<<
>>

2.3. Пектораль из Толстой Могилы как ритуальный текст «второго порядка»

Кризисы ритуальных систем, связанные с социальной динами­кой и с совершенствованием конкретных способов коллективно­го запоминания и передачи информации, естественным образом должны были приводить не к полному разрушению всей и всячес­кой ритуалистики, а к обновлению ритуала, к попыткам найти новый способ значимой соотнесенности нарративного и изобрази­тельного рядов, к созданию ритуалов «второго порядка», сосуще­ствующих с получившими относительную самостоятельность нар­ративными и изобразительными «осколками» прежних, «сошедших с дистанции» ритуальных комплексов, — или даже к полному «пе­реформатированию» ритуальных семиотик, что мы наблюдаем на примере любой религиозной (а впоследствии и идеологической) революции2

Поздние греко-скифские памятники, выдержанные в «конк­ретно-натуралистической» манере, представляют собой, на мой взгляд, один из способов «вторичного» совмещения уже относи­тельно развитых к этому времени нарративных эпических техник

1 См (Фомичева 2005]

1 Лучший тому пример - инкорпорирование хрис!ианской традицией осколков лиоиисииских, митраиыских, зороаырииских и прочих изобрази­тельных и нарративных (и паже лшургических го есть имеющих опюшение к собственной xoni и выщелоченной за давпоегию лег, структуре ритуа и) комптексов именно в качестве строительного материи w, осколков, смутно опознаваемых паствой как фадипионные и значимые но включенных в иную HHiepiipciaiHBiivK) о количеыве боевых, охотничьих и любовных побед обладате 1я, соотносим в jtom смысте с отече­ственной культурой блатной татуировки, которая порой превращает все тело хозяина в «текст о судьбе» и с феноменами несколько более формализован­ными, но предназначенными нести во многом тот же самый «мессидж», вроде звездочек, которыми летчики-асы Второй мировой отмечали на фюзеляже своего самолета количество сбитых вражеских машин, или своеобразного, выработанного в ряде элитных авиационных частей (по преимуществу немец­ких и американских) «звериного стиля»

Кстати, подобная же семантика должна бы ia быть свойственна и гаi>и-ровке на теле вождя из Пазырыкского кургана Это особенно важно в нашем случае, поскольку, во-первых, пазырыкская культура вообще по miioimm па­раметрам близка к культуре скифской, а во-вюрых, конкрешыи изобразитель­ный код, свойственный пазырыкскои паяльной та!уировке — это юкальныи вариант все того же самого «звериного стиля», с непосреды венным смысто-вым наполнением которою нам еще нредсюи! разобрался

52

В Михаилин Тропа звериных с we

Кроме того, значимой характеристикой такого рода текстов является их «литературность», а вернее, изощренное сочетание рас­чета на развитый зрительский глаз, способный ухватить торевти-ческий текст во всем ею многообразии и смысловом богатсгве, и ориентации на привычку адресата к своеобразному «генеалогизи-рованному» принципу организации текста, основанного на пред­ставлении о «сквозной судьбе», крайней точкой в которой являет­ся смерть Каждая конкретная «сцена» в таком случае становится своего рода «подтверждением» или «проявлением» общей судьбы индивида, но сами эти сцены уже выстраиваются в последователь­ный, восходящий от «меньшего к большему» ряд, чтобы закончить­ся кульминацией смерти

Более высокая со структурной точки зрения степень организа­ции такого текста вовсе не отменяет ритуальной синкретичное™ на каждом конкретном его уровне «Генеалогический сюжет», прочи­тываемый в пекторали, задает своего рода «грамматику высказы­вания», в то время как и на «высшем» (общий смысл текста), и на «низшем» (каждый отдельный образ/сцена) уровнях текста сохра­няется принципиальное ритуалистическое единство смысла и фор­мы При этом «низший» структурный уровень как бы «вспоминает» исходные, древние ритуалы, с тем чтобы подвергнуть их синтагма­тической «генеалогической» развертке, а «высший» — собирает их воедино по ту сторону грамматики и реорганизует на новом, более адекватном изменившейся социокультурной ситуации уровне

<< | >>
Источник: Вадим Михайлин. ТРОПА ЗВЕРИНЫХ СЛОВ Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. 2005

Еще по теме 2.3. Пектораль из Толстой Могилы как ритуальный текст «второго порядка»:

  1. § 2. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ
  2. 5. Модальность и модализация
  3. 14.1 Крым в древности и в средние века
  4. Как сделать текст более доступным?
  5. Семиотика культуры и понятие текста
  6. ГЛАВА 10 СКИФЫ И САРМАТЫ
  7. Отображение движения путем конструирования (последовательностей
  8. Лекция десятаяОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ БОГОВ
  9. От текста к пользователю: когерентность как свойство текста
  10. 14.4. Выбор оптимальных планов для полиномиальных моделей
  11. ЗОЛОТОЕ ЛЕКАЛО СУДЬБЫ: ПЕКТОРАЛЬ ИЗ ТОЛСТОЙ МОГИЛЫ И ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ СКИФСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ
  12. 1. ПЕКТОРАЛЬ КАК ЕДИНЫЙ ТЕКСТ. ОСОБЕННОСТИ «СТРУКТУРНО-ТОПОГРАФИЧЕСКОГО» КОДА
  13. 2.3. Пектораль из Толстой Могилы как ритуальный текст «второго порядка»
  14. 6.1. Общие соображения
  15. 3.2. ПЕРЕБРАНКА МЕЖДУ СИНФЬОТЛИ И ГУДМУНДОМ КАК РИТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
  16. ОБЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
  17. 1.1. Фразовая номинация как объект лингвистического описания
  18. III.1.1. Денотативный аспект фразового наименования как метазнака
  19. Лекция 4. НОМИНАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС. НАЗВАННОЕ И НЕНАЗВАННОЕ ВОКРУГ НАС