<<
>>

Метафизическая закономерность "абсурдного" начала "Бхагавадгиты"

Таким образом, совершенно закономерно, что западные мыслители, и Гегель в первую очередь, не видели системы в традиционной философии, выражающей принцип амальгамности традиционной культуры, в которой всему находится свое место: и мистике, и повседневности.
В традиционной философии не может быть системности в силу того, что в ее основе находится описание бытия как такового, которое не подлежит описанию, а предлежит описанию сущего в Божественном слове и "говорит" с нами чудесным образом как бы из себя самого. Связью этих описаний является системность самой жизни, которая неструктурна и целостно эволюционна. Для того чтобы представить эту целостную несистемную системность, я приведу такой пример. Гусеница становится коконом, и кокон становится бабочкой. В этом есть своя система и одновременно это не является системой, так как, во-первых, каждая существенная часть этой системы в своей живой процессуальности и больше и меньше одновременно ее усредненной "типичной" части, т. е. части именно в системном смысле этого слова; во-вторых, эта система разомкнута, она является открытой, так как в конкретной процессуальности она может и не иметь завершения, не состояться. Одновременно эта система целостно-закрыта, так как эволюционные изменения, в ней происходящие, протекают целостно, без остатка. Гусеница как живая сущность полностью без остатка "перетекает" в кокон и т. д. Установить момент перехода невозможно. Для этого необходимо препарировать кокон, т. е. остановить процесс. Так же и эмбрион целостно без остатка "перетекает" в ребенка. Несмотря на то что мы точно знаем механизм рожде- === 250 === ния, мы не можем сказать точно, когда конкретно эмбрион становится ребенком. Точно так же мы не обращаем внимания на такой странный с систематической точки зрения факт, что ребенок не только всегда больше, но одновременно и всегда меньше эмбриона, т. е. у эмбриона есть свойства, качества и части, которых нет у ребенка. Человек никогда не равен самой полной копии человека -механической, анатомической, физиологической, химической, т. е. структуре человека. Мы "наживаем" болезни, т. е. приобретаем какой-то недостаток структуры. Значит, мы меньше структуры, так как у нас есть какой-то ее недостаток, и одновременно мы больше, так как этот же недостаток есть приобретение каких-то других качеств. Но это как раз и есть жизнь, существование, витийствование, где системность не является системностью. Значит, шлоки во второй главе "Гиты", где Кришна говорит о дхарме, — это не только переход с одной точки зрения на другую, с более широкой на более узкую, как говорят комментаторы "Гиты". В этом, конечно, есть свой теологический смысл: учитель заботится не только о трансцендентном, но и о практическом уровне сознания ученика. Однако философский смысл перехода к повседневному в другом. Именно это обращение к обыденному, простому, профаническому и есть структура или, если можно так выразиться, “структура — "Другое"” текста традиционной мудрости, держащей мир традиционной культуры. Обращение к жизни, к жизненному культуры есть пространство перехода от одной трансцендентальной установки к другой, это и есть, собственно говоря, форма помысливания, описывающего бытие сущего, которое оставляет бытие живым, не уничтожает существование сущности. Традиционная философия, описывая истину бытия, — неописуемое, пустотное, бескачественное, вечное, чудесное — постоянно возвращается к мимолетной, преходящей, радостной или печальной правде жизни, создавая самоструктурность, которая не есть структура с рационалистической точки зрения, а есть самоотношения целостной, живой рефлексии бытия сущего, которая и есть, собственно, восточная мудрость. Нам становится более понятным в этой связи, почему "Бхагавадгита" начинается непосредственно перед сражением, т. е. главным событием всего эпоса "Махабхарата". Если мы рассмат- === 251 === риваем "Гиту" как текст восточной мудрости, структура которого задается целостным существованием культуры, то закономерно, что Божественное слово о сущем, т. е. о самом главном в мире, концентрирующее все налично присутствующее бытие, разворачивает себя в предлежащем главному событию пространстве. Это самое главное событие эпоса, т. е. всей тотальности культуры, еще не случилось, хотя в космосе культуры все готово для его свершения. В этом смысле данное не случившееся событие или, точнее говоря, его предначало, обладает всей полнотой качеств, включая сюда и качество не случившегося. Это событие обладает, так же как и чудесный объект традиционной философии — ниргуна брахман качеством отсутствия качеств. Именно в этом качественно-бескачественном пространстве, наполненном всеми возможными свойствами, всем возможным развитием событий, включая и возможность несвершения этих событий, так как я хочу подчеркнуть, что это не начало, а предначало битвы, и звучит Божественная речь, раскрывающая Арджуне тайну бытия. В этом смысле начало "Бхагавадгиты" как философского произведения в самый неудобный для ее умозрительного постижения момент, т. е. композиционно перед началом битвы, совершенно закономерно, необходимо и объективно. Как закономерны и объективны всполох молнии и удар грома в предгрозовом небе, раскрывающие саму сущность надвигающейся бури. === 252 ===
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Метафизическая закономерность "абсурдного" начала "Бхагавадгиты":

  1. Абсурдность и негативизм
  2. В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов), 1999
  3. 6. Реабилитация метафизической проблематики
  4. 4. Метафизическая антропология русских мыслителей
  5. Попытка метафизического описания
  6. Шеллинг. Метафизический эмпиризм
  7. 2.1. Метафизический интеллектуализм П.Руссло
  8. В царстве метафизических теней
  9. 3.2. Критика метафизического проекта Э. Жильсона
  10. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ДОГМАТИКО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ
  11. Основные черты религиозно-метафизической концепции
  12. к проблеме эпистемологической и метафизической релевантности трансперсонального опыта
  13. 1. Поиски метафизического обоснования научной картины мира (40 - начало 60-х гг.)
  14. ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ МАРГИНАЛЬНОСТИ КАК СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ Шахалова О.И.
  15. Раздел второй, что такое суждение как метафизически, так и физически
  16. Метафизические системы теоретизирования активно разрабатываются и в последующие века, в первую очередь, в западном обществе.