<<
>>

Кризис отчуждения

Чувство отчуждения, свойственное некоторым людям, успешно повышающим свой статус, может быть следствием разрыва с прошлым, утраты более глубокого чувства предназначения, хотя эта потеря может и не стать очевидной, пока у них не появится время осмыслить это.
Ощущение крушения традиционных устоев в американском обществе, в порождении которого обычно винят социальную мобильность, часто может быть связано скорее с утратой этнического наследия, чем с простым перемещением из более высокого класса в более низкий. Именно это движение из этнической группы в сообщество с новыми нормами и порождает потерю смысла. Когда профессиональный успех перемещает человека в чуждую ему группу, чуждой для него часто является именно требуемая перемена в этническом поведении, а не характерная для нового статуса манера поведения как таковая. Евреи представляют собой этническую группу, хорошо приспособившуюся к жизни в другой культуре и при этом сохранившую свою идентичность. Даже появившиеся в результате этого психологические проблемы в основном не мешают социальной адаптации. Многие евреи, добившиеся профессионального успеха, хорошо адаптировались к изменениям в социально-классовом статусе, не ощутив какой- 256 Психология культур либо утраты своей этнической идентичности. На самом деле в еврейской культуре есть традиция смотреть на людей, добившихся успеха, как на героев. Во многих рассказах описывается, как еврею, достигшему успеха в чужом для него христианском мире, удавалось сохранить свою этнич-ность и принести пользу всей общине, а не использовать свой успех по собственному эгоистическому разумению. Говоря о моделях исключения (expulsion) из группы, равно как и о моделях «перехода», следует заметить, что иные этнические группы (например, американцы мексиканского происхождения) не имеют традиции расценивать индивидуальный успех как приносящий выгоду этнической общности, поскольку их культура постоянно ассоциировалась с утратой социального статуса. Так как успех в бизнесе в Соединенных Штатах, как правило, требует капитуляции перед стандартами культуры белых, чернокожие американцы и мексиканцы часто с подозрением относятся к межэтническим связям успешных представителей своих групп. Главный источник этнической идентичности обнаруживается в культурных традициях, связанных с переходными моментами жизненного цикла (достижение совершеннолетия, брак, развод, болезнь или смерть). Именно в ритуальном оформлении этих переходов человек находит эмоциональное символическое подкрепление этнических моделей. Эрик Эриксон хорошо обрисовал проблему преданности идентичности в современных сложных обществах (Erikson, 1968). Молодежи этнических меньшинств зрелость представляется особенно проблематичной вследствие возможных трудностей, связанных с «диффузией идентичности». Ситуации и жизненный период, когда представители этнических меньшинств становятся «отчуждаемыми объектами», варьируются в зависимости от конкретной группы. Различные группы в отдельные периоды жизни могут сталкиваться с явными социальными проблемами. Однако этому могут предшествовать менее заметные внутренние психологические конфликты. Американцы японского происхождения могут не иметь видимых (с социальной точки зрения) трудностей в сохранении своей этнической идентичности при одновременной адаптации к обществу большинства посредством непрерывного образования, хотя платой за это сохранение иногда становятся невротические психологические модели. Тем не менее, социальные кризисы Дж. Де-Вос. Этнический плюрализм 257 могут не возникать до поры до времени (например, пока производственная необходимость не потребует от индивида инициативы такого типа, который не был усвоен им в рамках его собственной традиции). С другой стороны, ребенок из семьи американцев мексиканского происхождения может переживать социальный кризис, подразумевающий потенциальное отчуждение, уже в школьном возрасте, разрываясь между конфликтующими друг с другом требованиями учебного заведения и группы сверстников. Он либо примет сторону сверстников, что может привести его в юности к «карьере социального девианта», либо станет соответствовать роли «хорошего ученика», что может привести к глубокому чувству социального отчуждения. В некоторых этнических группах напряжение, связанное со статусом меньшинства, выливается во внешнюю форму социальной патологии, тогда как в других группах такое напряжение приводит к внутренней психопатологии, незаметной для случайного наблюдателя (De Vos, 1966).
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001

Еще по теме Кризис отчуждения:

  1. ОТЧУЖДЕНИЕ, ГОСПОДСТВО И ДИКТАТУРА У МАРКСА
  2. [Отчужденный труд]83
  3. Отчуждение и эмансипация
  4. КОНФЛИКТНОСТЬ ПРАВОВОГО ОТЧУЖДЕНИЯ
  5. Глава пятая Поиск целостности через отчуждение
  6. Отчуждение сознания и нравственности
  7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОТЧУЖДЕНИЯ
  8. 2. Человек и его отчуждение
  9. В чем же заключается отчуждение труда ?
  10. (Энеа-тип V) 1. Алчность и патологическая отчужденность
  11. Отчуждение человеческой жизнедеятельности в виде судьбы
  12. И. Ф, Б.алакина Индивид и Алчность в обществе отчуждения