<<
>>

3.3. Магия и религия

Магией и религией называется обращение к потустормнним силам с целью заручиться их поддержкой. При этом магию от­личает требовательное, а религию - просительное отношение к объектам веры (точка зрения Дж.

Дж. Фрззера [218, с. 39, 53- 64], см. далее). Относительно происхождения религии у иудеев и христиан существует наивное и даже кощунственное убеж­дение, что Священное Писание (Библия) в основе даровано «избранному народу» (древним евреям) самим Господом Бо­гом. Научный анализ, однако, приводит к выводу, что основы Священного Писания действительно пришли к древним евре­ям извне, только не от Господа Бога, а от врагов древних евре­ев, филистимлян, что и объясняет забвение авторами Ветхого Завета первоисточника своей осведомленности о высших мате­риях, поскольку было бы нестерпимо признать его вражеским, филистимлянским. Рассмотрим факты.

Появление филистимлян в Палестине, получившей от них свое название, связано с последствиями Троянской вой­ны (1193-1184 гг. до н.э.) и именем Одиссея (ок. 1219-1167 до н.э.), царя о-ва Итака (Ионические о-ва в Ионическом море у западного побережья Балканского п-ова). Хитроумный Одис­сей являлся неформальным лидером войска ахейцев-данайцев (буквально - «первородных мореходов», микенских греков) под Троей, которое официально возглавлял царь г. Микены Агамемнон (ок. 1221-1184 до н.э.), с 1200 г. до н.э. господин (царь) Аххиявы (всех ахейцев, с точки зрения Хеттского цар­ства на сев.-воет. Турции). Этот могущественный, но недале­кий человек, постоянно конфликтовал с первым мечом ахей­цев - Ахиллом (ок. 1216-1184 до н.э.), сущим берсерком (бе­шеный воин у скандинавских викингов) (Гомер. Илиада, II, 145-153,198-214 [54, с. 326, 327-328]). Одиссей не только ми­рил их (Илиада, II, 154-183, 215-237 [54, с. 326-327, 328]), но и спасал ахейское войско от разброда и дезертирства, которо­го не чужд был сам Агамемнон, парадоксально возглавивший попытку бегства ахейцев из-под Трои в последний год войны (Илиада, II, 186-211, 278-335 [54, с, 43-44, 45-47]).

На 10-й год бесплодной осады Трои ахейцы пришли в уны­ние. Тогда в июне 1184 г. до н.э. Одиссей, переодевшись в ру­бище, ночью проник в осажденный город, произвел там развед­ку, был узнан, но не выдан Еленой Прекрасной (ок. 1219 - по­сле 1184 до н.э.), из-за которой вспыхнула война, и благополуч­но вернулся в ахейский лагерь (Гомер. Одиссея, IV, 245-258 [54, с. 457-458]), где выдвинул идею пустотелого деревянно­го Троянского коня, в чреве которого отряд данайцев под во­дительством Одиссея был втащен доверчивыми троянцами к себе в город, причем, таясь в недрах душного изваяния, Одис­сей был вынужден бороться с малодушием брата Агамемнона и мужа Елены Прекрасной, Менелая (ок. 1219 - после 1184 до н.э.), царя Спарты, и даже своего преданного друга, умного Ди­омеда (ок. 1219 - после 1184 до н.э.), царя Аргоса. Кроме того, Одиссею пришлось железной рукой подавлять сущий бунт во­ина Антиклеса, готового раскрыть себя и затаившихся товари­щей врагу (Одиссея, IV, 271-289 [54, с. 458]).

В таких невыносимых условиях Одиссей сумел вывести в ночь на 23 июля 1184 г. до н.э. свой отряд из чрева деревянно­го коня, перебить крепостную стражу и впустить ахейцев в го-

род, после чего Троя пала навсегда (так называемая в археоло­гии Троя VII Ь, окруженная, по данным археологии, обширной деревянной стеной, прикрытой рвом). Возвращаясь морем во­свояси, Одиссей был заброшен бурей к западным берегам Ита­лии, где на о-ве Эя (ныне п-ов Монте-Чирчео у берегов Лация, относительно недалеко от Рима) попал в неволю к волшебнице Цирцее (Одиссея, X, 135-574; XII, 1-143 [54, с. 530-540, 556- 559]), пленившей его (1184-1183 гг. до н.э., Одиссея, X, 472 [54, с. 538]). Отпущенный на свободу, Одиссей опять был заброшен бурей еще западнее, где на о-ве Огигия (ныне о-в Ибица, 3-й по величине из Балеарских о-вов, в 200 км к востоку от Пи­ренейского п-ова) оказался в плену у нимфы Калипсо (Одис­сея, IV, 555-560; V, 6; VI, 172; VII, 254; XII, 447-450 [54, с, 465, 472, 487, 497, 566]). Там он провел 7 лет (1183-1177 гг.

до н.э., Одиссея, VII, 259 [54, с. 497]).

В 1177 г. до н.э. Одиссей прибыл на о-в Крит, где вместе со своими данайцами вступил в союз с древней титульной наци­ей о-ва - с пеласгами, или пеластами, которых египтяне и древ­ние евреи позже именовали филистимлянами. В том же 1177 г. до н.э. под предводительством Одиссея, нового царя Аххия- вы, флот данайцев и пеласгов отплыл к Малой Азии, где к ним присоединились представители народа тевкров (троянцев под водительством известного Энея (ок. 1200 - после 1162 до н.э., предка Гая Юлия Цезаря), тирсенов, или этрусков, сардов (из г. Сарды в М. Азии, заселивших о-в Сардинию), карийцев и са- галасцев (заселивших о-в Сицилию). Эту морскую армаду со­провождал по берегу обширный обоз. Одиссей сокрушил мо­гущественное Хеттское царство, государство Кицуватну (юж­нее), Сирию и о-в Кипр, после чего обрушился на желанный богатый Египет. Там последний царь Аххиявы был разгромлен вторым фараоном XX династии Рамсесом III (1184-1153 до н.э.). Остатки союзников Одиссея, пеласгов, осели на юге Па­лестины, где в 1173 г. до н.э. появились древние евреи.

История последних такова. В 1650 г. до н.э. это малочислен­ное семитское племя Иакова (70 человек; Исход, 1 : 1-5) вхо­дило в состав колесничьего войска гиксосов («повелителей пу­стынных стран»), явившихся в Палестину с верховий р. Тигр и относившихся к носителям так называемого прототигридско- го языка, родственного этрусскому. Под водительством Шали- ка (от егип. Srk - Благовест, с точки зрения этрусской филоло­гии) гиксосское войско, включавшее множество семитов, втор­глось в Египет и захватило его северные и центральные обла­сти. С изгнанием гиксосов в 1540 г. до н.э. древние евреи ока­зались в хрестоматийном египетском плену, продлившемуся до 1212 г. до н.э. Когда третий фараон XIX династии Рамсес II Великий (1279-1212 до н.э.) совсем состарился, чтобы чему- то воспрепятствовать, древние евреи бежали из страны (Ис­ход, 12 : 37). Старый фараон опрометчиво предпринял погоню за беглецами и погиб во время шторма на Красном море (Ис­ход, 14 : 23-28; 15 : 19), а предводитель древних евреев Мои­сей (1292-1173 до н.э.) 40 лет водил своих людей по пустыне, чтобы вытравить из них рабов (Числа, 14 : 34).

Когда в 1173 г. до н.э. оборванный и одичавший «избранный народ» появился в Палестине, он застал там обустраивающихся «божественных пеласгов»-филистимлян, весьма высокоразвитый народ, всту­пающий в железный век и надолго монополизировавший про­изводство железа в Палестине.

В 1173-1020 гг. до н.э. древние евреи управлялись судья­ми, но в 1020 г. до н.э. избрали царем Саула (1020-1004 до н.э.), выдвинувшегося как полководец во время войны с племенами аммонитян за г. Явеш в Заиорданьи. В результате интриг его зять, будущий царь Давид, был вынужден бежать в степи Юж­ной Палестины и поступил на службу к главе филистимлян- ского Пятиградья (городов Азот, Аскалон, Газа, Гат и Акрон), царю г. Геф (Гат) Анхусу, сыну Маоха (1-я книга Царств, 27 : 2). Филистимляне были соплеменниками этрусков, переселив­шихся после поражения 1177 г. до н.э. в Египте на Запад, в ита­льянскую область Тоскану, получившую название от местного произношения этнонима этрусков «туски». По-этрусски имя Анхуса, сына Маоха (еврейск. Ахиш, сын Ма'ахи), означало «Родовитый», сын «Вечного» (от Р. 56. hana - прародитель и Р. 5351. mahe - вечность, где глухой фарингал h в интервокаль­ном положении озвучился до звонкого фарингала Т). В пред­ставлениях о несохранившейся культуре филистимлян нам придется отправляться от культуры родственных им этрусков.

В 1004 г. до н.э. царь Саул покончил с собой после пора­жения в битве с филистимлянами при горе Гильбоа, и госуда­рем Израильско-Иудейского царства был провозглашен Давид (1004-965), который окружил себя телохранителями из чис­ла филистимлян (палестинских пеласгов) и критян (критских пеласгов). Иными словами, начиная со времен своего бегства от царя Саула Давид постоянно находился в окружении высо­коразвитых «божественных пеласгов» (так называли их древ­ние греки, явившиеся в Грецию с севера около 2000 г. до н.э. и заставшие там высокую цивилизацию пеласгов). Немудрено, что в иудаизме утвердилось ожидание мессии из рода Давидо­ва (см. далее).

Окружение царя Давида, зараженное идеологией пеласгов, послужило проводником в Священное Писание древних евре­ев идей пеласгов-филистимлян, аналогичных представлениям «этрусской дисциплины», т.е.

религиозно-исторической идео­логии этрусков. «Этрусская дисциплина» известна нам недо­статочно, поэтому мы можем выделить лишь отдельные темы Ветхого Завета, имеющие филистимлянско-этрусское проис­хождение. Эти темы таковы.

Верховным богом Библии является Бог-Создатель, проис­ходящий от верховного бога филистимлян Дагона (1-я кни­га Царств, 5 : 2-7), отражающего верховного бога Фестского диска (памятника критских пеласгов из г. Фест 1600 г. до н.э.) Та-ko, отвечающего этрусскому богу Tecvm - «Создатель» (от этрусск. глагола tece - создавать) (от Р. 10607. take «создавать запасы (зерна)»). Этот Бог получил в Новом Завете имя Бога- Отца, что соответствует этрусскому теониму apta - букваль­но «отец-этот», в переносном смысле «Отец» как бог (с боль­шой буквы). Понятие «Бог-Создатель» происходило от поня­тия «Бог-Мельник» потому, что в неолите сложилось произво­дящее хозяйство и создателем в первую очередь считался мель­ник -производитель муки (см. разд. 4.11).

Бог-Создатель задумал сотворить мир, что вытекает из «этрусской дисциплины», согласно которой [158, с. 169-171; 205, с. 36] он произвел мир и человека за шесть тысячелетий: в 1-е сотворил небо и землю, во 2-е - небесную твердь, в 3-е - море и все воды, в 4-е - светила (солнце, луну и звезды), в 5-е - всю живность, в 6-е - человека. Библия воспроизводит этот миф, переводя хронометраж миротворения с тысячелетий на дни (Бытие, 1 : 1-31) [101, 54-65].

Согласно «этрусской дисциплине» создание человека со­стоялось в 3745 г. до н.э., или в 5507/8 г. до н.э. по филистим- лянскому исчислению, которое было усвоено иудаизмом. Для иудаизма эта дата не значит ничего: для иудеев и христиан она мифична. Иное дело - филистимляне и этруски. Для них это событие отстояло на 2777 лет от основания их общностей: Этрусского двенадцатиградья в 968 г. до н.э. и общины пелас­гов на о-ве Крит в 2731 г. до н.э., что согласуется с археологи­ческими данными о начале критской раннеминойской I архео­логической культуры пеласгов ок. 2750±150 г.

до н.э. [16, с. 34]. Согласно «этрусской дисциплине», после сотворения мира ему (миру) оставалось 6 тыс. лет существования, что относит ко­нец света на 492/3 г. н.э. по-филистимлянски или на 2255 г. н.э. по-этрусски. В «этрусской дисциплине» эта роковая дата выве­дена из умозрительной хронологической симметрии: 6 тыс. лет ушло на сотворение мира и 6 тыс. лет уйдет на его существова­ние, т.е. для филистимлян и мрачных этрусков идея Конца све­та объяснима. Иное дело - иудаизм и христианство, где поня­тия «Конец света», или «день Страшного суда», или «Апока­липсис» (Откровение Иоанна Богослова) взяты невесть отку­да: надо полагать, через иудейскую традицию у филистимлян.

После сотворения мира Дьявол под видом Змея обольстил Еву сокровенной информацией о плодах Древа познания добра и зла (яблони) (Бытие, 3 : 1-15), что привело к изгнанию лю­дей из рая. В культуре иудаизма роковой Змей не имеет ника­кой предыстории и возникает в законченном виде. Напротив, у критских пеласгов в столичном Кноссе мы имеем богинь со змеями (на Фестском диске они названы pu-a-ra mu-ri, «жен­щины смертельные», жрицы того света), а у этрусков мы зна­ем демона со змеями Tuxulxa - «Траурника», демона того света, чьи атрибуты - змеи могли послужить прообразом для Змея Библии, ведающего тем светом.

Само понятие подземного мира у древних греков и у иуде­ев не имело конкретной предыс.торииуг|. Так, у древних греков царь и царица Подземного царства именовались 'Ai5r|

<< | >>
Источник: Н.В. Клягин. СОВРЕМЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Антропология и этнология», «Философия», «Социология». 2014

Еще по теме 3.3. Магия и религия:

  1. Глава 4 Общества и экономические системы
  2. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА (ФИЛОСОФИЯ НАРОДОВ)
  3. Миф, магия, псевдонаука с точки зрения рациональности
  4. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (МИФ, РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ,
  5. 13.2. КЛЮЧЕВАЯ МЕТАФОРА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА: «ВРЕМЯ КАРТИНЫ МИРА»
  6. Глава 1 Обычаи (mores maiorum, consuetudo, mos regionis)
  7. Глава 1 Понятие обязательства (obligatio)
  8. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ И ЛИЧНОСТЬ* Дж. Уайтинг
  9. Глава 6 КОНТ (1798-1857)
  10. ЛЕВИ-БРЮЛЬ (1857-1939)
  11. ФРЭЗЕР (1854-1941)
  12. Морган и религия
  13. ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАГИИ — ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЕЛИГИИ
  14. 4. Первобытная магия — формирующаяся религия
  15. 3.3. Магия и религия
  16. Роберт Редфилд МАГИЯ СЛОВА БРОНИСЛАВА МАЛИНОВСКОГО
  17. 1.ЧЕЛОВЕК ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО РЕЛИГИЯ
  18. 1. АКТЫ ТВОРЕНИЯ В РЕЛИГИИ
  19. 3. СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВКЛАДЫ В ПРИМИТИВНУЮ РЕЛИГИЮ
  20. 6. МАГИЯ И РЕЛИГИЯ