеншталь).
Справа — мужчина-индеец со вставкой в ухе.
(Дано по Wustman, 1963).
Распространенным способом изменения внешности является деформация головы. В одних случаях деформация головы является признаком принадлежности к культуре, в других — принадлежности к высшим слоям общества или, например, к касте воинов. Деформации практиковались с древних времен. Специалист по деформации черепа Е. В. Жиров (1940) выделял четыре основных типа деформации головы: затылочную, лобно-затылочную, теменную, кольцевую. Лобно-затылочная деформация осуществляется при помоши преднамеренной фиксации головы ребенка повязками или дощечками, а кольцевая


деформация связана с бинтованием головы и охватывает всю голову. Деформация головы характерна для царских семей Египта. Отечественный антрополог М. Б. Медникова обращает внимание на то, что деформация головы была отчетливо выражена у египетской принцессы из эль Амарны примерно 1360 г. до н.э., а также у всем известной Нефертити. Лобно-затылочная и кольцевая деформации были широко распространены также в Передней и Средней Азии.
В настоящее время остается неясным, почему наши предки стали прибегать к деформации головы. Возможно, подобно рубцеванию, татуировкам и пирсингу, она являлась еще одним способом отделить «своих» от «чужих» (что было крайне важно, например, для касты воинов у ацтеков). Или же, изменяя подобным образом свою внешность, высшая знать демонстрировала свое неземное происхождение, дистанцировалась от простых смертных. Ясно одно, что деформация головы никоим образом не являлась фактором, снижающим в глазах представителей других культур, женскую привлекательность. О красоте Нефертити до сих пор ходят легенды, а ее изображения вызывают неподдельное восхищение у наших современников.



<< | >>
Источник: М. Л. Бутовская. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции.. 2004

Еще по теме Красота: манипуляции с телом:

  1.     Подсказы телом
  2. XIV "ВЛАСТЬ ДУШИ НАД ТЕЛОМ"
  3. ГЛАВА ПЕРВАЯ О МАТЕРИАЛАХ НАШИХ ЗНАНИЙ И О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ДУШОЙ И ТЕЛОМ
  4. МАНИПУЛЯЦИЯ
  5. 4.3.2.1. Предпосылки манипуляции.
  6. Нетривиальные манипуляции
  7. Манипуляция в деловых отношениях
  8. Противодействие манипуляции
  9. Манипуляция... прокладками
  10. Какая красота спасет мир?
  11. Обрезкова Татьяна Игоревна Образ красоты в разных культурах
  12. 1 Красота и эстетические суждения о ней
  13. Второй блок способов и методов манипуляций 1.
  14. Общеприемлемость эстетических суждений о красоте
  15. 6.3. Психологические характеристики политической манипуляции