<<
>>

Культурно-онтологический аспект мифа

Конкретно в космосе индуистской культуры эффицирующая причина выступает как закон-дхарма, как дело-карма, как укертва-яджна во всех тех смыслах, о которых мы говорили выше. Эффицирующая причина целостной вещи традиционной культуры, как мы знаем, устанавливается идеальным деятелем, являющимся образцом культуры, ее культурным идеалом.
Все семантическое поле, связанное с этим образцом, — атрибутика, ритуалы, обрядность, литературная и художественная символика — представлено в виде классического мифа. === 170 === Само слово миф — это заимствованное из греческого слово "мютос", т. е. рассказ о богах. Говоря нашим языком, это тексты, касающиеся идеальных деятелей культуры. К этому разряду относятся все традиционные "мютосы", т. е. рассказы о богах, героях, их делах, жертвах, законах и т. д. Я хочу еще раз подчеркнуть: и современный человек, и традиционный, подчиняясь закону, верят в миф, устанавливающий закон, который поддерживает меру блага вещей, а также очередность и смыслы должного. Закон, как мы говорили выше, устанавливается эффицирующей причиной целостной вещи культуры, которая в свою очередь задана мифом, т. е. рассказом о богах. Люди верят в свои законы, и получается, что они верят в свои законы потому, что верят рассказам о богах. В отношении традиционного общества нам представляется это совершенно понятным. Кшатрий воюет, брахман учит, вайшья крестьянствует или торгует, шудра прислуживает, женщина рожает и выпестовывает детей и т. д. Все в целом выполняют свои дела, свои кармы, приносят жертвы, т. е. делают определенный выбор потому, что верят в своих богов. Почему современный человек подчиняется закону и выполняет свой долг? В значительной степени потому же, почему и традиционный. Мы все относимся к человеческому роду, а человеческий род верит в мютос, т. е. в рассказ о богах или о Боге. Человеческий род находится в семантическом поле мифа и, более того, это семантическое поле является естественной "средой обитания" человеческого рода.
Мы как человеческие существа, хотим мы этого или не хотим, сознательно или бессознательно, случайно или преднамеренно, действуя или бездействуя, находимся во власти мифа, потому что только миф может обеспечить человеку именно человеческие условия существования. Миф — это кодокомпонент культуры и ее символическая форма, причем, хочу подчеркнуть это, символическая форма не только традиционной культуры, но и вообще культурной целостности, т. е. символическая форма пространства, организованного каким-то разумно-духовным образом. Для того чтобы понять эти положения, необходимо внутренне отвлечься от предыдущей научной традиции изучения мифов, признавая, безусловно, ее значимость. Как мы уже гово- === 171 === рили, в различных научных школах — антропологических, этнологических, психологических и других — миф изучается эпифеноменально, как проявление другой реальности, как свидетельство какой-то другой области человеческой жизни, как история, фольклор, искусство, протонаука и т. д. Это справедливо с научной точки зрения. Более того, мы ранее также ставили вопрос о мифе и как о части культуры и текста, и как о признаке идеала.
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Культурно-онтологический аспект мифа:

  1. Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
  2. § 1. Генезис метафизики сверхсущего и трансцендентного начала в античности
  3. 1. Различение смысла и языка
  4. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ СИМВОЛА: БЕРГСОН-КАССИРЕР
  5. Литература
  6. ЛЕКЦИЯ 6 ДЕСТРУКЦИЯ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ (М. Хайдеггер и Ж. Деррида об искусстве)
  7. ФЕНОМЕН ДУХА И КОСМОС МИРЧИ ЭЛИАДЕ
  8. 15. АЛХИМИЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И АСПЕКТ ВРЕМЕНИ
  9. Список литературы
  10. Глава 17 ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: НАУЧНЫЙ, РЕЛИГИОЗНЫЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ
  11. Библиографический список
  12. II Глава. Разработка модели и педагогических условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов вузов МЧС России на основе социокультурного подхода.Специфика социокультурного подхода
  13. Этническая идентичность. Истоки формирования национального характера
  14. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  15. §1. КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭПОХИ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО: СОБЫТИЯ, ПЕРСОНАЖИ, ИДЕИ.
  16. Культурно-онтологический аспект мифа
  17. 1.1. Методологические возможности и ограничения социального знания: онтологический, гносеологический и ментальный аспекты
  18. 4.3. Постнеклассическая интерпретация телеологической детерминации
  19. 2.3. Архетипические элементы и мифы в современном регионалистском дискурсе: локальное измерение (на примере Калининградской области)
  20. Индивидуальная и коллективная идентичность в истории общества: теоретико-культурологический аспект