<<
>>

Личность

Современное значение слова «личность» включает в себя характеристики действий, мыслей и чувств человека. Мы также можем говорить о личностных моделях в том смысле, что люди демонстрируют определенное постоянство поведения, хотя обычно действуют в зависимости от ситуации.
Так, например, среди индейцев каска мы выделили Дороти Пловер, молодую женщину 22 лет, которую определили как личность, гордящуюся своим туземным наследием, уверенную в себе, сильно привязанную к своему отцу, патологически опасающуюся медведя гризли, неразборчивую в связях и склонную использовать людей для достижения собственных целей (Honigmann, 1949). Естественно, все эти модели никогда не проявлялись одновременно. Слово «личность» также означает и то, что поведенческие модели, как правило, образуют систему. Дороти переносит на своих детей ее отношения с собственным отцом, идентифицируя себя с ним. Это отчасти отражается и в ее реакции на очертания чернильных пятен теста Роршаха. Точно так же поведение человека на работе связано с тем, как он действует, Дж.Хонигман. Понятия 59 мыслит и чувствует в домашней обстановке. Поскольку личность включает в себя повторяющееся поведение, постольку знание личности дает основу для предсказания индивидуального поведения. Читатель, возможно, уже осознал, что личностные модели являются составной частью социально стандартизированных поведенческих моделей устойчивой группы. Понятие «личность» частично совпадает с понятием «культура». По крайней мере отчасти личность подразумевает культуру, отраженную в индивидуальном поведении (Murphy, 1949). Если самоанская культура включает стандартизированное безразличие к детям, тогда самоанский родитель, терпеливо выносящий присутствие молодых отпрысков, реализует культурную модель, которую, если мы говорим об индивиде, лучше рассматривать как личностную. В сущности именно из реального постоянства индивидуального поведения антрополог извлекает культурные модели изучаемой общины.
Хотелось бы быть точным и относительно круга феноменов, обозначаемых термином «личность». Льюис (Lewis, 1951) различал «включающие» и «исключающие» определения личности. В первом случае к личности относят реальное поведение в окружающей обстановке, во втором ... лишь так называемые душевные (психические) состояния. В рамках первого подхода разрешаются многие проблемы, с которыми сталкиваешься, пытаясь соотнести понятия «культура» и «личность». Именно его мы придерживаемся в этой книге. Содержание понятия «личность» подразумевает нечто большее, чем наблюдаемое поведение. Оно также включает мысли и эмоции человека (например, страх, который удерживает его от каких-то действий). Социально не одобряемые поступки совершаются повсеместно. Если они сопровождаются чувством вины или стыда, их также следует рассматривать в рамках понятия личности. Термин «поведение» используется на обоих уровнях — на уровне наблюдаемых действий и на уровне мыслей и чувств, которые нельзя непосредственно увидеть. Теоретически можно анализировать врожденные и приобретенные (социально стандартизированные) аспекты человеческой личности. В поведенческом репертуаре человека почти все (за исключением нескольких рефлексов) в той или иной степени стандартизировано группами, с которыми он связан. Антрополога в большей степени привлекают при- 60 Предмет психологической антропологии обретенные аспекты личности, характерные для многих людей4 . Эти различия можно суммировать. Теоретически человеческая личность содержит в себе следующие классы поведенческих элементов: 1. Врожденные элементы (например, подмигивание). 2. Приобретенные элементы: а) уникальные «приобретенные» элементы, осваивае мые посредством личного опыта в социальной группе (на пример, специфика личного отношения к власти); б) массовые «приобретенные» элементы, широко рас пространенные и общие для многих членов социальной груп пы (например, представление самоанцев о крайней неже лательности раннего развития). Модальная личность. Интересы дисциплины «культура и личность» сосредоточены в основном на массовых «приобретенных» моделях деятельности, мышления и чувствования.
Для тех элементов личности, которые довольно часто встречаются в социальной группе, были изобретены различные названия. Мы выберем термин «модальная личность» несмотря на содержащийся в нем и вводящий в некоторое заблуждение намек на статистическую точность5. Модальная личность, как мы увидим, в значительной степени социальна по происхождению. Она представляет 4 Здесь пролегает граница между дисциплиной «культура и личность» и психологией. С.Сарджент указывает: «Большинство социологов и культурных антропологов находятся под впечатлением от единообразия или схожести со циального поведения человека, которое обнаруживается в группе... Психолог интересуется единообразием, но его также привлекают и индивидуальные раз личия в персональном и социальном поведении» (Sargent, 1958. Р. 15). 5 Близкими синонимами являются термины «коллективная личность», «общественная личность» и «базовая личность». Последний был создан Кар- динером, который понимал его как технику размышлений, систему безопас ности (т.е. стиль жизни, посредством которого человек получает защиту, ува жение, поддержку, одобрение), чувства, мотивирующие согласованность (т.е. чувство стыда или вины) и отношение к сверхъестественному (Kardiner, 1939. Р.132). Линтон не следовал этому определению, употребляя термин «основ ная личность», который включал в себя характерные для всех членов обще ства элементы «любой степени специфичности, начиная от простых, откры тых проявлений вроде тех, что предполагаются "правилами поведения за сто лом”, до весьма обобщенных отношений», которые «могут лежать в основе широкого круга более специфических проявлений индивидуальности» (Linton, 1945. Р.128—129). Наша концепция «модальной личности» почти тождественна определению «основной личности» Линтона. Дж.Хонигман. Понятия 61 собой продукт взаимодействия биологического наследия человека (его врожденных способностей) и жизненного опыта членов группы, который обусловливает форму выражения этих способностей и управляет ими (Du Bois, 1944).
Массовые элементы личности варьируются от таких видов деятельности, как прием пищи, курение или игра, до широко распространенных в обществе взглядов на жизнь. Как указывал Линтон, путешественники довольно долго давали качественную оценку различным формам поведения, наблюдаемым за пределами своих стран. Однако люди склонны преувеличивать видимые различия, скажем, между нациями. Они, как правило, так или иначе оценивают специфические формы поведения. Научная дисциплина «культура и личность» стремится рассматривать факты без искажения и с беспристрастной объективностью. Первые попытки описания модальной личности, предпринятые специалистами, подчас несколько отличались от безответственных стереотипов, призванных способствовать национальному благоденствию. Немецкий психоаналитик Маэдер в 1912 году заметил, что англичанин «преисполнен идеалом стройности как необходимой составляющей женской красоты». Этот идеал он связывал с сексуальным подавлением — скрытым состоянием модальной личности британца, включающей в себя еще излишнюю щепетильность, чрезмерную склонность к соблюдению этикета и сдерживанию чувств, а также любовь к животным. Через несколько лет Селигман попытался описать «японский темперамент» с помощью теории экстраверсии/интровер-сии Юнга. Он рассматривал японцев как экстравертов, практичных и прагматичных: они быстро делают заключения, изредка предаются глубокомысленым размышлениям или абстрактным рассуждениям и сравнительно свободны от чувства вины. «Мораль, — говорил он, предлагая вывод, позже поддержанный Рут Бенедикт (Fromm, 1949), — это то, что преобладает в группе...» Людьми в большей степени управляет не чувство вины, а ощущение благопристойности. Еще одна из ранних иллюстраций модальной личности — описание современных индейцев майя на Юкатане, представленное Морлеем: «Они трудолюбивы и усердны даже при скромной диете; чистоплотны в том, что касается внешности, но неаккуратны по отношению к своему имуществу; по-видимому, нечувствительны к стра- 62 Предмет психологической антропологии даниям, фаталисты и не боятся смерти.
Они консервативны, но индивидуалистически независимы, хотя совсем не склонны к конкуренции. Они болтливы, общительны, веселы, любят грубые шутки; не слишком сексуальны, но склонны к промискуитету; у них сильны семейные связи, но они не расположены демонстрировать свою привязанность. Они уважают закон и справедливость; честны, питают отвращение к воровству и нищенству; не сварливы, но способны затаить чувство мести. Наконец, они не религиозны, но очень "суеверны" — и это, возможно, означает, что их религиозная жизнь лишена набожности и каких-либо эмоций кроме чувства страха» (см.: Kroeber, 1948. Р. 587). Одна из лаконичных иллюстраций модальной личности — описание индейцев папаго, живущих на юго-западе Америки. «В общем, личность папаго (как она вырисовывается в данном исследовании) — это простая, непосредственная личность, в которой преобладает скорее эмоциональная и эстетическая, чем умозрительно систематизированная модель восприятия и отношения к жизни... В то же время они [папаго] способны адекватно справляться с практическими проблемами повседневной жизни и эффективно объединять усилия, обдумывая и отыскивая реальные объяснения парадоксов и загадок, окружающих племя» (Stagner, 1948. Р. 114). В последние годы пробиваются ростки исследований, посвященных современным нациям. Подобные исследования модальной личности, которую часто называют «национальным характером», отчасти являются продуктом своеобразного «сжатия» мира благодаря радио и современным видам транспорта. Поскольку наши соседи, враги и союзники стали ближе, возросла и необходимость в их понимании. От хорошего знания модальной личности противника зависит успех психологической войны (Farber, 1950). В то же время антропология, обратившись к изучению современных национальных общностей, возможно, считала культуры этих групп слишком сложными для описания в традиционной этнографической манере. «Сжатие» размеров этих культур до относительно небольшого круга вариантов личности оказалось действенным способом изучения некоторых аспектов современных наций (Mead, 1951 a).
<...> Обратим внимание на то, что большие современные нации, с которыми имеют дело исследователи модальной личности, не гомогенны, а, напротив, стратифицированы и дифференцированы. Следовательно, мы не получаем ясного Дж.Хонигман. Понятия 63 представления о том, в какой степени общие поведенческие элементы свойственны жителям города или деревни, социальным классам или другим участкам исследовательского поля (Farber, 1950). Методы, необходимые для устранения этих недостатков, возможно, потребуют значительного увеличения времени на полевую работу в общностях со сложной социальной организацией. Например, при попытке определить модальную личность «американца еврейского происхождения» возникли трудности, показавшие, насколько важно точно установить, к какому именно общественному слою относятся полученные данные (Orlansky, 1946). Американским евреям традиционно приписывается чувство неполноценности и самоуничижения, предположительно связанное с их статусом дискриминируемой категории населения. Тест, проведенный в колледже Нью-Йорка, не обнаружил значительных различий в этом отношении между евреями и неевреями. А тест, проведенный в Миннесоте, показал, что у первокурсников-евреев более высокие коэффициенты неполноценности, чем у первокурсников-неевреев. Еще одно исследование выявило, что последователи иудаизма демонстрируют более высокую социальную доминантность, чем христиане (протестанты и католики). Эти различия, возможно, объясняются тем, что американские евреи не являются гомогенной группой, а разнятся в зависимости от социального класса, рода занятий, страны рождения. Создавая модель «американца японского происхождения» и стараясь избежать намека на однородную модальную личность, Кодилл (Caudill, 1952) различает два способа адаптации исеев*. Первый — это успешное отстаивание своих прав и неустойчивый эмоциональный контроль; второй — пассивное погружение в себя с высокой степенью индивидуальной зависимости от других в удовлетворении своих потребностей. Он же обнаружил, что нисеи, в отличие от исеев, более склонны к мазохистскому типу приспособления. Усовершенствованная методология изучения модальной личности Кодилла может быть весьма полезна исследователям, работающим с большими и гетерогенными современными общинами. Исследователи, впервые сталкивающиеся с понятием «модальная личность», часто интересуются, как оно соотно- * Исеи — иммигранты в США из Японии, в отличие от нисеев — японцев, родившихся в США. — Примеч. переводчика. 64 Предмет психологической антропологии сится с понятием «групповой стереотип». Стереотип означает, что группа осмысливается с позиций этноцентризма и в оценочных категориях, а модальная личность объективна, поскольку антропологический анализ чужд этноцентризма и оценочных суждений относительно изучаемого феномена (хорош он или плох). Стереотипы также часто представляют собой умышленно преувеличенные картины модальных поведенческих установок. Стереотипы подобны пропагандистским клише: это подтасовка, а не гармоничное описание и интерпретация. Стереотипы дают одностороннюю и непоследовательную картину модальной личности. Тот факт, что люди по своей природе могут иметь относительно несовместимые установки, также упускается из виду некоторыми исследователями в области социальных наук. Модальная личность, в отличие от стереотипа, устанавливается в процессе изучения или исследования и не принимается без критики, даже если удовлетворяет чьим-то эмоциональным потребностям. Принятие идеи существования общих элементов, присущих многим личностям, не требует от нас отрицания того, что в любой общности люди в чем-то непохожи друг на друга. В социальных науках установилось разделение труда. В отличие от психолога, антрополог предпочитает изучать личность, не уделяя особого внимания индивидуальным различиям. Он нацелен на извлечение элементов, часто встречающихся в действиях, мыслях и чувствах членов специфической общности, но он не утверждает, что все члены этой общности одинаковы как личности. Явная и скрытая личность. Личность (как индивидуальная, так и модальная) имеет явный и скрытый аспекты. Явный аспект — это моторные особенности (включая речь), на которых базируются все конструкты, указывающие на невидимые элементы. К скрытому аспекту имеют отношение такие элементы поведения, как память, сновидения, оценки и чувства. В этой невидимой части личности содержатся социально стандартизированные мотивы или жизненные цели, которые и побуждают человека к явным действиям. Формирование личности (к чему дисциплина «культура и личность» проявляет особый интерес) представляется как «процесс развития мотивов, на службу которым человек Дж.Хонигман. Понятия 65 ставит все имеющиеся у него способности» (Newcomb, 1950. Р. 391). В этой книге человеческим мотивам будет уделено много внимания. Мотив можно определить как внутреннее состояние человека, стимулирующее поведение, направленное на достижение желаемого. Иллюстрацией массового «усвоенного» мотива служит, например, сильное стремление индейцев каска к заботе и привязанности (Honigmann, 1949). Страсть индейцев прерий к накоплению знаков воинской доблести, усилия, которые прилагает квакиутльский вождь для того, чтобы превзойти своих соперников в раздаче подарков и уничтожении богатств, желание самоанской девушки получить одобрение за отсутствие высокомерия — все это обусловлено действием социально стандартизированных жизненных целей. У индейцев дакота боязливое состояние ребенка, постигающего мир как опасное или враждебное место и чувствующего себя отрешенным и неудовлетворенным, также имеет под собой основание. Его реакции на окружающее исходят из его видения этого мира и себя в нем. Мотивы изменяются. Люди западной культуры стремились к «спасению», блаженству, которым человек будет наслаждаться после смерти. Эта цель в значительной степени исчезла из жизни горожан, принадлежащих к среднему классу, будучи вытесненной, по словам Кардинера, целями достижения успеха, измеряемого уважением со стороны окружающих. Статусная личность. От людей, занимающих особые позиции в социальной структуре своей устойчивой группы, члены общности ожидают специфической стандартизированной деятельности, ассоциируют с ними определенные мысли и чувства. Эти позиции периодически освобождаются, их занимают другие люди, но соответствующее поведение, которое принимает на себя каждый из них, меняется более медленно. Аспекты личности, связанные со специфическими статусными позициями в социальной структуре, получили название «статусной личности» (Linton, 1945). Поведение, которого начинают ожидать от человека, занимающего особое положение в обществе, является частью его социальной роли. Например, социально стандартизированная роль матери в общине каска включает в себя нежную любовь к малышу и уход за ним. Позже, когда ребенку ис- 66 Предмет психологической антропологии полнится три года, мать изменит свою роль и станет сравнительно отдаленной и эмоционально отчужденной от него. Точно так же роль резервиста, призванного в мирное время в военно-воздушные силы и оставившего ради этого частный бизнес, включает в себя мучительное понимание того, как неэффективна и плохого организована армейская система. Конечно, каждый член общности обладает несколькими статусами и играет много ролей на протяжении своей жизни. Антропология изучает некоторые особенно интересные статусы в огромном здании человеческой культуры. Описываемые в монографиях роли разнообразны: от могущественных правителей Восточной или Западной Африки до мелких племенных вождей в пустынях Ближнего Востока. Антропологические отчеты изобилуют описаниями баснословно миролюбивых и сдержанных вождей индейцев Великих Равнин, бесконечно злобных индейских колдунов, туземок, вызывающе покачивающих бедрами при ходьбе, и робких, застенчивых, покрытых чадрой деревенских женщин из афганского племени патан, а также идеализацией черт, некогда отличавших нобилитет Новой Англии. Некоторые из этих ролей связаны с полом, другие присущи лишь одному человеку в определенной общине и в данное время, тогда как третьи характерны для представителей особых социальных классов. Идеальная и реальная личность. В личности можно выделить идеальные и реальные (manifest) аспекты. Идеальные модели символизируют то, как человеку следует поступать, например, чтобы заслужить одобрение или оставаться в гармонии с самим собой. Идеальные стандарты могут иногда проявиться в интервью, направленных на выяснение того, как человек поступил бы при определенных обстоятельствах. Под реальной личностью подразумевается реальное поведение, переживаемое или демонстрируемое человеком. Исследователи, изучающие дисциплину «культура и личность», должны чувствовать разницу между этими видами поведения и не ожидать точного соответствия одного аспекта личности другому. Маргарет Мид (Mead, 1951 а) удачно использовала официальные советские источники, чтобы сделать вывод об идеальной модальной личности великоросса. Она проделала эту работу в условиях, когда не было возможности длительно наблюдать реальное поведение русских в привычном для Дж.Хонигман. Понятия ы них окружении. Помимо того, что М.Мид открыла новое направление в исследовании официальной идеологии, она также продемонстрировала, что знание идеальных аспектов личности помогает прояснить публичное поведение представителей той или иной нации, отраженное в прессе.
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001

Еще по теме Личность:

  1. Абстрактность и безличность государства
  2. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ:СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
  4. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. МЕНТАЛИТЕТ
  5. § 1. Понятие личности
  6. Проблема личности в православной и иных культурных традициях
  7. Понятие и структура личности
  8. Коммуникативная личность: сущность и содержание
  9. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ* В ПСИХОЛОГИИ И ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Проблема личности в психологии
  10. Личность и право
  11. А. Познаваемый элемент в личности
  12. 1. Индивид и личность
  13. Личность и ее психологическая структура
  14. Место психологии личности в системе знаний о личности
  15. Теории личности в зарубежной психологии
  16. Основные психологические концепции личности
  17. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
  18. Личность — вымышленный персонаж
  19. 1. Благоразумные причины и идентичность личности
  20. 1.3 Модели идентичности личности в психологии и социологии