2. Определение культуры Э.Б. Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии.
Э.Б. Тайлор в своем основополагающем труде «Первобытная культура» так излагал предмет своего исследования: культура – это только духовная культура: знание, искусство, верования, правовые и нравственные нормы.
С идеологической точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.
Материальная и умственная культуры развиваются вовсе не единообразно во всех своих отраслях, и на деле превосходство в различных отдельных областях культуры достигается ценой деградации всей культуры данного общества в целом.
Тайлор понимал, что эволюция культуры – это не только ее самостоятельное, независимое развитие, и результат исторических воздействий и заимствований. «Цивилизация – есть растение, которое чаще бывает распространяемо, чем развивается само»
Он подчеркивал сложность и неоднозначность ценностного, аксиологического сопоставления культурных достижений, которые позволяют признать, что варварству предшествует дикость, а цивилизации – варварство.
Э.Б. Тайлор считал, что все явления культуры – материальные объекты, обычаи, верования – составляют такие же виды, как виды растений или животных, и так же, как и они развиваются один из других (выработка эволюционистского метода расположения культурных явлений по их видам, эволюционными рядами от простых к сложным, что позволяет проследить их прогресс).
Развитие культуры Тайлор понимал по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Он ставил задачу приспособления естественнонаучной классификации к потребностям этнологии. При этом единицами изучения выступали отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных.
Но естественнонаучный метод страдал ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности культуры. По его определению, культура выступает лишь как совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Эволюция каждого из этих рядов элементов культуры изучается вне связи с другими рядами явлений культуры.Основной акцент при изучении культуры Тайлор делал на анализе ее духовной стороны, прежде всего религии, магии и связанных с ними обрядов. Он считал, что религиозные верования и обряды первобытных народов не жалкое сплетение различных нелепостей, а по-своему последовательны и логичны. Вопросы для самоконтроля
1. Какие сферы жизни включает, по мнению Э.Б. Тайлора в себя понятие культуры?
2. К какой сфере материальной или духовной можно отнести различные этнографические источники?
3. Какие работы стали основополагающими в творчестве Э.Б, Тайлора? Литература
1. Кликс Ф. Пробуждение мышления. У истоков человеческого интеллекта. М., 1988.
2. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М., 2000.
3. Отюцкий Г.П. история социальной (культурной) антропологии. М.,2003.
4. Новейший философский словарь. Минск, 2000.
5. Э. Тайлор Первобытная культура. М.,1989.
Еще по теме 2. Определение культуры Э.Б. Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии.:
- 2. Определение культуры и её функции
- Многообразие определений культуры
- Глава 12 КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
- Глава 1. Судебная власть как основа судебного правотворчества (философско-юридический аспект)
- § 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного
- §11. Бессознательное как основа человеческого существования в исследованиях Зигмунда Фрейда
- ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ДУШИ И ТЕЛА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
- ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Яскевич Я. С.
- И. В. Котляров ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
- Р. С. Лаво ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ АССИРИЙЦЕВ в СОВРЕМЕННЫЙ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩИЙСЯ мир
- Е. Л. Антонова ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ФАКТОР духовного ВОЗРОЖДЕНИЯ И КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИЗНАКОВ АДАПТАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ
- Очерк Культура versus природа: «Природа как культура, культура как природа»