<<
>>

Место исследований ИСС в психологической антропологии

Огромную роль ИСС в форме «высших переживаний» в будущем развитии общества одним из первых отметил А.Маслоу еще в 1964 году в работе «Религия, ценности и высшие переживания», ставшей с тех пор классической и выдержавшей более 15 изданий. В историческом развитии психологического направления антропологии роль и содержание анализа ИСС существенно изменились: от исследования экзотических ритуалов — к проблеме, затрагивающей самые различные аспекты жизни человека в современном и традиционном обществе.
Современное многоуровневое изучение ИСС, так же как проблема Self, может быть интегрирующим направлением в психологической антропологии. В подтверждение этого тезиса имеет смысл показать связь анализа ИСС с другими структурными подразделениями области исследований психологической антропологии. Прежде всего изучение ИСС тесно связано с исследованием форм «народной психотерапии» и народной медицины в целом, транскультурным анализом душевных заболеваний и безусловно взаимодействует с исследованием религии в традиционном обществе. Анализ различных видов транса невозможен без использования разнообразных данных о внутриорганическом функционировании индивида и сведениях об экологическом (природном) окружении. Тем самым данная область исследований связана с биологической и экологической антропологией. 25 Храните информацию в правом полушарии // Независимая газета. 1999. Ноябрь. 17. А.А.Белик. ИСС как область исследований 543 Как было показано ранее, разностороннее влияние экстатических ритуалов необходимо учитывать в процессе обсуждения роли разнообразных способов мышления, обусловленных культурой (интровертного и экстравертного), и психологических типов культуры. Тесно взаимодействует с ИСС познание различных эмоционально-психологических состояний (страх, привязанность, агрессивность и т.п.) и соотношения «?—другие» в различных культурах. В заключение этого далеко не исчерпывающего списка взаимодействия анализа ИСС и других психоантропологических исследований хотелось бы подчеркнуть значительный эвристический потенциал проблемы «Транс и психология искусства». Именно в психологической антропологии возможна интеграция различных наук, в которых изучается ИСС: этнологического изучения шаманизма и подобных ему явлений, экстатических состояний в современном религиоведении (прежде всего в психологии религии), анализ различных форм транса и гипноза в практической психологии и психотерапии и психобиологическое исследование измененных состояний. В 1980—1990 годах ХХ века во всех указанных выше дисциплинах велись активные исследования самых различных аспектов ИСС. В культурной и психологической антропологии было продолжено изучение значения ИСС для жизнедеятельности этнокультурных общностей. В 1989 году под редакцией К.А.Варда вышел труд «Измененные состояния сознания и душевное здоровье: Кросс-культурная перспектива», а относительно недавно, в 1997 году, была опубликована работа Р.И.Хейнц «Транс-целительство в юго-восточной Азии сегодня». Несколько ранее вышло фундаментальное исследование Г.Руже «Музыка и транс: Теория взаимоотношения между музыкой и одержимостью» (1985)26 . Целая серия работ более общего характера принадлежит коллеге и сподвижнику М.Эриксона — Э.Л.Росси. Наиболее значимы (в теоретическом отношении) монография Рос-си «Психобиология “mind-body” исцеления» (1988) и труд, написанный в соавторстве с М.Эриксоном, — «Постигая 26 Altered states of consciousness and mental health: A cross-cultural perspective / C.A.Ward (Ed.).
Sage publication. Cross-Cultural Research and Methodology, V.12. 1989; Hienz R.I. Trance and healing in South Asia today Ban (Thailand), 1997; Ronget G. Music and trance: A theory of the relations between music and possession. Chicago, 1985. 544 ИСС, биология и гипноз: терапевтические подходы к измененным состояниям» (1981). Большой интерес вызывает ряд публикаций Росси, посвященных значению ИСС в повседневной жизни и обоснованию волновой теории психотерапии (гипноза)27 . Встречаются исследования, в которых делаются попытки проанализировать различные сферы практического применения ИСС. В качестве примера подобных можно привести книгу Д.Р.Вейра «Транс: от магии к технологии» (1996)28 . Одной из последних обобщающих работ, посвященных ИСС, является книга Дж.Гриффина и И.Туррелла «Гипноз и состояния транса» (1998)29 . Отрадно, что проблемы, связанные с ИСС, являются предметом пристального внимания психологов и психотерапевтов Белоруссии, России и Украины, а также российских этнологов. Это получило отражение в ряде книг, опубликованных в последние годы: С.Кардаш «Измененные состояния сознания» (1998), Т.И.Ахмедов, М.Е.Жидко «Психотерапия в особых состояниях сознания» (2000). Весьма существенным представляется также публикация хрестоматии «Психосоматика» (1999), представляющая работы ведущих зарубежных авторов в этой области30 . Не менее активно исследуются особенности измененных состояний в российской этнологии. В предшествующий период времени (1980—1990 годы) данная тема в виде изучения шаманизма была представлена работами В.Н.Ба-силова, А.В.Смоляк, Н.Л.Жуковской. В последние годы интерес к исследованию шаманизма и аналогичным явлениям значительно повысился. В 1999 году в Институте эт- 27 Rossi E.L. The Psychobiology of mind-body healing. New concepts of therapeutic hypnosis. New York, London, 1988; Erickson M., Rossi E. Experiencing hypnosis: Therapeutic approaches to altered states. New York, 1981;. Rossi E. Hypnosis and ultradian cycles: A new state(s) theory of hypnosis? // The American Journal of Clinical Hypnosis. V. 25. 1982. P. 21— 32; Rossi E. Altered states of consciousness in everyday life: The ultradian rhythms // Handbook of altered states consciousness / B.Wolman, M.Ulman (Eds.). New York, 1986. P. 97—132. 28 Weir D.R. Trance: from magic to technology. New York, 1996. 29 Griffin J., Tyrrell I. Hypnosis and Trance States. A new psychobiological explanation. The European Therapy Studies Institute. Chalvington, 1998. 30 Кардаш С. Измененные состояния сознания. Донецк, 1998; Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. Харьков; Москва, 2000; Психосоматика: Хрестоматия. Минск, 1999. А.А.Белик. ИСС как область исследований 545 нологии и антропологии РАН был проведен Международный конгресс «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». С 1995 года выходит серия работ «Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам»31 . Таким образом, изучение комплексной проблемы ИСС является как бы осью (неким центром), вокруг которой группируются исследования самых различных областей знания о человеке и культурах. Уже сейчас ряд результатов этих исследований (в том числе и опубликованных в настоящем издании) побуждают к коррекции интерпретаций ряда классических вопросов в культурной антропологии (гипотеза Р.Принса «о всемогущественном управлении» и первые формы религиозных верований), в психологии (извечная проблема психофизического параллелизма может иметь и инверсионную top-регулятивную трактовку — биологические изменения есть следствия и сопутствующие психологическим), в психологии религии (значение веры для психологической стабильности индивида) и в философии (некоторое переосмысление роли иррационального). ИСС — это проблема, где встречаются Запад и Восток, современная индустриальная культура и традиционное общество. Поэтому она еще долго будет в центре внимания ученых, представляющих различные дисциплины, и в процессе ее анализа будут открыты новые аспекты в функционировании человека. 31 См.: Шаманизм и иные ранние религиозные представления. М., 1995; Функ Д.А. Телеутское шаманство. М., 1997; Харитонова В.И. Заговорно-зак-линательное искусство восточных славян. Ч. I, II. М., 1999; «Избранники духов»—«Избравшие духов». Традиционное шаманство и неошаманизм. М., 1999; Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». Ч. I. М., 1999.
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001

Еще по теме Место исследований ИСС в психологической антропологии:

  1. СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ А.А.Велик
  2. Общая структура исследований психологической антропологии. Теоретические ориентации и методы анализа
  3. Э. Гучинова, Г. Комарова. Антропология социальных перемен. Исследования по социальнокультурной антропологии : сборник ст. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011
  4. 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
  5. Психологическая антропология в конце XX века
  6. Место информационно-психологических мер в разрешении военных конфликтов
  7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (КУЛЬТУРА-И-ЛИЧНОСТЬ) Историко-теоретический очерк А.А.Белик
  8. Основные вехи исторического развития направления «культура-и-личность» (психологической антропологии)
  9. Теоретические истоки психологической антропологии и две тенденции в познании культур
  10. Н. Я. Дараган ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В «СТРУКТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ» К. ЛЕВИ-СТРОССА
  11. Исследования Д. Д. Букинича по антропологии Афганистана. Племя х:азара, таджики, джемшиды и патаны (табл. 34)
  12. Норма, патология и ИСС