<<
>>

Переживание и осмысление старости

В здравицах человеку желают счастливой, спокойной старости, когда, говоря словами Цицерона, «жизнь, прожитая прекрасно в нравственном отношении, пожинает последние плоды в виде авторитета»143.

Дополнительно к всеобщему уважению - это старость верующего человека, которого любит и осеняет добрым взглядом Создатель, укрепляя волю, умножая его нравственную силу, ср.:

Чтобы их старцы почтенные

Из их благом приобретенного имущества

Средства для хаджа (паломничества) выделяли,

Чтобы их бороды пышными были,

Чтобы их чалма оставалась их детям в наследство,

Чтобы их младшим они указания (наставления)давали. Украшая мечеть пусть такими они живут.

В застольной брани в отличие от этого представлен образ несчастливой, беспокойной, тревожной, безобразной старости, которая является для завистника наказанием за его грехи. В одном из тостов за противодействие здравице в честь родного края ему желают превратиться в девятилетнюю ящерицу, которая бьется в конвульсиях, не будучи в состоянии сдвинуться с места:

«Эта страна сейчас так [хорошо] живет,

Почему ей так жить удается?

Не дадим (не позволим) ей благоденствовать!», - говоря,

Если сегодня какой-либо враг на нас пойдет,

О, Аллах, дай ему серыми каменьями купаясь,

Грубым, шершавым старым сукном обтираясь,

Прыгая вперед,

Тотчас назад отлетая,

Достигшей девятилетнего возраста ящерицей,

Аллах всемогущий пусть его оставит!

(Цицерон, 23)

Смысл такого сравнения можно понять, лишь приняв во внимание, что обычно ящерица живет не больше семи лет. Здесь же речь идет

о девятилетием возрасте, то есть о возрасте запредельного истощения и дряхления, когда ящерица если еще и жива, то теряет способность передвигаться, и, разлагаясь, покрывается слизью, становится отвратительной на вид. Поэтому тщетны и комичны ее попытки двинуться с места. Получается почти как у Козьмы Пруткова: «несусь, не двигаясь вперед». Вдобавок ко всему автор послания просит оставить его в таком жалком состоянии навсегда, навек. Это гротеск весьма характерный для общей направленности застольных проклятий. В нем сочетаются образы гниющего тела, безобразной, мучительной и вечной старости, которые символизируют жестокое наказание носителей зависти и зла.

<< | >>
Источник: Э. Гучинова, Г. Комарова. Антропология социальных перемен. Исследования по социальнокультурной антропологии : сборник ст. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2011

Еще по теме Переживание и осмысление старости:

  1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  2. Руководящие идеи исторического построения
  3. 2. Две установки. Диалектика трагизма
  4. 1.4.11. Две базовые тенденции в современной философской антропологии
  5. Переживание и осмысление старости
  6. §4.2. Тест на зрелость планетарной цивилизации (Очерк сценария выживания)
  7. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века
  8. От кухни до гостиной
  9. Репортаж
  10. Кандидат философских наук Н. ГОРДИЕНКО О ХОРОШИХ МАНЕРАХ