<<
>>

Культурная интерпретация ИСС

Культурное моделирование ИСС включает верования в то, что происходит во время этих состояний, или их толкования. Мы выделили несколько типов подобных объяснительных систем (Bourguignon, 1968 ?). С одной стороны, это «натуралистические» или эмпирические объяснения того вида, который дает Людвиг (Ludwig).
Эти объяснения сформулированы в терминах нормативного ви? дения мира западным обществом так, как это выражается в медицине. Они представляют etic-подход, который может быть применен везде, когда бы и где бы ИСС не наблюдались. Этот подход может быть противопоставлен по существу emic-подходу, характерному для описания обществ в нашей выборке, в еще большей группе, из которой мы взяли дополнительные данные, а также в истории западных обществ (Bourguignon, 1976). Два основных emic-типа объяснений появляются неоднократно: ИСС объясняются 2 См. «Ложные мессии» в: La Barre, 1970. Для более подробного исследования этого конкретного очаровательного случая см. Scholem, 1973. Э.Бургиньон. Измененные состояния сознания 423 или как обусловленные «одержимостью» духами, или как включающие переживания души или духа человека, часто как результат столкновения с духом. Это столкновение может произойти, когда чью-либо душу посылают в путешествие, или, как в случае с Amahuaca и сиу, когда духи приходят сами. Мы назвали первый тип «транс одержимости» (ТО), а второй — «транс» (Т). Тогда гаитяне — с одной стороны, и Amahuaca и сиу — с другой, представляют два основных типа культурно смоделированных, институционализированных ИСС. Оба эти emic-объяснения по существу являются «сверхъестественными»: они включают и ритуал, и то, что Уоллес (Wallace, 1966) назвал «сверхъестественной предпосылкой». Etic-объяснения не включают ни ритуала, ни сверхъестественности. Схема на рисунке 1 разделяет сверхъестественные объяснения на две основные категории: верования одержимости и верования неодержимости. Оба они оцениваются в одно время и одних местах как позитивные, в других — как негативные. В примере гаитян мы имеем веру в присутствие духа во время ритуалов ИСС. Духов приглашают, транс одержимости желателен и позитивен. В традиции Средних веков, которая в США в последние годы была до некоторой степени возрождена и разрабатывалась, мы имеем веру в одержимость демонами, что требует ритуала изгнания или заклинания духов. В этом смысле транс одержимости объясняется как вторжение в тело и волю сил зла, которые должны быть изгнаны через религиозный ритуал. В некоторых районах мира, особенно в Восточной Африке, существует третий вариант: обращение или видоизменение причиняющего болезни и овладевающего духа зла в союзника. Этот подход проявляется в культе zar, который существует у народности Amhara в Эфиопии (Leiris, 1958; Messing, 1959; Morton, 1977), в Сомали (Lewis, 1971) и Египте (Saunders, 1977). Подобные верования и практики в той или иной форме обнаруживаются повсюду во многих частях Европы, Африки, Среднего и Дальнего Востока и среди потомков этих народов в Новом Свете, как, например, среди гаитян. Среди американских индейцев транс одержимости тоже встречается, но он не всегда связан с понятием «духа». Часто, как в случае шамана племени Yurok, он включает веру в «силы», забирающие личность шамана или кандида- Сверхъестественные объяснения Верования одержимости + / - \ Присутствие духа Присутствие духа Силы ^ Манипуляции Изгнание духов Видения Публичные Личные О О ov S о О 1 S Рисунок 1. Сверхъестественные объяснения измененных состояний сознания (Bourguignon, 1968) о- •о О) Э.Бургиньон. Измененные состояния сознания 425 та в шаманы. Эти силы, которые имеют отношение к боли и к исцелению, не персонализированы и не антропоморфизи-рованы (или зооморфизированы), как духи. Верования неодержимости, которые объясняют измененные состояния, по-видимому, более разнообразны, хотя мы опять можем провести различие между позитивными и негативными оценками ИСС. С позитивной стороны мы имеем мистические состояния, включающие в себя общение с духами или посредством видений, или посредством путешествия души шамана. Эти видения могут быть испытаны в окружении людей или индивидуально. Путешествие души шамана, если оно не связано первоначально с видениями, может иметь два конкретных практических приложения. Одно — это гадание: диагностирование болезни, обнаружение причин бед или предсказание будущего. Другое — лечение пациентов. Если пациент болен потому, что его душа отсутствует (возможно, украдена врагом), целью путешествия шамана может быть ее возвращение. Транс также может быть объяснен отсутствием души находящегося в трансе: или души шамана, который общается с духами, или души пациента, которая была украдена, или, хуже всего, съедена. Наконец, транс может быть обусловлен колдовством. Хотя этот список emic-объяснений не является полным, он указывает на широкое разнообразие верований, связанных с ИСС. Определенная ритуализация ИСС будет отражать конкретные верования. Это состояние будет намеренно вызвано самим человеком (в себе) только если оно рассматривается как благо; оно может быть вызвано в других как часть терапии или групповой инициации, которые временами могут быть синонимами. Следует отметить, что эти emic-объяснительные системы ничего не говорят о тех способах, которыми вызываются ИСС и даже о том, происходят ли они случайно или вызываются намеренно.
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001

Еще по теме Культурная интерпретация ИСС:

  1. ИСС — проблема интерпретации
  2. Культурно структурированные ИСС
  3. В.М. Ветров Иркутский государственный педагогический университет, г. Иркутск, Россия ЛОЖЕЧКОВИДНАЯ ПОДВЕСКА ИЗ ИРКУТСКА. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТА И КУЛЬТУРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПРЕДМЕТОВ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
  4. Норма, патология и ИСС
  5. Место исследований ИСС в психологической антропологии
  6. ИСС — проблема интегрального познания. Конструктивизм и интуиционизм
  7. Белил Андрей Александрович ИСС и психотерапия как психобиологическое воздействие
  8. Значение образа (символа) в регуляции поведенческих стереотипов и внутриорганических процессов. ИСС и психология искусства
  9. 5.1. Артефакты — культурные формы — культурные системы
  10. К ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ЧЕРЕЗ ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ. (К СЕМИОТИКЕ ПОНИМАНИЯ ТИПОВ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ)
  11. Джеймисон Ф.. Марксизм и интерпретация культуры, 2014
  12. Интерпретация в учениях о культуре
  13. Особенности интерпретаций
  14. Интерпретация модели
  15. 10.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
  16. § 3. Интерпретация терминов