<<
>>

8. Общие признаки постмодернизма в современной культуре и научном познании

К началу 80-х годов понятие «постмодернизм» начинает при­обретать ведущее положение в различных культуроло­гических и социологических концепциях, во многом благодаря работам Ф. Джеймисона и Ж.-Ф.
Лиотара, назвавшего ситуацию современной культуры «постмо­дернистским состоянием». Это слово «обозначает со­стояние нашей культуры, следующее трансформациям, которые с конца XIX века изменили правила игры в науке, литературе и искусстве». Ж.-Ф. Лиотар применяет слово «постмодерн» для описания «состояния знания в наиболее высокоразвитых обществах»[1].

Резкое противопоставление постмодернизма мо­дернизму находим у итальянского писателя У. Эко:

«постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж про­шлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности»[2].

Таким образом, само понятие «постмодернизм» трактуется неоднозначно также и по той причине, что речь идет о разных периодах развития культуры и характеристике разнородных явлений. Постмодернизм как социальное явление возникает сначала в русле художественной культуры, однако очень скоро распро­страняется и на другие сферы духовной культуры: философию, политику, религию, науку.

Постмодерн характеризуется иными признаками:

Отказ от построения единой системы культурных норм в пользу множества частных нормативных систем;

вместо согласия и порядка –различия, разногласия , противостояние;

не общезначимость, а условность или метафоричность;

приоритет не науки, а других дискурсов, прежде всего искусства;

не существование; а разные, в том числе и «непрозрачные» реальности.

Ведущие (и противоположные) характеристики модерна и постмодерна в литературе часто определяются через бинарные оппозиции (используется термин Леви-Строса), которые могут быть сведены в таблицу.

Бинарные оппозиции модерна и пост модерна (В.М. Розина)

Модерн (современная постклассическая культура) Постмодерн (постсовременная культура)
Определенность неопределенность
Глубина поверхность
Серьезность ирония
Камерность театральность
Субъективность/объективность Коммуникативность/ситуативность
Чтение письмо
Парадигма синтагма
Семантика риторика
Жанр/границы Текст/интертекст
Цель игра
Замысел случай
Истоки/причины Различие/след
Иерархия анархия
Закрытость открытость

Многие черты, присущие постмодернистскому искусству, выражают также общую культурную парадигму современности. Поэтому именно как характеристику культурной парадигмы современности можно рассматривать классификацию основных характсристик постмодернистского искусства, предложенную американским литературоведом Ихабом Хассаном:

1) неопределенность, открытость, незавершенность;

2) фрагментарность, тяготение к де конструкции, к коллажам, к цитациям;

3) отказ от канонов, от авторитетов, ироничность как форма разрушения;

4) утрата «Я» и глубины, поверхностность, многова­риантное толкование;

5) стремление представить непредставимое, интерес к эзотерическому, к пограничным ситуациям;

6) обращение к игре, аллегории, диалогу, полилогу;

7) репродуцирование под пародию, травести, по­скольку все это обогащает область репрезента­ции;

8) карнавализация, маргинальность, проникновение искусства в жизнь;

9) перформанс, обращение к телесности, материаль­ности;

10) конструктивизм, в котором используются иноска­зание, фигуральный язык;

11) имманентность (в отличие от модернизма, который стремился к прорыву в трансцендентное,

12) постмодернистские искания направлены на человека, на обнаружение трансцендентного в имманентном).

Другую (но в известной мере совпадающую с уже приведенной) классификацию черт постмодерна как состояния общества приводит Н.Н. Козлова:

4 полицентричность как отказ от европоцентризма;

4 релятивизация доминантных сил европейской куль­туры модерна: разума, естествознания, техники, индустрии и др.;

4 отказ от веры в Прогресс, осознание возможности нового варварства;

4 культурный и социальный плюрализм;

4 отказ от понятия личность в пользу понятия «пер­сона» и «маска»[3].

Таким образом, одна из основных постмодернистских идей - демократизация культуры, снижение вер­ховных ценностей, отказ от высших идеалов, которые в свое время были привлекательными для творцов модер­нистского искусства. Постмодернизм выдвигает в каче­стве главного творческого принципа принципиальный плюрализм стилей и художественных программ, миро­воззренческих моделей и языков культуры. Вопросы для самоконтроля

1. В каких годах понятие «постмодернизм» начинает приобретать ведущее положение в различных культурологических и социологических концепциях?

2. В чем сходство характеристики постмодернистского искусства Ихабома Хасана и классификации черт модерна Н.Н. Козловой?

3. Какой главный творческий принцип выдвигает постмодернизм? Литература

1. Культура: теории и проблемы. М., 1995

2. Розин В.М. Культурология. М., 2001

3. Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. М.,1996

<< | >>
Источник: Сост. А.Д. Похилько. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (конспект лекций). 2004

Еще по теме 8. Общие признаки постмодернизма в современной культуре и научном познании:

  1. СЛОВАРЬ
  2. § 1. Структурализм и постструктурализм: прошлое и будущее
  3. § 2. Фуко в России: перевод и рецепция Из истории переводов (в жанре воспоминаний)
  4. § 1. Пограничная безопасность: проблема формирования концептуальных основ
  5. ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ
  6. Глава 9. РЕЛЯТИВИЗМ. ПСИХОЛОГИЗМ. ИСТОРИЗМ
  7. Эпистемология о природе релятивизма
  8. Постнеклассическая наука
  9. Литература
  10. Лекция 1 ЧТО ТАКОЕ ОНТОЛОГИЯ? ПОЧЕМУ ОНА ТАК ВАЖНА В ПРОЦЕССАХ МЫШЛЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ МИРА
  11. 8. Общие признаки постмодернизма в современной культуре и научном познании
  12. Библиография