Общая структура исследований психологической антропологии. Теоретические ориентации и методы анализа
В качестве исходного момента реконструкции общей структуры широчайшего спектра исследований психологической антропологии используем общее определение этой дисциплины, данное Ф.Боком и наиболее отчетливо выражающее методологическую особенность или суть данного направления. Важнейшим признаком психологической антропологии Бок считает взаимодействие «...между антропологическими проблемами и психологическими теориями, сосуществующими с этими проблемами»29. Размышляя о широком распространении идей, созвучных психологической антропологии, редактор книги «Психологическая антропология» (итогового тома чикагского конгресса) Т.Р.Ви-льямс полагает, что определяющим признаком этой дисциплины является изучение «...судьбы индивидов в специфическом культурном контексте и интерпретация данных, полученных в этих исследованиях различными психологическими теориями»30. Таким образом, логично подразделить всю совокупность исследований не только на основании предмета (области исследований), но и в соответствии с интерпретирующими теориями (методами). Следует иметь в виду, что в настоящем изложении понятие «метод» используется в двух основных смыслах: 1) метод — совокупность теоретических положений, позволяющих дать интерпретацию эмпирическим фактам и определяющих направленность анализа и способ изучения объекта; 2) метод (методика, техника) конкретного эмпирического (полевого) исследования — совокупность приемов, процедур непосредственного изучения выбранного аспекта жизнедеятельности человека в условиях различных культур. Несмотря на довольно большое разнообразие проблем, изучаемых психологической антропологией, все же можно выделить несколько тем, которые обязательно будут присутствовать в монографии или коллективном труде (общей 29 Bock Ph.K. Rethinking Psychological Anthropology. New York, 1988. P. XL 30 Williams T.R. Introduction // Psychological Anthropology / T.R.Williams (Ed.). The Hague-Paris, 1975. P. IX. А.А.Белик. Психологическая антропология 23 направленности) под названием «Культура и личность» или «Психологическая антропология». Это — исторический экс-курс, посвященный первому периоду развития (обычно до середины 1950 годов), обязательные разделы, посвященные особенностями восприятия, познания, мышления (в различных культурах), детству, функционированию взрослой личности и ее детерминантам. В той или иной форме будет отражена этнопсихиатрия, проблема измененных состояний сознания и религии в целом. Будет также присутствовать раздел «Личность и экономические изменения» или «Эко-номическое развитие и личность». Приведенные предметные области достаточно репрезен-тативны в описании того, что изучают психологические антропологи. Но самое главное здесь — как изучают, по-скольку одна и та же проблема (народ, этнокультурная общ-ность, тип ритуалов...) может анализироваться различными способами. Поэтому для целостной картины столь сложного явления современной науки, как психологическая антропо-логия, мне хотелось бы дать общую структуру исследований данной дисциплины, дополненной общей характеристикой методов эмпирического исследования. Как уже отмечалось ранее, теоретический метод или ориентация существенно влияет на способ познания и во многом определяет ту или иную направленность исследований. В качестве основных методов интерпретации (или подходов), существующих в психологической антропологии, можно выделить следующие теоретические ориентации: 1) психоаналитический подход; 2) когнитивистская ориентация; 3) этологический подход (этология человека); 4) интеракционистская ориентация. По предмету (области исследований) необходимо выде-лить следующие проблемы: 1) анализ этнической идентичности в различных ее ис- торических формах; 2) культура и мышление; особенности восприятия и познания в различных культурах; 3) культура, личность, экология; 4) психоантропология религии; анализ ритуалов; 5) антропология (этнология) детства; 6) анализ моделей нормы и патологии в различных куль-турах; этнопсихиатрия; изучение форм «народной» терапии; 2) 24 Вступительная статья 7) измененные состояния сознания: проблема их классификации и функции в современном и традиционном обществе; 8) культура и биология; психобиологическое изучение личности в условиях различных культур; 9) личность и экономическое развитие; психологические основы различных типов экономики; проблема адаптации личности к изменениям. Взаимодействие этих двух структурных уровней и образует область исследований психологической антропологии. Можно даже говорить о «переплетении» двух классификаций, поскольку предметно-проблемные области могут изучаться при помощи различных подходов. Дополнительные штрихи в общую картину исследований психологической антропологии вносит использование различных моделей личности, а также доминирование той или иной детерминанты (или детерминант). Большое внимание этому аспекту уделил В.Барнов в книге «Культура и личность» (1985). Он полагает, что наиболее активно в межкультурных исследованиях используются три модели личности: динамическая З.Фрейда, «завершенная» Маслоу— Фромма—Олпорта и «согласованная» (гармоничная) Кел-ли31. Безусловно, что модель Келли доминирует в когнитивном направлении психологии культуры, но она практически не используется в других направлениях исследований. Фрейдистская модель динамической личности — это действительно универсальный способ, посредством которого «...мышление и поведение детей и взрослых, нормальных и сумасшедших, дикарей и цивилизованных объединено и объяснено общими принципами, ведущую роль в которых играет конфликт между структурными составляющими личности»32. У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Но впоследствии, в ортодоксальных психоаналитических исследованиях культур конфликтная модель личности превратилась в патологически-клиническую. Это означает, что исходный пункт исследования — патологический индивид, и задача ученого — лишь выяснить особенности патологии и дать им объяснение в тер- 31 Barnouw V. Culture and Personality. Chicago, 1985. P.ll—15. 32 Bock Ph.K. Rethinking Psychological Anthropology. San-Francisco, 1988. P. 23—24. А.А.Белик. Психологическая антропология 25 минах клинической психиатрии (психоанализа). При этом человек рассматривается как абстрактный индивид (вне культурного времени и пространства и профессиональной деятельности), к которому применяется некий единый стандарт усредненной активности и патологии. Такому подходу противостоит позиция Маслоу—Фромма, рассматривающая человека в качестве творческого, разносторонне развитого индивида. По моему мнению, именно две эти модели наиболее существенны для психологии культур, хотя свой вклад в общую картину исследований вносят и другие подходы к определению личности: Уотсона (совокупность поведенческих актов и реакций С-Р), Дж.Г.Мида (Self как ядро личности), А.Карди-нера (совокупность неврозов, тревог и защит) и, безусловно, модель психокультурных исследований Дж. и Б.Уай-тингов33. Существенно дополняет представление о богатстве и разнообразии исследований в психологической антропологии краткий обзор методов конкретных эмпирических исследований. Предварительно еще раз подчеркнем, что основополагающей (особенно для антропологов 1920— 1950 годов) является установка на понимание другой культуры, что предопределяет общую направленность полевых исследований. Б.Малиновский, один из первых полевых исследователей и сторонник функционально-психологического анализа культур, отмечает, что антрополог «...должен уловить точку зрения туземца, его отношение, осознать его видение и его мир... Исследователь, занятый полевой работой, должен научиться думать, видеть, чувствовать, а иногда и вести себя как представитель данной культуры. Это не означает, что мы просто должны понять мир другого человека посредством общения. Посредством этнографического диалога мы должны создать мир, общий с ним. Чтобы воспринять эту форму человеческого понимания, необходим период вживания в среду данного народа»34. Общий подход к полевым исследованиям в рамках парадигмы «натурализма» (то есть изучения естественно сложившегося положения вещей) в очень скором времени в конце 1920—начале 1930 годов был дополнен различны- 33 Whiting J., Whiting В. A Strategy for Psychocultural Research // The Making Psychological Anthropology / G.D.Spindler (Ed.). Berkeley, 1978. P. 41—61. 34 Цит. по: Лурье СВ. Историческая этнология. СПб., 1998. С. 430. 26 Вступительная статья ми методиками тестирования, то есть экспериментальными методами исследования особенностей личности в различных культурах (в первую очередь это касается специфики восприятия и форм познания). Кстати, именно в психокультурных исследованиях широко использовались и прошли апробацию проективные тесты. Наиболее известные тесты, которые использовали антропологи в своей работе, — тест Роршаха и ТАТ. Далее при изучении особенностей восприятия использовались самые различные виды и модификации визуальных и вербальных тестов. Очень популярны тесты-рисунки (дерево, человек) — DAR (Draw a Person), HTPT (House-Tree-Person-test), а также различные способы изучения группового взаимодействия (например, Doll Play). Особую роль в психокультурных исследованиях играет анализ мифов и народного искусства, а также способы интерпретации снов и видений. Достаточно широко применяется анализ биографического материала (Life History Material) самыми различными способами и использование различных видов интервью и методик опроса36. С 1980 годов в психологической антропологии стали применяться этологические методы анализа поведения.