<<
>>

Охота у гоминин

Как мы видели выше, ок. 2,6 млн лет назад кениантропам пришлось перейти в разряд хищников по экологическим при­чинам. Прямых данных об охотничьем промысле у этих гоми­нин нет. Однако лингвистические данные характеризуют кени- антропа с озера Рудольфа как умелого охотника (см.

разд. 3.2). Мы имеем остатки массовой охоты на лошадей в местонахож­дении сапиенса дю Кро дю Шарнье в Солютре (Франция, ар­хеологическая культура верхнего мадлена, 12 580±250 лет на­зад) [620, с. 984]. Имеются останки 65 гигантских бабуинов, добытых гейдельбергским человеком в Олоргесаилие (Кения) 660 тыс. лет назад [95, с. 92, 95; 350; 367, с. 1908; 484]. Наконец, на стоянке ВК II в верхней части слоя II Олдувайского уще­лья в Танзании от массовой охоты человека прямоходящего ок. 1,2 млн лет назад осталось множество костей диких козлов- баранов Pelorovis и жирафов Libytherium [95, с. 95]. Мысленно продолжая линию этих находок в прошлое, мы вольны предпо­ложить, что более ранние гоминины уже закладывали навыки массовой охоты, хотя, быть может, не с таким размахом.

Первые кениантропы, генетически и, вероятно, поведенче­ски близкие шимпанзе, охотились должно быть так же, как эти обезьяны. Последние коллективно преследуют молодых лес­ных антилоп бушбоков, поросят кистеухой свиньи, детены­шей павианов анубисов, молодых и взрослых обезьян черно- красных гверец [90, т. 1, с. 254; 130, с. 203; 188, с. 52-53]. По лингвистическим данным, кениантроп сконцентрировал охот­ничьи усилия на парнокопытных животных - антилопах, ко­зах, козлобаранах и свиньях (см. разд. 3.2). Шимпанзе на охо­те не применяют орудий, действуют голыми руками и зубами, а потому предпочитают беззащитную юную дичь. Мясная пища составляет у них 3% общего рациона [35, с. 183; 130, с. 142-143, 147; 209, с, 180,182; 319; 831].

Ранние гоминины наверняка были такими же. Затем посту­пательный демографический рост потребовал от них сокраще­ния плотности населения в 3,8 раза, что автоматически приве­ло их в эконишу хищных, которых в биоме по биомассе в 5 раз меньше, чем растительноядных животных (см.

разд. 1.7). Ес­ли подобно шимпанзе и павианам гоминины прежде охоти­лись от случая к случаю, то теперь они (кениантропы) преда­лись систематической охоте, попали в зависимость от мясной пищи, которой в биоме в 10 раз меньше, чем растительной, по­страдали от этой новации, сократились в численности, но вы­жили. Как известно, их родичи австралопитеки и парантропы, не сумевшие стать систематическими хищниками и оставшие­ся преимущественно растительноядными существами, вымер­ли от перенаселения и бескормицы в похолодание 1,6-1,55 млн лет назад (конец австралопитека седиба в Южной Африке ок. 1,78 млн лет назад), 1,5-1,43 млн лет назад (конец парантропа массивного в Южной Африке ок. 1,5 млн лет назад и австрало­питека умелого в Восточной Африке ок. 1,44 млн лет назад) и 1,36-1,27 млн лет назад (конец парантропа бойсова в Восточ­ной Африке ок. 1,3 млн лет назад).

Эти вымирания происходили закономерно. Южноаф­риканские представители обреченных гомининовых родов уга­сали раньше восточноафриканских, поскольку растительной пищи в низкоширотной Восточной Африке встречалось боль­ше, чем в относительно высокоширотной Южной Африке, а потому уходящие восточноафриканские гоминины продер­жались дольше. В обоих случаях парантропы оказались живу­чее австралопитеков, поскольку базировались на грубых кор­мах [467; 494], менее чувствительных к аридности (засушли­вости), наступающей вследствие глобального похолодания, не­жели более сочные корма австралопитеков [494; 825].

<< | >>
Источник: Н.В. Клягин. СОВРЕМЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Антропология и этнология», «Философия», «Социология». 2014

Еще по теме Охота у гоминин:

  1. Гендерные различия в строении мозга как результат направленной эволюции
  2. Половой диморфизм и ведущий тип сексуальных связей: современные приматы и ископаемые гоминины
  3. Homo erectus и анатомически современные Homo: диета и взаимоотношения между полами
  4. Традиционные и современные взгляды на развитие общества (а был ли матриархат?)
  5. 1. Возникновение рефлекторной производственной деятельности
  6. 1.4. Экология гоминин
  7. 1.8. Видыгоминин
  8. 1.12. Телесная конституция человека
  9. Охота у гоминин
  10. 2.1. Орудия труда у гоминин
  11. 2.1. Технологические революции
  12. 2.6. Социальность у гоминин
  13. 2.6. Исторические формы социальности
  14. 3.1. Природа духовной культуры
  15. 3.1. Жестовый и речевой язык
  16. «Интервью с кениантропом»
  17. Кровнородственные отношения.