<<
>>

Культура как одно из средств социального приспособления

Культура приносит образцы негенетического приспособления к окружающей среде. Воображения (образы), которые свойственны членам определенной культуры, по большей части касаются того специфического культурного поведения, которое необходимо для адаптационных процессов.

Именно культура является тем интегральным аспектом человеческого бытия, о котором следует помнить, прослеживая эволюцию человека. Без культуры мы можем проследить всего лишь одну частичку этого необычайного адаптационного процесса.

Как и в биологическом процессе приспособления, культура проходит становление прежде всего тогда, когда обусловливает выживание группы. Индивидуальное непостоянство и несоблюдение норм может быть принято локальной культурой лишь в том случае, когда это не мешает адаптационным интересам группы. Если исчезают надежные охранные барьеры между обществом и естественной средой или же общество не способно противостоять воздействию другой человеческой общины, культура может исчезнуть, как это и произошло с некоторыми народами.

Признавая адаптационный характер культуры и то, что археологические находки являются носителями ценностей минувших культур, можно проследить историческую динамику производства и адаптационную стратегию — пути приспособления популяций к условиям окружающей среды. Отметим взаимную зависимость окружающей среды и типа культуры, а также то, что в их историческом развитии могут возникать конфликты между биологической и культурной эволюцией. Брэй (1972) выделил ряд факторов культуры, которые могут оказывать влияние на биологическую эволюцию человеческого рода. Так, обычай детоубийства мог способствовать элиминации жизнестойких и талантливых детей из популяции. Естественный отбор мог способствовать сохранению индивидов с какими-либо отрицательными

признаками или качествами. Например, аномалия, называемая цветовой слепотой, была серьезной угрозой для первобытных охотников, так как делала невозможным добычу жизненно необходимых средств. Сегодня этот генетический изъян не так уж и важен, так как культура предоставляет каждому индивидууму множество альтернативных способов добычи средств к существованию.

Основываясь на типах поведения, установленных при изучении останков минувших культур, археолог старается воссоздать их суть, определяя адаптационную ценность. Культура — это и способность адаптации. Без этого утверждения образцы поведения представлялись бы археологу как случайные, арбитральные (свободные) происшествия, а воссоздание было бы крайне трудным, если вообще возможным.

<< | >>
Источник: Л. Тегако, Е. Кметинский. Антропология: учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — М. : Новое знание. — 400 с.. 2008

Еще по теме Культура как одно из средств социального приспособления:

  1. Тема 1. Социально-педагогическая деятельность как средство социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудоспособности 1.1. Организация социально-педагогической деятельности как системы комплексной поддержки развития ребенка в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной)
  2. 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.
  3. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ: ОНТОЛОГИЧЕСКИ-ЦЕННОСТНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ М.И. Веренич
  4. Психиатрия консультирования-взаимодействия как одно из направлений современной психосоматики.
  5. Глава 5 РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
  6. Глава 5 НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  7. 1.4. Содержание, цели и средства социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторнои направленности
  8. «Изгой» и «изгойничество» как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода
  9.     РАЗНЫЕ СЛОВА ИЛИ РАЗНЫЕ ФОРМЫ?     О том, как важно отличать одно от другого
  10. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ИСТОЧНИК КАЧЕСТВЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В.А. Чистяков, Ю.В. Пайгунова
  11. «43. О том, что таинства преподаются одно чрез другое и одно чрез другое совершаются
  12. ВРЕМЯ КАК ИСТОЧНИК МНОГОВЕКТОРНОГО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ О.А. Левко
  13. Вопрос 3. Библиотека как учреждение культуры и социальный институт. Статус, права и обязанности библиотек
  14. С.А. Васютин, А.С. Васютин Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Россия состав оружия как маркер ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ (по материалам погребений с кремациями верхнеобской культуры)
  15. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И СТЕРЖНЕВАЯ ОСНАСТКА
  16. Работа детей с приспособлениями 1 по развитию органов восприятия
  17. Очерк Культура versus природа: «Природа как культура, культура как природа»