<<
>>

Одержимость

Рассмотрим понятие одержимости более подробно. Схема на рисунке 2 показывает, что верования одержимости могут быть связаны не только с ИСС (трансовое поведение), но и с другими видами поведения, условиями и культурными контекстами.
Снова здесь есть и позитивная, и негативная оценка «одержимости», не зависящая от того, связана Верования одержимости и связанное с ними поведение Неодушевлен ная Трансовое поведение Силы Воплощение духа ТТ~Т Воплощение духа Силы Изгнание духов Манипуляции О О ov S о О 1 S Рисунок 2. Верования одержимости и связанное с ними поведение (Bourguignon, 1968) Sa о- •о О) Э.Бургиньон. Измененные состояния сознания 427 ли одержимость с измененными состояниями. С позитивной стороны мы обнаруживаем, особенно среди американских индейцев, что человек может стать населенным силой (представляемой — или одушевленной, или неодушевленной). Например, шаман народности Havasupai (Spier, 1928) имеет в своем теле силу, которую использует для локализации болезни своего пациента. Харнер (Harner, 1973 a) пишет, что племена Jivaro охотятся за головами с целью приобретения силы, которая становится частью их собственной души. Лейнхардт (Lienhardt, 1954) описывает коронацию короля народности Shilluk в верховьях Нила. Душа первого короля проникает в тело нового, который испытывает короткий припадок (транс одержимости). Впоследствии новый король остается навсегда одержимым душой своего предшественника, несмотря на то, что возвращается к нормальному состоянию сознания и в дальнейшем от него не ожидают других ИСС. Другое сочетание нетрансовой одержимости и транса одержимости встречается иногда среди следующих культу zar, где, с точки зрения emic, первоначально одержимость может выражаться как бесплодие или болезнь; транс одержимости случается только в терапевтическом ритуале, который является инициацией (Lewis, 1971). В etic-терминах мы можем сказать, что пациент испытывает болезнь или бесплодие (или какое-то другое расстройство) и этот опыт интерпретируется как следствие одержимости духом. Из примеров ясно, что одержимость, которая не проявляется измененным поведением, может сосуществовать с трансом одержимости. Аналогично, в нашем анализе ИСС и их emic-объяснений мы находим случаи, в которых и транс и транс одержимости сосуществуют в одном обществе. В наших примерах мы видели, что вера в одержимость может быть использована для объяснения не только ИСС, но и как опыт приобретения силы и присутствием болезни. Наконец, существует третий случай, по-видимому, ограниченный Африкой, в котором одержимость объясняет колдовство. Многие африканские народы, как, например Azan-de (Evans-Pritchard, 1937) или Fang (Fernandez, 1961) верят, что некоторыми людьми овладевают колдуны, которые ведут их к причинению зла другим, часто без осознания этого. Поразительно похожее верование существует среди 428 ИСС, биология и некоторых народов Новой Гвинеи, как, например, Kaluli (Schieffin, 1976). Как показывает этот краткий обзор, широкое понятие одержимости охватывает огромное множество конкретных верований. Однако в той или иной форме одержимость встречается во всех частях света. В выборке из «Этнографического атласа», упомянутой нами ранее, мы обнаружили, что 74% из 488 обществ имеют одну или более форм верований в одержимость (Bourguignon, 1973).
Тот факт, что это понятие столь широко распространено, и что контекст верований и их конкретных приложений столь разнообразен, говорит о том, что мы имеем дело с очень древним представлением — представлением, которое было модифицировано и приспособлено к различным видам культурных моделей. Поразительно также и то, что понятие одержимости не обнаруживается с равной частотой во всех частях света. Наибольшую сферу охвата оно имеет на островах Тихого океана и наименьшую — среди туземных обществ Северной Америки (52%) и Южной Америки (64%). Культуры Нового Света значительно отличаются от культур Старого Света в том, что касается этих верований, как и в том, что касается многого другого. Хотя степень, в которой одержимость используется как объяснение, может нас удивить, также поразительно и то, насколько реже, чем ИСС, она встречается в реестре религиозных ритуалов. Этот факт, наряду с наблюдением, что верование одержимости не всегда связано с ИСС, наводит на гипотезу, что они возникли не вместе и что опыты ИСС не дают начала понятию одержимости. Скорее, вера в одержимость и ИСС имеют независимую историю и были объединены, возможно, в нескольких случаях и в определенных обстоятельствах. Emic-теории, объясняющие ИСС и разнообразные применения верований одержимости, представляют разнообразие «этнопсихологий», психологических теорий, характеризующих различные культуры, большей частью традиционные. Следует подчеркнуть, что понятие «одержимость» ?? является синонимичным типу ИСС, хотя люди часто говорят и пишут о «состояниях одержимости» или «одержимом поведении». Строго говоря, эти термины применяют только там, где измененные состояния интерпретируются и актером, и его социальным окружением как обусловленные «одержимостью» некоторого рода. Будем помнить также, что Э.Бургиньон. Измененные состояния сознания 429 то, во что люди верят в ИСС, влияет на их поведение. Очевидно, что транс одержимости невозможен, когда отсутствует вера в одержимость. На Гаити, например, где верят в духов, каждый из которых характеризуется определенным типом поведения, предпочтениями в еде и питье и определенными характерными признаками, люди должны как-то научиться вести себя в измененных состояниях соответствующим образом, чтобы их признали и приняли как одержимых данным духом, будь то Ibo-L?l? или какое-то иное хорошо известное существо. Такие психологические emic-теории объясняют поведение в различных обстоятельствах и объясняют различные виды опыта: в бодрствовании и во время сна, в здоровье и в болезни и т.д. Некоторые пережитки этих традиционных теорий все еще обнаруживаются в наших привычках в речи. Например, мы можем сказать, что этот человек «вне себя» от ярости или горя, или «Я не знаю, что на нее нашло» или «Я был сам не свой» (а кто-то другой?) и т.д.
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001

Еще по теме Одержимость:

  1. Состояние аффективной одержимости
  2. Оракул, или Деяния одержимого монаха
  3. МОЛЕБЕН ОБ ИСЦЕЛЕНИИ БОЛЬНЫХ, ОДЕРЖИМЫХ ОТ ДУХОВ НЕЧИСТЫХ И СТУЖАЕМЫХ
  4. 13. Смысл символа «перевоплощения»
  5. Культурная интерпретация ИСС
  6. Молитва святому великомученику и целителю Пантелеймону
  7. Ловушка стремления к противоположному
  8. Пути преобразований. Крупный план
  9. 35. в чувственном мире аффекты, за исключением невежества, в своих активных проявлениях [представляют] наплыв чувственности1.
  10. Поскольку они неуловимые и /всегда] сопровождаемые, а также имеют двойную поддержку и опутывают, [словно узами], постольку они называются аффективными предрасположенностями.
  11. пять привязывают к низким состояниям,
  12. § XIV. Источник морального зла
  13. 50. озлобленность, ненависть и насилие.
  14. История вопроса
  15. Измененные состояния и социализация
  16. Можно ли с помощью заговорного слова «присушить» человека?
  17. МОЛИТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» (от пьянства) (5/18 мая)