<<
>>

3 1 Общие соображения

Первый двуединый образ, на котором, по нашему мнению, имеет смысл подробно остановиться, — это образ собаки, пресле­дующей зайца первая из сцен преследования/терзания в нижнем фризе пекторали, если считать от края С точки зрения организа­ции «генеалогически» выстроенной и поданной «воинской судьбы» этот образ и стоящее за ним семантическое поле можно считать пороговым, стартовым, вводным

За подтверждениями догадки о связи «собачьих/волчьих» кон­нотации с ранними, юношескими стадиями воинской биографии у скифов далеко ходить не нужно Проблема существования едва ли

Отдельные части лгои павы были опубликованы ранее в [Михаилин 2()02Ь|

С кифы

53

не во всех без исключения индоевропейских (и не только индоевро­пейских) культурах института юношеских воинских союзов, ас­социирующихся с волком и/или псом, разработана давно и доста­точно подробно' Именно в этом контексте А И Иванчик реингер-претирует феческие источники (Полизн, Элиан), содержащие сведения о разгроме киммерийцев скифами, «спустившими на них псов» [Иванчик 1988] «Песий» статус молодых скифских воинов он связываете зафиксированным в осетинской традиции так называ­емым «первым балцем» — первым из трех обязательных военных походов, маркирующих мужской воинский статус и его соответству­ющую перемену

Важнейшим элементом традиционного осетинского воспита­ния был институт балц — военных походов Мужчина считался достигшим полной зрелости то есть прошедшим последователь­но все ступени инициации, лишь после того, как совершал после­довательно все три предусмотренных обычаем балца — годичный, трехлетний и семилетний Годичный же поход был обязательным условием инициации юноши в мужской возрастной класс

[Иванчик 1988 43]

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что тройствен­ная структура осетинского «балца» совпадает с тернарной же по природе структурой организации нижнего, хтонически-воинского фриза нашей пекторали Три типа хищников, терзающих/догоня­ющих свои жертвы, троекратно повторенный в центре фриза образ терзаемой грифонами лошади Данная параллель может оказаться отнюдь не случайной, особенно если принять во внимание прак­тически ни у кого сейчас не вызывающую сомнения2 близость тра­диционной осетинской культуры культуре скифской

1 См [Schurtz 1902 , Steward 1977 Nagy 1985, McCone 1986, Иванчик 1988, Йорданов 1995, Михайлин 2000 Михайлин 2001] Существование самих по себе юношеских мужских союзов у скифов, как представляется, сомнения уже ни у кого ие вызывает УЭА Гранювскою [Граптовскии 1980 131 —132] чи­ таем «Именно свободной и знатной молодежи юиюдетвующего племени или царства принадлежали право и обязанность находиться и воспитываться в цен­ тре племени или царства при царе в качестве его слуг, составлять отдельные отряды, служить на границе и т д < > О скифских "юношах", обычаях, свя­ занных с общественным функционированием этой возрастной группы из сво­ бодных и знатных, их воспитании и военных упражнениях, об отрядах "юно­ шей", курсировавших на границах, где они жили охотой и разбоями (древний обычаи "воспитания" и у персов), о зассчении новых земель молодежью из­ вестно по Геродоту, Трогу Помпею, Лукиану и др »

2 После основополагающих в этом отношении pa6oi Ж Дюмезитя [Дю- мезиль 1976], а также развития высказанных Дюмезилем идей в работах ряда о1ечесгвенных исследователей [Абаев 1962, и др ]

54 В Михаи шн Тропа звериных с юн

Именно в jtom контексте, как част ь неразрывного ритуально-магистического «собачье-заячьего единства», имеет смысл тол­ковать вообще все довольно многочисленное племя зайцев, встре­чающихся и скифских и околоскифских' источниках. И здесь открывается еще одно поле для полемики с концепцией Д.С.

Ра­евского, который относит этого зверька все к той же прокреатив-ной магии, отчего в ряде случаев заметно страдают трактовки кон­кретных, связанных с этим образом эпизодов.
<< | >>
Источник: Вадим Михайлин. ТРОПА ЗВЕРИНЫХ СЛОВ Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. 2005

Еще по теме 3 1 Общие соображения:

  1. § 1. Общее учение о противоправности
  2. § 1. Общая характеристика
  3. ГЛАВА XI ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ О СОЕДИНЕНИИ ВСЕХ ПЯТИ ОЩУЩЕНИЙ
  4. ГЛАВА VI СООБРАЖЕНИЯ ОБ АБСТРАКТНЫХ И ОБЩИХ ИДЕЯХ, КОТОРЫЕ МОЖЕТ ПРИОБРЕСТИ ЧЕЛОВЕК, ЖИВУЩИЙ ВНЕ ВСЯКОГО ОБЩЕСТВА
  5. ГЛАВА V СООБРАЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО АБСТРАКТНЫХ И ОБЩИХ ИДЕЙ, ИЛИ КАКИМ ОБРАЗОМ ИСКУССТВО РАССУЖДАТЬ СВОДИТСЯ К ХОРОШО ПОСТРОЕННОМУ ЯЗЫКУ
  6. Глава четвертая ДАЛЬНЕЙШИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ВРОЖДЕННЫХ ПРИНЦИПАХ КАК УМОЗРИТЕЛЬНЫХ, ТАК II ПРАКТИЧЕСКИХ 1.
  7. Глава шестая ОБ ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЯХ, ИХ ИСТИННОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ 1.
  8. Общее понятие логики
  9. Стороны и моменты качества: всеобщее-общее-частное-специфическое.
  10. 3.4. ПРОТИВОРЕЧИЕ 3.4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЯ
  11. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ, ВЫДВИГАЕМЫЕ ИЗУЧЕНИЕМ ИНСТИНКТОВ
  12. Приложение N ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО ИСТОРИИ АЛХИМИИ. ГРЕКО-ЕГИПЕТСКАЯ, АРАБСКАЯ, ЗАПАДНАЯ АЛХИМИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ БИБЛИОГРАФИИ
  13. Общие соображения
  14. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  15. Некоторые соображения по поводутеории математики и континуумаАристотеля
  16. 7.10.1. ОбЩИЕ СООбрАЖЕНИЯ