<<
>>

Новоевропейский исторический субъект

В рамках развития европейской культуры исторический закон, наследуемый христианством, соединяется с историческим субъектом, заимствованным европейской городской культурой из культуры греческого полиса.
При слиянии двух этих исторических моментов в европейской культуре и возникает философия истории. Школы исторической науки, философское начало которым положили идеи Вико, Вольтера, Монтескье, Руссо, Кондорсе, позднее Конта, секуляризовали понятие истории, свели к минимуму его религиозно-сакральный контекст. Но, как писал Бердяев, всякая действительная философия истории остается религиозной по своей сути, так как в основе понимания истории всегда лежит трансцендентальная гарантированность и единственность исторического закона. Такова, например, философия истории Гегеля. Это — История с большой буквы, так как ее единственное и неизбежное развертывание во времени гарантируется Абсолютным духом. По своей внешней конструкции такова же и философия истории Маркса. Пролетариат у Маркса, это заметил еще Бердяев, выполняет роль Богоизбранного народа и коллективного субъекта, движение которого в "светлое будущее" гарантировано законом перехода исторических формаций. Таким образом, история в широком смысле — это мировоззрение европейской культурной парадигмы, включающее такие понятия, как исторический закон и исторический субъект. Это мировоззрение принципиально ориентировано на будущее, на развитие как поступательное движение. У просветителей это исторический прогресс, у Гегеля — Абсолютный дух, его феноменология, у Маркса — прогрессивное развитие исторических формаций. Именно смыслообраз истории как поступательного развития заслоняет от нас традиционную культуру и традиционного человека. На этом этапе рассуждения нам необходимо освободить традициум, т. е. пространство традиционной культуры и традици- онного человека в их интерсубъективной процессуальности, от ценностно-знанческих рамок истории как необратимого и неотвратимого исторического развития. Необходимо психологически принять положение о том, что мы такие же люди, как и традиционный человек. Мы, конечно же, не умнее Гераклита, Парменида, Сократа, Платона. Мы, конечно же, не так нравственны, как религиозные учителя прошлого, но принципиально мы не отличаемся от человека, жившего, допустим, в VII в. до нашей эры.
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Новоевропейский исторический субъект:

  1. 1. Теоретические предпосылки формирования философско-исторической концепции Вл. Соловьева
  2. Исторический процесс
  3. Принципы исторической гносеологии
  4. Руководящие идеи исторического построения
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. трансперсональный опыт, проблема субъект-объектного дуализма и недвойственность
  7. К ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ЧЕРЕЗ ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ. (К СЕМИОТИКЕ ПОНИМАНИЯ ТИПОВ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ)
  8. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ
  9. Д. И. Широканов ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ УНИВЕРСУМА в КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
  10. ВАРИАЦИЯ ПЕРВАЯ (СТРУКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ)
  11. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРАВЕ: К НАЧАЛАМ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТА ПРАВА В.И. Павлов
  12. Развитие человечества и его культурно-историческое единство в философии истории Страхова
  13. Идеи М.Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания
  14. Научное и нарративное знание с позиции языка и языковых игр
  15. § 14. Понятие метафизики Франсиско Суареса и основные черты новоевропейской метафизики
  16. §1.2. Понятие субъективности в философии постструктурализма